Красноярские оркестры поставят рекорд

Отвечаем на вопросы, которые возникают у вас на концертах. А спросить не у кого

8 сентября новый сезон Красноярская краевая филармония откроет экспериментом. На одной площадке впервые окажутся два оркестра и три дирижёра. Объясняем на примере оркестрового рекорда, как устроен такой большой концерт. Почитайте материал, теперь, сидя в зале, вы сможете объяснить тем, кто рядом, почему дирижёр здоровается не со всем оркестром.

Зачем оркестру дирижёр?

— Чтобы получился не какой-то шум, а настоящая музыка. Без дирижера музыка — это просто нотный текст, который лежит на пульте у каждого музыканта. Задача дирижера — продумать трактовку произведения и донести его смысл, заложенный композитором, до каждого слушателя, чтобы публика испытала сильные эмоции, прочувствовала и поняла музыку.

— Чтобы оркестр звучал как единое целое. Нужно много и упорно репетировать. Дирижёр прорабатывает партитуры с музыкантами, пока не будет удовлетворён звучанием и общим смыслом сочинения.

— Чтобы оркестр работал сплочённой командой. Для этого дирижёр, как настоящий искатель сокровищ, тщательно подбирает музыкантов в оркестр.

— Чтобы оркестр рос и развивался. Дирижёр выступает в роли продюсера — организовывает гастроли по всему миру, выбирает репертуар для оркестра, организовывает творческий процесс.

— Чтобы на концерте оркестр не сбивался с ритма и настроения. Руки дирижёра задают скорость, общий настрой и силу звука.

— Чтобы оркестр всегда был на подъёме и в тонусе. Дирижёр — вдохновитель музыкантов. Настроение и эмоции дирижера передаются музыкантам оркестра во время исполнения музыкальных произведений, благодаря чему возникает особое состояние совместного музицирования, что передается слушателям, сидящим в зале.

А как было до появления дирижёра?

Чтобы объяснить это, в Красноярской краевой филармонии сделали анимированные ролики.

В древних Египте, Греции в ходу было «шумное дирижирование» — активно стучали по полу, отбивая ритм с помощью большого посоха, увесистой палки или специальной сандалии с железной пяткой.
XVII-VIII век — подстраивались под игру на клавесине или органе.
XVIII век — первая скрипка задавала ритм, размахивая смычком.
XIX век — появилась первая дирижёрская палочка.

Этикет дирижёров

— В начале концерта поклон — приветствие зрителей. Дирижёр проходит за дирижёрский пульт, становится лицом к зрителям и кланяется, выражая уважение и приветствие

— Рукопожатие с первой скрипкой. В лице первой скрипки дирижёр приветствует весь оркестр.

— Рукопожатие с солистом. Если исполняется концерт для солирующего инструмента, например, если Денис Мацуев играет с оркестром, то дирижер обязательно пожимает руку солисту, приветствуя его и желая удачи.

— Руки приподняты — «внимание на дирижёра, готовность № 1». После поклона зрителям, дирижёр поворачивается лицом к оркестру, проверяет их готовность и приподнимает руки, давая сигнал: «внимание, приготовились»

— Взмах палочкой — сигнал старта к игре.

— После каждого произведения дирижёр поднимает оркестр, становится лицом к зрителям и кланяется, принимая аплодисменты. Кланяется только дирижёр, оркестр принимает аплодисменты стоя лицом к зрителям.

Проверьте, так ли все это на практике, 8 сентября. За дирижерский пульт встанут три дирижёра:

Владимир Ланде — главный дирижер и художественный руководитель Красноярского Академического Симфонического Оркестра
Валерий Шелепов — главный дирижёр и художественный руководитель Красноярского русского оркестра имени А.Ю. Бардина
Саша Мякиля — приглашённый дирижёр из Финляндии

Они не будут делить оркестры. Одно произведение — один дирижёр — один оркестр. Первое отделение исполнит Симфонический оркестр. Второе — Русский. В какой-то момент на сцене окажутся два оркестра одновременно, это 176 музыкантов. Огромный коллектив сыграет «Хакасскую рапсодию». Произведение было специально написано для открытия сезона.

Михаил Крутик

Композитор, автор «Хакасской рапсодии»

Источником вдохновения при создании «Хакасской рапсодии» для меня являлись уникальная природа и самобытная культура одного из красивейших регионов России. Два оркестра в начале пьесы выступают носителями различных образных и эмоциональных функций: оркестр народных инструментов — гармонично-субъективной, а симфонический — стихийной и конфликтной. В процессе развития эти два начала приходят к согласию и сливаются в заключительном танце, в котором использованы интонации и ритмы хакасской музыки.

Билеты на открытие филармонического сезона — от 250 рублей. Можно купить онлайн.

Автор фото — Никита Ларионов, все фотографии предоставлены пресс-службой Красноярской краевой филармонии.

Программа концерта:

1 отделение.
Сибелиус. Сюита для оркестра «Карелия»

Прокофьев. Симфония № 7

2 отделение
Ю. Клепалов. Поэма «Русь»
А. Лепёхин, слова С. Есенина «Я по первому снегу бреду»
А. Бабаджанян, слова А. Дмоховского «Сердце на снегу»
В. Кошелев. Свободная обработка на тему русской народной песни «Эх ты, Ваня»
В. Макарова. «Балалайка XXI века»

Поделиться
Поделиться