Это интервью мы сделали после вот этого разгромного поста. Конечно, нет ничего проще, чем поговорить о том, что не так в городе, и разойтись. Не нам же выделять средства, а потом доводить всё до ума ручками. Но урбанисты всего мира (люди, которые изучают вопрос, как сделать так, чтобы всё в городе было красиво и удобного) говорят, первый шаг к тому, чтобы любой город стал лучше — честно признать проблемы и увидеть, что плохо. Этим и займемся.
Этот человек недавно предсказал Красноярску, как городу, позор на Универсиаде, если организаторы не изменят выбранный курс. Он в своем блоге заявил, что власти делают столько ошибок, что гостей лучше вообще не пускать в город. Аркадий Гершман — урбанист и красноярец. 7 лет назад поступил в высшую школу экономики и уехал в столицу. Сейчас проводит воркшопы при Департаменте транспорта Москвы и ведет несколько проектов в области транспортного и городского планирования в городах России. Мы спросили, чего не хватает Красноярску, чтобы стать, как это сейчас принято говорить, удобным для людей городом.
А это Анна Гейнце — журналист, активный горожанин, мама маленькой дочки, автомобилист. В общем, Аня не встанет на какую-то одну сторону, она собрала в себе несколько типов горожан. Именно поэтому редакция сайта «Город Прима» и попросила ее поговорить с урбанистом о городе.
Вы провели в Красноярске лекцию для интересующихся городским планированием. О чем спрашивали сами красноярцы?
Было много вопросов по поводу активных граждан: как достучаться до чиновников и делать город лучше. Видимо, у местной власти пока не очень получается слышать и слушать горожан. Исправить это вполне по силе, но нужны действия обеих сторон. Были вопросы по поводу открытости данных — люди не знают, что в городе проводятся исследования, так как мэрия не афиширует их для широкой публики. Тоже вполне решаемая проблема, если признать, что это именно проблема, пока власти города не считают, что перед горожанами надо отчитываться, видимо.
Если бы вы были чиновником, принимающим решения, какие три места в городе и как вы бы преобразили полностью.
Набережную Центрального района, проспект Мира и Центральный парк — это места, которыми пользуются абсолютно все жители города, и которые нужно приводить в порядок в первую очередь, после уже можно будет штамповать решения на другие объекты. Как — это вопрос кропотливой и долгой работы над концепцией. Набережная сейчас — это большое асфальтовое поле и парковка, по большей части, и это неправильно. Мира — это скорее дорога и парковка, плюс П-переходы и коптящие автобусы. Всё это мало похоже на «город для людей».
Набережная сейчас — это большое асфальтовое поле и парковка.
Мира — это дорога и парковка, плюс П-переходы
и коптящие автобусы.
Аркадий Гершман
Несколько лет назад в городе началась и сейчас продолжается застройка Театральной площади. Из двух зол, что хуже — парковка, которая была там, или три отеля?
Конечно же, парковка хуже. Любая наземная парковка означает, что место выпадает из общественного пользования и что место распределяется неэффективно в пользу абсолютного меньшинства. Парковку можно делать в разумных пределах, чтобы соблюсти интересы общества и автомобилистов. Конечно же, за плату. А отели — это точки притяжения и формирования потоков людей, а это значит, что места будут живыми, проходными, то есть общественными зонами. Это хорошо с точки зрения социальных связей, безопасности, бизнеса и так далее.
В Красноярске нет пешеходной улицы. Какую улицу, лично вы, сделали только пешеходной (кроме проспекта Мира).
Проспект Мира не обязательно делать чисто пешеходным. В идеале его стоит сделать пешеходно-трамвайным, чтобы у жителей и гостей города не пропадала транспортная доступность улицы. Пока же можно оставить там по одной полосе движения для резидентов и общественного транспорта, а остальное отдать пешеходам и велосипедистам. Чисто пешеходной я бы сделал на первое время либо улицу Кирова, либо Диктатуры Пролетариата в границах Ленина-Карла Маркса, но должно пройти время, чтобы они сформировались именно как пешеходные зоны.
Кстати, у нас собираются уже несколько лет создать Исторический квартал. Как считаете, это интересная идея? В каком виде квартал будет полезен городу и понравится жителям?
Идея не новая — в Иркутске такой квартал уже давно есть, и в планах продолжить делать такие же исторические пешеходные кварталы. Надо понимать, что на сами дома мало кто пойдёт смотреть, лишь единицы, людей же привлекают точки притяжения в этих домах. Секрета успеха единого нет — нужно максимально подстроить квартал и условия под бизнес, который будет чувствовать запросы горожан и отвечать на них заведениями, которые и станут ежедневным магнитом для людей.
Вы верно заметили, в городе нельзя дойти из пункта А в пункт Б и не напрягаться. Особенно, если с коляской или с ребенком на самокате. Штурмовать бордюры приходится каждые 20-30 метров. Их продолжают оставлять высокими даже на новых улицах. Я журналист, и пользуясь этим, составила обращение к мэру. Мы приложили порядка 150 фото доказательств, но все чего добились — это разовая встреча с мэром и несколько переделанных бордюров. Как еще жители могут менять ситуацию, помогут ли письма по каждому случаю?
