Как учиться в путешествии: от континента к континенту

Красноярка Александра Демидова вместе с детьми отправилась в путешествие длиной в четыре месяца. Демидовы и раньше зимовали в теплых странах, но старшая дочь в 2015-ом пошла в первый класс, а семья решила не отказываться от своего образа жизни. Миле тогда было 7 лет. И ее мама организовала домашнее обучение в путешествии между континентами. Читайте, как это было.

7,5 кг учебников

Моей дочке 8 лет, сейчас она учится во втором классе. Я никогда не планировала обучать ребенка дома. Но, когда дочка пошла в первый класс, решила попробовать. Определяющей в решении стала страсть к путешествиям. Я попросила мужа полистать закон об образовании. Оказалось, домашнее обучение организовать довольно несложно. Муж написал заявление на дистанционное обучение по причине командировки. Я встретилась с классным руководителем, сообщила о своем намерении учить дочь самостоятельно и попросила помощи. Учитель пошел нам навстречу! Выдала учебники, даже расписала примерно, к каким страницам они придут через 3 месяца.

Итогом этой встречи стало понимание: основная задача начальной школы — приучить ребенка к определенному ритму. Имеется в виду привыкание ребенка к системе: учитель сказал — ребенок понял, сделал задание — получил домашнее задание — дома объяснил родителю, что задано и т.д. В итоге в поездку мы взяли 7,5 кг учебных материалов!

Играть в школу вместе

После перелета и заселения я выделила несколько дней на отдых. Затем мы приступили к обучению. Занимались в обеденный сон младшего ребенка, обычно по 1,5 — 2 часа. Заводила будильник на каждый урок на 30-35 минут. Я, как учитель, была все время с дочкой, сидела за столом и просила зачитывать задания, выполнять их. Старалась наполнять процесс юмором и оптимизмом.

Обычно половина времени уходила на теорию, половина на практику. Как только звенел будильник, ребенок отправлялся на перемену на 5-10 минут. Я снова заводила будильник. И так далее. Зачем нужны перемены? Чтобы была возможность переключиться, и так проще было потом «въехать» в школьную жизнь.

Мы занимались каждый день, кроме выходных, праздников, перелетов-переездов. Однажды в гостях у Милы была подружка, и я случайно привлекла ее к нашим занятиям. Результат получился потрясающий! Играть в школу вместе — гораздо веселее и время идет быстрее.

Скажу честно, мне бывало лень. Иногда не хватало времени. Тогда я разрешала Миле заниматься по дополнительным материалам самостоятельно. Но все это происходило ПОСЛЕ того, как образовалась система уроков. Кроме этого, я ввела систему оценок. Накупила наклеек и по паре штук клеила на каждую страничку. И не забывала хвалить за достижения.

Учить за партой или в поездке?

После возвращения домой предстояла интеграция в обычную жизнь. Мила соскучилась по учителю и одноклассникам, всю первую неделю подскакивала раньше времени и неслась в школу. Я тоже ходила на беседу с учителем, чтобы узнать, будут ли какие-нибудь тесты для нее. Оказалось, ничего не нужно, и Мила продолжила учиться. Только вдохновения ей хватило ненадолго. Буквально через месяц в тетрадках начали появляться грустные смайлики (учитель так оценивала работу). Оказалось, пока Мила отсутствовала, учитель объяснила, сколько пропускать строчек между работами. И когда Мила обращалась к учителю за помощью, та злилась и говорила, что устала повторять всем одно и тоже. Меня это ужасно возмутило. Я с большим трудом добилась, чтобы нам разъяснили эти странные правила. Проговорила с Милой, сделала с дочкой несколько работ. И заново стала заниматься с ней, как в путешествии, поддерживая и одобряя, наклеивая свои наклейки в отдельный блокнот. Все получилось! Сейчас дочка отличница.

Я уверена, все зависит только от самоорганизации родителей, а не ребенка. Часто приходится слышать: «Неее, мой такой неусидчивый». На самом деле, все реально. Как только договоришься с собой, осознаешь свою ответственность за процесс, начнешь учитывать особенности своего ребенка, все становится понятно. Да, это не так просто, но у меня был выбор: из-за школы прекратить все поездки. Или же попробовать изменить ситуацию.

Что полезней, учить за партой или в поездке? Например, будучи в Сиднее, мы поехали в заповедник «Голубые горы». От станции метро несколько километров до заповедника. Вот всю эту дорогу мы всей семьей учили стих «кто на лавочке сидел», уверена, дочка запомнила стих и эту атмосферу навсегда! Думаю, такой опыт очень полезен для школьника. Теперь не страшно ехать на любые гастроли или соревнования. И от этого у меня появилась нереальная внутренняя свобода!

«Ключики»

к сознанию ребенка

Фразы, которые выручали во время уроков (их Саше подсказала детский психолог Светлана Нерода).

— Я даже представить не могу, как тяжело было на уроке, спасибо что ты была и справилась.

— Мне очень нравится. Молодец!

— Нарисуй мне строчку таких красивых слов/букв/цифр. Дай мне возможность тебя хвалить!

Когда не хотелось делать уроки:

— Будешь готова, начинай делать (обычно, минут через 5-10, начинала).

Когда что-то не получалось:

— Очень жаль что не получается. Но я тебя люблю даже если не получается. Вдохни, выдохни и попробуй еще раз!

Поделиться
Поделиться
Поделиться