25 главных фильмов
2017 года

Что посмотреть вечером? Подборка кино не для баламошек*

*В Словарике изысканных ругательств можно посмотреть значение слова, хотели подчеркнуть, что получилась подборка непустого, умного, местами даже фестивального кино.

Кинокритик Антон Марцинкевич специально для «Города Прима» составил подборку 25 лучших фильмов этого года. Перед вами передовые работы ведущих европейских режиссеров Софии Копполы, Даррена Аронофски, Аки Каурисмяки, срывавшие овации Канн, Берлина и Венеции. Масштабные полотна от Кристофера Нолана и Дэнни Бойла — гениальных постановщиков современности. А также совсем камерные проекты, которым удалось при скромном бюджете стать настоящими сенсациями в своих странах. Познакомьтесь с новыми именами из Мексики, Новой Зеландии, Испании и Аргентины, которых теперь знает весь кинематографический мир.

25. Сусана, ты меня убиваешь / Me estas matando Susana Роберто Снейдера

Мексика — Канада, 2015, 100 мин.

Оригинальный ромком, снятый мексиканским режиссером Роберто Снейдером. В один прекрасный день красавчик Элихио просыпается в кровати один, а его жена бесследно исчезает. Очень событийное кино, в котором главные герои сначала делают, а потом думают. От этого сюжет наматывается как снежный ком, умело обходя привычные для такого жанра банальности и клише. Вишня на торте — любимец всех интеллектуально настроенных барышень Гаэль Гарсия Берналь.

24. Одаренная / Gifted Марка Уэбба

США, 2017, 101 мин.

Марк Уэбб — режиссер, старающийся делать развлекательное кино с человеческим лицом. В «500 дней лета», в свое время, ему удалось найти особенную интонацию в диалоге со зрителем. Новая работа «Одаренная» рассказывает историю про экстраординарные математические способности 7-летней девочки Мэри (МакКенна Грейс). Что лучше для маленького гения — развивать свой дар в спецшколах или жить обычной жизнью ребенка? Отдыхающий от роли Капитана Америка Крис Эванс играет здесь дядю Мэри и снова сталкивается с суперспособностями, только не во вселенной Марвэлл, а в реальной жизни.

23. Взрывная блондинка / Atomic Blonde Дэвида Литча

Германия — Швеция — США, 2017, 115 мин.

Легкомысленное название этого фильма никого не должно вводить в заблуждение. «Atomic Blonde» — очень стильный шпионский триллер в духе романов Ле Карре. Безупречно переданный Берлин 1989 года как раз накануне падения Берлинской стены. Особой строкой — потрясающе поставленные сцены драк, в которых натурализма больше, чем во многих авторитетных экшенах. Известно, что во время сьемок Шарлиз Терон, например, сломала два зуба. За все это в ответе режиссер Дэвид Литч — бывший голливудский каскадер и соавтор «Джона Уика», который смог сделать кино о войне разведок, оказавшееся гораздо глубже, чем многие рассчитывали.

22. Охота на дикарей / Hunt for the Wilderpeople Тайка Вайтити

Новая Зеландия, 2016, 101 мин.

Кино из экзотической Новой Зеландии, одна из главных кинонаходок этого года. Это безмерно обаятельная история про союз пожилого фермера (его исполняет Сэм Нил) и проблемного толстого мальчугана, от которого отвернулись даже органы новозеландской опеки. Камерная семейная комедия накладывается на приключенческое buddy movie, умещает в себе забавные отсылки к «Властелину Колец» и «Терминатору». С немного наивным сюжетом окончательно примиряют шикарные пейзажи Новой Зеландии и несколько первоклассных комедийных сцен.

21. Перестрелка / Free Fire Бена Уитли

Великобритания — Франция, 2016, 91 мин.