Я бы один раз предложил мэру прокатиться на инвалидной коляске по бордюрам и подземным переходам. Вот как это делают в Нью-Йорке. Но, как минимум, нельзя переставать говорить и писать на эту (и любые другие) тему, иначе чиновники поймут, что могут и дальше сидеть на стуле, ничего не делая, а в крайнем случае позвонить и пригрозить чем-то. Как только они поймут, что надо что-то делать, либо идти на пенсию, сразу засуетятся, и уже не будет попыток уйти от обязанностей. Вместе с этим нужно поднимать вопрос не только исправления старых ошибок, но и недопущения новых. Для этого нужно принять местный стандарт благоустройства и во всех контрактах его прописывать. Куда проще и дешевле не допускать новых ошибок, чем исправлять старые.
Так же несколько лет в городе идет борьба за сохранение существующих зеленых зон и создание новых. Сталкиваются интересы жителей и разных собственников. Везде чиновники и строители обещают «парк в другом месте». Вы верите в это? У вас есть примеры из других городов, когда такие обещание превзошли ожидания? Какой совет можно дать защитникам?
Пока чиновники и девелоперы будут ставить жителей перед фактом — будут такие проблемы. Зато когда чиновники и бизнес догадаются подключать местных жителей ещё на этапе принятия решения и формирования проекта, про это все забудут, ибо такие вопросы будут решены в рабочем порядке. И все будут довольны.
Что бы вы сделали с Центральным парком и новым сквером 400-летия на Взлетке?
Уволил бы директора первого и проектировщика второго. Центральный парк — это место, куда можно сходить лишь с ребёнком и ради него. В парке совершенно не думают, как заманивать активностями и культурой людей. Так было и с парками в Москве, пока не сменилось руководство. В случае с парком 400-летия, то он сделан по принципу birdshit — красиво смотрится с вертолёта и с проектных чертежей, людям в нём делать нечего. Это не парк для людей, а строительство ради строительства. Никто не думает, зачем туда пойдут люди, и как парк будет жить после сдачи.
В городе — беда не со скверами, а с общественными пространствами.
Аркадий Гершман
У нас как-то было не принято делать малые скверы. Сейчас немного начали… и все-таки будущее за ними, даже если их воткнули на перекрестке всех дорог.
Ну почему не принято? Посмотрите на проспект Мира — там такие есть. Но надо уходить от понятия сквер/парк — это всё общественные пространства с одними принципами, но разными механизмами реализации этих принципов. И такими общественными местами может и должна быть обычная улица, двор, площадь или тот же сквер. В городе — беда не со скверами, а с общественными пространствами.
Материал как раз про то, что часть парка все-таки отдадут под проекты дизайнеров и архитекторов.
Парком 400-летия Красноярска займутся молодые дизайнеры
Конкурс арт-объектов для города изменит парк на Взлетке
Кстати, в своих постах вы резко против ярких детских площадок. А чем именно они вам и многим другим урбанистам «насолили»? Я замечаю по своему ребенку, который 9 месяцев в году видит серость, что такие комплексы ей нравятся. В чем соль? Чем лучше другие?
Проблема ярких детских площадок в том, что они нравятся визуально взрослым, которые на них не играют, поэтому каждую детскую площадку делают вырвиглаз-цветами, хотя во всём мире так либо не делают массово, либо не делают вообще. Основная причина в том, что буйство красок негативно влияет на психику ребёнка, в том числе искажает чувство прекрасного. Такого разнообразия цветов нет в естественной среде. Детям по большей части всё равно, где и как играть, взрослые же пытаются компенсировать недостаточность сценариев игры на площадке или их качество яркой краской. Если посмотреть на лучшие игровые площадки мира, то там нет буйства красок, но зато ребёнок сам выбирает, как и с чем играть — сценариев великое множество.
А на какие зоны отдыха сейчас запрос у взрослых? Правильно ли развивается, например, остров Татышев?
Остров Татышев развивается, как спортивная зона с очень ограниченным набором предложений и активностей. Спорт, конечно же, должен быть одним из направлений развития, но он основное. Ну, и элементарно на острове нет туалетов, о чем тут ещё можно говорить? Запросы у взрослых самые разные — сколько людей, столько и запросов, и общественные пространства должны удовлетворять большинству. Кто-то хочет заниматься йогой на траве, кто-то смотреть кино под открытым небом, а кто-то просто почитать книжку на берегу Енисея или посмотреть выступление театра на открытом воздухе. Администрация должна чувствовать настроение горожан и отвечать на них, при этом не обязательно делать всё самим, ведь можно просто не запрещать тому же театру и центру йоги проводить свои мероприятия у себя на территории.
Что больше всего нужно Красноярску, чтобы он стал городом для людей?
Самое основное — кадры, которые смогут это понять и воплотить в жизнь. Без этого любое начинание скатится до низшего уровня.
Авторы фото — Александр Шутюк и Елизавета Драй