10 инструкторов йоги в Красноярске

Юрий Подопригора устраивает йога-марафон, чтобы вы нашли свой стиль

Юрий Подопригора

Мои отношения с йогой до нынешнего года складывались, как в свое время с первой красавицей класса. Издалека, одним глазком. Вроде интересно, но с какой стороны подойти? Конечно, пару-тройку попыток я-таки делал. Но каждый раз не везло. Один инструктор на занятиях убаюкивал беседами о синей и фиолетовой пране, которая выходит из одной чакры, а входит в другую. Другой заставлял до посинения растирать ладонями уши, корчить страшные гримасы, петь «мммммм» и кричать «ха». А третий в начале занятия садился в лотоса и более не обращал на учеников внимания. Так что, с каждой попыткой я все более укреплялся в мысли, что йога — это, как минимум, скучно. Если кому и весело, то лишь махровым сектантам.

Но однажды случилось чудо. Было это в любимом клубе Level UP на занятиях у Николая Панина. Полтора часа прошли идеально — мягкая, но эффективная разминка, ощутимая силовая нагрузка (футболку можно было выжимать), парочка совершенно невыполнимых балансов, скручивания, растяжка. Я вышел из зала уставший, но полный энергии на весь день (вот такой парадокс). И понеслось. Через пару месяцев ушли привычные боли в позвоночнике, очистилось дыхание, стабилизировался на комфортном уровне вес. Но любая идиллия заканчивается. Только я начал понимать, что в «собаке мордой вниз» действительно можно отдохнуть, а «мулабандха» — вовсе не ругательное слово, случилось то, чему было суждено случиться. Николай переехал в столицу.

Разумеется, на его место сразу же был приглашен другой тренер. Такое ощущение, что его йогу и йогу Николая придумали на разных континентах, на разных планетах, и лишь по недоразумению назвали одним и тем же словом. Я загуглил Сурью Намаскар и понял, что даже эту каноническую, незыблемую, казалось бы, комбинацию все выполняют по-разному. Что уж говорить обо всем остальном? А еще я понял, что при формальном делении на школы и направления, личность инструктора остается определяющим фактором. Каждый делает собственные акценты, и лишь в сравнении ты можешь отличить общее от частного.

Так и родилась идея этого эксперимента. Десять разных инструкторов, десять занятий. Десять порций нового опыта. Да, несколько лет назад мне все показались бы мучительно одинаковыми, но теперь начальная база есть, различия будут понятны. Об этом и материал. Вряд ли он будет интересен тем, кто далек от йоги. Впрочем, боюсь, что продвинутому йогину он, наоборот, покажется слишком поверхностным. В тексте не будет сведений общего характера — только личные впечатления от занятий с конкретными учителями. Скорее всего, максимум пользы он сможет принести тому, кто, как и я, уже попробовал чего-то и хочет развиваться.

И вот еще что. Все фото сделаны сразу после занятий, чтобы зафиксировать, передать энергетику личного взаимодействия. Единого формата не было принципиально, каждый инструктор выбирал позу и ракурс сам.

Мой «йога-марафон» начался, естественно, в Level UP, где как раз только появился новый тренер — Наталья Беляева.

Примерно так я и представлял себе йогу с приставкой «хатха». Занятие начинается с дыхательных практик. Затем очень плавная и спокойная разминка — на технической базе йоги, в ритме дыхания. Все в спокойном темпе, порой даже слишком спокойном. Силовых элементов немного, в основном — статика.

Наталья постоянно говорит, поясняет. Так четко и подробно, что можно заниматься с закрытыми глазами — все понятно. Ни одного нюанса не обойдет мимо — куда развернуты носки, бедра, пальцы ног, мизинцы, как распределен вес между опорами, где должно ощущаться вытяжение. Прогибы, скрутки, вытяжения идут продуманной чередой, компенсируя друг друга. Многие, как мне казалось, технические моменты, переходы из одного положения тела в другое, оказываются вполне себе самостоятельными асанами, в которых можно задержаться, вдохнуть-выдохнуть.