Оригинальное название «Free fire» (Свободный огонь) весьма точно характеризует содержание картины британца Бена Уитли. Его «Перестрелка» — это торжество формы, приветы и поклоны ранним Тарантино и Ричи. 90% действия фильма разворачивается на старом заброшенном складе, куда съезжаются две ирландские ОПГ, чтобы провернуть сделку по оружию. Когда что-то начинает идти не так, несколько мужчин и одна девушка оказываются в индустриальных окопах, между какими-то баками и бетонными блоками с одной единственной целью — пристрелить противника.

20. Невидимый гость / Contratiempo Ориола Паоло

Испания, 2016, 106 мин.

Настоящее сокровище для любителей запутанных детективов. Испанский «фильм года» с гениальным сценарием каталонца Ориола Паоло, который запросто встает в один ряд с «Исчезнувшей» или «Первобытным страхом». Вся жанровая атрибутика на месте: различные точки зрения, взаимоисключающие версии, скелеты в шкафу подозреваемых. Есть и за кем следить — главная роль у Марио Касаса, запомнившегося многим по подростковой классике «Три метра над уровнем моря».

19. Т2 Трейнспоттинг (На игле 2) / T2 Trainspotting

Великобритания, 2017, 117 мин.

Один из самых ценных проектов уходящего года. Спустя 22 года Дэнни Бойл делает сиквел «Trainspotting». Оригинальный «На игле» был, безусловно, культовым фильмом, рупором для поколения 90-ых, символом протеста и примером альтернативного мышления. Удивительно видеть на экране Иэна Макгрегора и Джонни Ли Миллера, снова возвращающихся во вселенную Бойла. Зритель, как и тогда, находится в неприглядном Эдинбурге вместе с Рентоном, Кочерыжкой, Кайфоломом и Бегби. Герои, однажды потерявшие все, продолжают вести аутсайдерский образ жизни, наперекор течению времени.

18. Аритмия Бориса Хлебникова

Россия, 2017, 116 мин.

Победитель Кинотавра-2017, на данный момент, возможно, лучшая работа Бориса Хлебникова. Помимо очень душевной и хрупкой лирической линии, которая великолепно выстроена Александром Яценко и Ириной Горбачевой, большой успех «Аритмии» в том, что это еще и производственное кино. Хлебников, который сам ездил на реальные вызовы с врачами скорой помощи, в своем фильме очень достоверно, почти с документальной четкостью, воссоздает все нюансы этой профессии. Таким образом, режиссер показывает срез современного российского общества, последней надеждой которого становится машина скорой помощи, из последних сил пробивающаяся сквозь московские пробки.

17. Гиппопотам / The Hippopotamus Джона Дженкса

Великобритания, 2016, 89 мин.

Не пропустите также и «The Hippopotamus» по роману Стивена Фрая. Один час двадцать шесть минут английского литературного юмора и чудесной игры Роджера Аллама. Бывший поэт, нынче рьяно прикладывающийся к стакану, циник за 50, приезжает в поместье к знакомому лорду. Его просят стать свидетелем настоящего чуда. Говорят, что младший сын лорда исцеляет людей от рака. Стоит ли говорить, что герой Аллама — скептик с большой буквы, во всем привыкший видеть угасание и тлен, мягко говоря, с недоверием отнесется к незаурядным способностям парня.

16. История призрака / A Ghost Story Дэвида Лоури

США, 2017, 92 мин.

Смелый и незаурядный проект режиссера «Пита и его дракона» Дэвида Лоури. Малобюджетное инди-кино о быте, как бы странно это не прозвучало, призрака. Не стоит обманываться, это не хоррор или мистика, а скорее философское размышление о зависимости времени от места. При определенном настроении фильм позволяет погрузиться почти в медитативное состояние. Помимо призрака в белой простыне, в картине заняты прекрасные Руни Мара и Кейси Аффлек.

15. Роковое искушение / The Beguiled Софии Копполы

США, 2017, 93 мин.

