Примерка по Саратову

Почему красноярцам надо следить за тем, как меняется город на Волге

Знаете ли вы, что общего у Красноярска и Саратова?

А между тем, статистики, городские экономисты и антропологи подсчитали, Саратов похож на 28% российских городов. Саратов стал экспериментальной площадкой, где сейчас КБ «Стрелка» и Агентство ипотечного жилищного кредитования пробуют, разрабатывают и тестируют новые стандарты благоустройства. Презентацию этого проекта устроили на Городском форуме «Среда для жизни». Основные тезисы, картинки и комментарии с примеркой на Красноярск — в материале.

Дизайн-код

То, что в Красноярске зашло в тупик, в Саратове провернули за пару месяцев. Дизайн-код пока введен (зависть) только на центральной пешеходной (зависть) улице. Это ясно, торопились к форуму. Не без критики, не без возмущений бизнеса, но ввели. В КБ «Стрелка» разработали стандарт: вывески должны занимать не больше 30% фасада этажа, вместо 50%, определили положение рекламных конструкций.

Из подслушанного в Саратове: главный художник несколько лет добивался введения дизайн-кода. Его никто не поддерживал. А ради форума все организовали за пару месяцев.

Дизайн-код в Саратове был введен быстро, но не очень гладко. Но это нормально, говорит один из кураторов проекта. И передает привет красноярскому бизнесу.

Алена Жмурова, архитектор КБ «Стрелка» и руководитель проекта по комплексному развитию среды Саратова

комментарий по теме

Это процесс, который нельзя остановить. Я повесил баннер метр на 0,5 метра, рядом сосед повесил 1 метр на 2, рядом сосед 3 на 3, четвертому некуда повесить 4 на 4, он повесил лампочки и музыку. Но в итоге — не выигрывает никто. В итоге — никого не видно. Ты находишься в среде визуального шума, ты не можешь заметить никого из них. Когда все уравнены, ты начинаешь замечать то, что написано. Когда разрабатывается проект, каким бы он не был хорошим, у всех людей, возникает резкое отторжение. Это их касается напрямую. Надо искать компромисс, главное найти разумные аргументы. То, что дизайн-код уравнивает конкуренцию на улице — они услышали. Был принят городской закон. Это был довольно короткий, болезненный срок, но это центральная улица. В течение года дизайн-код должен распространиться на весь город.

Тестовое проектирование

Главное изменение, которого сейчас ждет Саратов, это реконструкция площади перед железнодорожным вокзалом. Это реконструкция — показательная для всей страны. КБ «Стрелка» предлагает покуситься на полосы автомобильного движения. Забрать у водителей половину дороги и отдать пешеходам. Автовладельцы все равно не ехали по четырем полосам, а запарковывали, что можно машинами. Так было.

Опять же подслушано — продавцы привокзальных павильонов распереживались из-за парковки. Но, к слову, авторы проекта объясняют: парковки и так не должно быть — меры безопасности.

А теперь о том, как стало. У водителей забрали две полосы, движение всех автобусов и троллейбусов свели в один маршрут и сделали единый остановочный пункт. Да, и добавили скамеек и клумб. Почему эта история показательная? Потому что в Саратове впервые пошли на тестовое проектирование. Не заложили все сразу бордюрами намертво, не перекопали площадь, а сделали пробную, временную разметку. Поставили мягкие столбики, пешеходную зону украсили рисунком, чтобы водители привыкали — не их это теперь территория. И начали опросы горожан.

Джеф Спек, урбанист, автор книги «Город для пешеходов»

комментарий по теме

Когда вы водите авто, все окружающие для вас или угроза, или препятствие. И поэтому водители ведут себя агрессивно. Водитель сражается за место на дороге, водители борются за выживание. В Америке мы занимаемся сменой разметки, очень трудно переносить бордюры, коммуникации. Стоит положить новый слой асфальта, разделить разметкой авто и пешеходов или велосипедистов, это делается декоративными методами. А вот сколько места оставить авто, а сколько пешеходам — это вопрос политической воли.

То, что происходит на привокзальной площади в Саратове тоже может войти в систему в российских городах. Прежде чем изменить все, проверить новую схему движения тестовым проектированием.

Набережная

Набережная — вот, что общего у Саратова и Красноярска. И там, и у нас ее будут менять при участии «Стрелки». В Красноярске над проектом работает компания «Проектдевелопмент». Сайт «Город Прима» уже публиковал эскизы. Часть работ должна быть закончена уже в этом году.

Александра Сытникова, партнер КБ «Стрелка», курирует реализацию национальной программы «Формирование комфортной городской среды»

комментарий по теме

В ладоши одной рукой не хлопнешь. У нас упоительно идет работа с Красноярском. Выбрали команду, идет слаженная работа. Администрация Красноярска тоже активно участвует. Мэр погружен в проект. Основная цель проекта — запустить, показать пример. Специфика Красноярска, что на набережной много собственников. А набережная — это главное богатство города. Решается все индивидуально в каждом отдельном случае. Это не быстрый механизм. Надо общаться с собственниками, описывать, лучше в цифрах, как улучшится их состояние. Пока переговоры успешны.

В целом, все, что происходит в Саратове гораздо шире вот этих трех пунктов. Например, разрабатываются новые требования к типовой застройке. Сделать так, чтобы высотки перестали быть коробками, не портили экологию и вид на исторический центр. Все, что сейчас придумывает «Стрелка» носит рекомендательный характер, если на это не пойдут власти и если не получится переписать старые строительные нормы, то ничего и не будет. Если при таких-то вложениях не получится у Саратова, не ясно, получится ли у кого-нибудь еще. А между тем, там же на Городском форуме в Саратове «Стрелка» презентовала систему оценки благоустройства в городах. И Красноярску со своей низкой оценкой что-то надо делать.