В йоге боль используется как ресурс для развития. Есть четыре типа боли. Один — это первые болезненные ощущения при выполнении упражнений. Та боль, которую надо преодолевать. Вторая стадия — это боль, в которую вы как бы уперлись. Ваш предел. Это — ваш главный стимул двигаться дальше, ресурс энергии. Главный индикатор — дыхание. Пока дыхание сохраняется, надо терпеть и продвигаться. Третий тип боли находится за гранью, блокируется свободное дыхание, это сигнал двигаться назад. Ну, а четвертая боль — это когда она не связана с конкретными упражнениями, когда ее причина — болезнь, и тут йогу практиковать не рекомендуется.

«Школа Аштанга-йоги» — достаточно популярное заведение, как оказалось. На старте этого «марафона» я получил сразу несколько рекомендаций ее посетить. Причем, непременно попасть к Алексею Константинову.

Ну, как скажете, друзья. Мы стелим коврики в два ряда. А инструктор? Оказалось, его место — в центре одного из рядов. Как бы в одной позиции с учениками, не противопоставляя себя им. Мне это показалось не только удобным, но и достаточно символичным. Впрочем, Алексей на свой коврик практически не присел (и не прилег). Характерная его черта — все время двигаться по залу, подсказывать, поправлять, советовать. Отпускать свои фирменные прибауточки.

— Ягодицы должны быть в тонусе. Наташа, ты как в командировку съездишь, вечно там свой тонус оставляешь.

— Да, вот теперь правильно. Даже можешь чуть менее эротично.

— Репертуар зарубежной эстрады у нас на занятиях большим разнообразием не отличается.

Пару раз я прямо-таки заржал в голос. Поверьте, это очень непросто с физиологической точки зрения, когда твое тело скручено в очередном морском узле.

Сама тренировка отличается довольно высокой интенсивностью и быстрым темпом. Что поделаешь, я угадал оказаться в группе опытных. Между прочим, действительно, уровень учеников очень высокий. Кстати, лирическое отступление. У всех женщин, достигших определенного уровня в йоге, замечательные фигуры. Вне зависимости от возраста и комплекции. И, кажется, я даже начал отличать женскую «йоговскую» красоту от, например, «танцевальной», и тем более «тренажерной».

Но вернемся к занятию. Практически сплошная динамика. Эдакий воркаут, но исключительно на базе йоги. Трижды в течение занятия — силовая работа в ритме табата-протокола (под ту самую «зарубежную эстраду», кстати). Руки-плечи, пресс, ноги. Ученикам предлагается выбрать конкретное упражнение из нескольких вариантов — по уровню и настроению. Демократия. Много растяжки. Алексей легко, играючи, не меняя темпа речи, заносит свою ногу куда-то за затылок, демонстрируя технику упражнения.

Вот ведь человек какой — сам без костей, и язык без костей тоже.


Мысли вслух

Кстати, Алексей — очень авторитетный в своей среде специалист. За его шуточками кроется отличное знание анатомии и физиологии. Пара точных комментариев, и знакомое, привычное упражнение вдруг обретает массу нюансов. Перед началом Алексей интересуется моими болячками и периодически дает индивидуальные рекомендации. А еще в ходе занятия мы используем теннисные мячики, роллы, мешки-утяжелители, гимнастические палки.

На прощание он говорит, что, в принципе, все инструкторы этой школы строят занятия на единой методической базе. И, чтобы составить впечатление, достаточно одного посещения. Но я уже получил приглашение от Дарьи Слабодчиковой, и в субботу (в восемь утра, между прочим) снова в этом зале, и даже на прежнем месте — рядом с ковриком инструктора.

Сегодня будет мягкая тренировка.


предупреждает Дарья

Отлично. То, что доктор прописал. Мягкость, правда, оказалась довольно относительной. Действительно, общая методическая база чувствуется. Но есть и отличия, разумеется. Мы чуть меньше тянемся, зато больше гнемся и скручиваемся. Занятие начинается разминкой в позе «стола». Очень эффективно прорабатываются шея и позвоночник. Вообще, в эту асану мы постоянно возвращаемся между упражнениями, выгибаемся, прогибаемся, перекручиваемся в ней, крутим «восьмерки» всеми частями тела. Напряжение снимается моментально.