Что бы ни снимала София Коппола, к ней всегда приковано повышенное внимание. В этом году жюри Каннского фестиваля, далеко не единогласно, но присудила ей главную режиссерскую награду. Оригинальное название фильма звучит как «Обольститель», и оно гораздо ближе по смыслу. Во время гражданской войны в США раненый капрал (Колин Фарелл) находит приют в женском пансионе. Поначалу ему кажется, что он, избежав плена, очутился в райском месте, но коллектив девушек во главе с наставницей Мисс Мартой (Николь Кидман) быстро рассеивают эти иллюзии.

14. Лев / Lion Гарта Дэвиса

Великобритания — Австралия — США, 2016, 118 мин.

Одна из самых пронзительных работ в 2017-ом году. История пятилетнего индийского мальчика Сару, который потерялся на вокзале, и через много лет, будучи усыновленным австралийской парой, решил найти свою родную семью через программу Google Earth. Хоть для режиссера Гарта Дэвиса это и был дебют в игровом кино, справился с задачей он мастерски. Даже если согласиться с тем, что «Лев» излишне сентиментален, первая часть фильма, там, где маленький Сару старается выжить в огромной и опасной Индии, сделана блестяще. Тут Дэвис вполне может соревноваться с Дэнни Бойлом и культовым «Миллионером из трущоб».

13. Почетный гражданин / El ciudadano ilustre Гастона Дюпра, Мариано Кона

Аргентина — Испания, 2015, 118 мин.

Уставший интеллектуал, обладатель Нобелевской премии по литературе Даниэль Мантовани решает спустя много лет навестить Аргентину и свой родной городок Салас. Однако реакция местных на приезд знаменитости оказывается весьма специфической. Шикарная работа аргентинских режиссеров, чья страна, действительно, дала миру таких литературных звезд как Борхес и Кортасар. Эта история об условности успеха, о глупости, о провинциальности. Стилистически фильм сделан в саркастическом ключе, одновременно напоминая «Трудности перевода» и даже «День выборов». Лучшее латиноамериканское кино в этом году и триумф исполнителя главной роли Оскара Мартинеза.

12. мама! / mother! Даррена Аронофски

США, 2017, 121 мин.

Даррен Аронофски всегда любил провоцировать зрителя. В этом смысле его можно назвать американским Фон Триером. «Реквием по мечте», «Фонтан», «Рестлер» и «Черный лебедь» — картины противоречивые и дискуссионные. Посмотреть фильм Аронофски и остаться эмоционально спокойным вряд ли у кого-то получится. Если у Фон Триера есть «Антихрист», который в свое время наделал немало шума, у Аронофски теперь появился «достойный» ответ в лице «мамы!». Жанр фильма тяжело определить. Если сначала он больше всего напоминает триллер про таинственный дом и нежеланных гостей, то ближе к концу начинается какая-то фантасмагория с отсылками к библейским сюжетам.

11. Прочь / Get Out Джордана Пила

США, 2017, 104 мин.

У фильма банальная завязка. Молодая пара решает заехать на выходных познакомиться с родителями девушки. Он просто интересуется: «А они знают, что я черный?», она отвечает: «А какая разница?» «Get Out» Джоржана Пила при бюджете в 5 миллионов долларов собрал на данный момент в прокате уже больше 250 миллионов. В США картина стала хитом, зрители и критики оценили, как тонко авторы высказались на тему ксенофобии. По жанру это скорее сатирический хоррор, в котором главный герой постепенно понимает, что оказался в доме у семьи с весьма специфическими нравами.

10. Ингрид едет на Запад / Ingrid Goes West Мэттью Спайсера

США, 2017, 98 мин.

Фильм-участник конкурсной программы независимого американского кино Сандэнс 2017. История о девушке Ингрид, страдающей интернет-зависимостью. Кино на злободневную тему, мастерски сделанное и разыгранное. На страницах социальных сетей Ингрид маниакально следит за девушкой-фотографом Тэйлор, у которой много подписчиков, и даже становится ее подругой. Режиссер фильма Мэттью Спайсер не старается сделать акцент на конкретном случае психологического отклонения, он обобщает ситуацию, намекая на проблемы одиночества как у фолловеров, так и у звезд Инстаграма, живущих на самом деле пустыми жизнями.

9. Хорошее время / Good Time Бена Сэфди, Джошуа Сэфди

США, 2017, 101 мин.

Мотивационное, бескомпромиссное кино о стремлении действовать и жить. В Каннах картину удостоили шестиминутной овации. Зритель становится свидетелем безумного трипа по Нью-Йорку, после того как герои совершают ограбление банка. Режиссеры братья Сэфди не перегружают видеоряд лишними монтажными склейками. Один день длится как одна непрекращающаяся сцена, и в этом плане эффект присутствия становится почти полноценным. К тому же отличную актерскую форму демонстрирует Роберт Паттинсон, добавляя фильму особую глубину.

8. Персональный покупатель / Personal Shopper Оливье Ассайаса

Франция — Германия — Чехия — Бельгия, 2016, 105 мин.

Молодая американка Морин (Кристен Стюарт) обладает отличным вкусом в одежде и капитализирует свой навык, подбирая известным людям наряды. На данный момент она живет в Париже и помогает знаменитой в мире моды женщине по имени Кира (Нора фон Вальдштеттен). Оливье Ассайас — режиссер очень непростой. У фильма несколько уровней восприятия. Героиня Стюарт не только ходит по магазинам, еще она пытается получить сигнал от недавно умершего брата и интересуется практикой спиритизма. Кстати, Кристен Стюарт именно благодаря сотрудничеству с Ассайсом избавилась от статуса поп-актрисы, известной по «Сумеркам».

7. По ту сторону надежды / Toivon tuolla puolen Аки Каурисмяки

Финляндия — Германия, 2017, 100 мин.

Выдающийся финский режиссер Аки Каурисмяки на протяжении всей своей карьеры предпочитал не изменять себе. Фильмы о простых работягах, живущих на задворках Европы. Последний (а так он заявил на минувшем Берлинале) его фильм также полностью укладывается в извечную стилистику режиссёра. «По ту сторону надежды» — фильм о сирийском иммигранте, приплывающем в порт Хельсинки в куче угля. Он намерен просить политического убежища в стране, где нет войны. Стильное финское рокабили разбавляет неспешный ход картины, а маленькие герои Каурисмяки помогают своему новому другу адаптироваться в своей стране.

6. Ла ла ленд / La La Land Дэмьена Шазелла

США — Гонкгонг, 2016, 128 мин..

Сложно представить себе 2017-й год без этого замечательного фильма. Пусть и вышел он в самом его начале. Дэмьян Шазелл создал «Ла Ла ленд» в 31 год, вернув американским зрителям и зрителям во всем мире классическое восприятие и ощущение Голливуда как праздника. Не нужно быть любителем мюзиклов или джаза, чтобы полюбить «Ла Ла Ленд». Шазелл, по-хорошему помешанный на музыке, что мы могли заметить еще в его прошлом фильме «Одержимость», здесь, вместе со своим постоянным композитором Джастином Гурвичем добивается абсолютной гармонии между музыкой и картинкой. Расхожее понятие «магия кино» именно в случае с «Ла Ла Лендом» обретает исконный смысл.

5. Ветреная река / Wind River Тейлора Шеридана

Великобритания — Канада — США, 2016, 107 мин.

Начинающий агент ФБР Джейн (Элизабет Олсен) приезжает в резервацию «Ветряная река» расследовать убийство индейской девушки. Практически сразу становится понятно, что агент совершенно не представляет суровых реалий местности. Ей вызывается помочь здешний егерь Кори (Джереми Реннер), и вместе они приступают к расследованию. Тэйлор Шеридан, известный нам как отменный сценарист, — его недавние работы «Убийца» и «Любой ценой» были высоко оценены зрителями и критиками — на деле оказался и умелым режиссером. «Ветреная река» рассказывает о реальных проблемах американской глубинки, замешанных на этнических междоусобицах. У Шеридана получается очень выразительное кино о социальной справедливости.

4. Дюнкерк / Dunkirk Кристофера Нолана

Великобритания — Нидерланды — Франция — США, 2017, 106 мин.

Это первый фильм Кристофера Нолана, основанный на исторических событиях: чудесном спасении более трехсот тысяч солдат в ходе Дюнкеркской операции, имевшей место в начале Второй мировой войны. Герои «Дюнкерка» Нолана живут от удара до удара. Томительное, монотонное ожидание нападения, где немцы очерчены как неуправляемая стихия. Снова Нолан с точки зрения реализации и постановки выглядит бесподобно. Для достоверности он готов пренебречь спецэффектами, используя в сцене морского боя настоящих эсминцев. Все это происходит под аккомпанемент гениального композитора неоклассики Ханса Циммера. В плане создания атмосферы, здесь гнетущей, апокалиптической, Кристофер Нолан — лучший современный режиссер.

3. Тони Эрдманн / Toni Erdmann Марен Аде

Германия — Австрия, 2016, 162 мин.

Блистательная, мало на что похожая работа 39-летней немки Марен Аде. Фильм длится 162 минуты, но вряд ли этим вас утомит. Под именем Тони Эрдманн скрывается пожилой учитель музыки из Аахена, которого зовут Винфрид. В Тони Эрдманна он превращается, когда надевает вставную челюсть и дурацкий парик, так он пугает свою мать, за которой ухаживает, бывшую жену и соседей. У Винфрида еще есть дочь Инесс — успешная бизнес-консультант, работающая и живущая в Бухаресте. В один прекрасный день Винфрид, а с ним и Тони Эрдманн решают навестить дочь. Обязательно дождитесь в фильме сцены «голой вечеринки». Пишут, что на премьере в Каннах зал не мог остановиться от смеха.

2. Нелюбовь Андрея Звягинцева

Россия, 2017, 127 мин.

Главное российское кино года. Акцентирование внимания на темах, которые принято замалчивать. У пары на грани развода исчезает ребенок. Пока полиция бездействует, волонтеры совместно с родителями организуют поисковую кампанию. Сыгранный коллектив авторов в лице режиссера Звягинцева, оператора Кричмана и композитора Гальперина предлагают зрителям историю, в которой трудно не заметить приметы современной России. Исчезновение мальчика здесь, как и пропажа девушки в «Приключении» Микеланджело Антониони 57 лет назад, носит скорее метафизический характер. Смятение, растерянность, потеря связи между людьми — те основные чувства, которые возникают при просмотре картины.

1. Квадрат / The Square Рубена Эстлунда

Швеция — Германия — Франция — Дания, 2017, 152 мин.

Швед Рубен Эстлунд заканчивает этот год, получив самую престижную кинонаграду для режиссера — Золотую пальмовую ветвь. Его «Квадрат» был признан в Каннах. Тема Эстлунда — пограничные человеческие состояния, границы нравственности и ответственности. В какой момент человек перестает быть тем, кем он привык быть и становится кем-то совсем иным. Его прошлая и также блестящая работа «Форс-мажор» полностью была посвящена этой теме. Там глава семейства в момент схода лавины инстинктивно начинает спасаться сам, а не помогать своей жене и ребенку. В «Квадрате» сцен подобного градуса сразу несколько. В итоге Эстлунд, как и Звягинцев, безусловно, говорит о кризисе человеческих отношений, о двух разных реальностях, одной внешней- благополучной и другой — ограниченной и болезненной, в которой нам всем приходится сосуществовать.

Фото на главной — кадр из фильма «Ла ла ленд» Дэмьена Шазелла

Поделиться
Поделиться