Но вот звучит знакомая до боли (в прямом смысле слова) «зарубежная эстрада», и вновь силовая работа в режиме табаты. Первый раунд — лежа на животе, подъем прямых рук через стороны. Или «сухое плавание», на выбор. Второй — пресс. Третий раунд — приседаем в довольно своеобразной технике (как раз это Алексей давеча рекомендовал делать «менее эротично»).

Во время силовых упражнений Дарья ходит и весело издевается. Одним мизинцем, приложенным к нужной точке тела, она может удвоить, утроить тяжесть выполнения. А ее и так хватает, сами понимаете. Перед заключительным расслаблением — элементы миофасциального релиза. На этот раз разминаем на валике мышцы ног. Больно, но эффективно. Одним словом, пара-тройка таких тренировок в неделю, и можно вполне обойтись без дополнительной силовой нагрузки. Девушкам так вообще запросто.

Группа Елены Попенко на все сто состоит из девушек, и это не случайность, это концепция такая. Лена вообще считает, что правильнее, если мужчинам преподает мужчина, женщинам — женщина. Энергетический баланс, так сказать. Я оказался первым мужчиной на занятии за десять лет существования проекта. Ценно.

В названии стиля (Аштанга виньяса флоу) есть слово «поток», и это очень точно отражает манеру. Одна асана плавно перетекает в другую, процесс повторяется снова и снова, в разном темпе. Лена обязательно дает паузы, чтобы «устаканить» тело в асане, проверить разворот бедер, положение стоп и т.п. Проработка получается достаточно глубокой и осмысленной. А еще йога у Елены похожа на танец. Впрочем, в ее исполнении, видимо, все похоже на танец, даже вождение автомобиля. Грациозно, женственно, артистично. Вплоть до манеры комментировать и пояснять.

На этом конкретном занятии был акцент на раскрытии грудной клетки и плечевого пояса. Масса новых ощущений — насколько же наше тело в обыденной жизни зажато! Оказывается, в нем огромное количество невостребованных степеней свободы. Мы каждый день совершаем шаблонные, стереотипные движения, даже, зачастую, в спортзале. Йога же открывает невообразимое богатство ощущений, и для этого порой совершенно не обязательно принимать экзотические позы — достаточно слегка развернуть мизинец.

Нагрузки на занятии получилось довольно много. Но темп сам по себе был ровный, не самый высокий, нужное количество пауз. Да и энергетика особая. Так что в процессе нагрузка ощущалась не слишком, а вот после навалилась плотненько. И еще понравилось большое количество сложных балансов. Елена очень грамотно к ним подводила, и я даже не заметил, как несколько раз оказался самому-не-верится-в-каких позициях. Кстати, многие из них на деле не требуют какой-то особой силы или растяжки — только концентрация и… расслабление.

После занятия (а оно заняло больше полутора часов) приносят зеленый чай. Составная часть ритуала — обсуждение. Видимо, наедине девочки что-то другое обсуждают, свое, девичье — но мне этого узнать не суждено.

Из всех групп мышц йога дает максимально новое «прочтение» трапециевидным, они включаются в движение как-то очень непривычно. В обыденной практике у нас неправильно «подвешены» лопатки, мы сутулимся. Соответственно, шея заваливается назад, живот вперед, крестец оттопыривается, лордоз, кифоз, все дела. Йога вдумчиво и последовательно вставляет все суставы и сочленения на свои места. А между лопаток болит постоянно, будто у меня там отрастают какие-то новые мышцы.


Мысли вслух

Четыре дня — четыре занятия подряд. И еще зачем-то тренажерка и теннис (они, мол, «плановые», в отличие от «сверхплановой» йоги). По итогу, забиваются наглухо мышцы. Причем, какие-то хитрые, глубинные, у которых я и названий-то не знаю. Нет, денек пропущу, схожу в бассейн, в сауну. Пропустил день, особо не легче. А вечером — очередной «тур вальса», новое занятие с новым инструктором. Еле заставил себя прийти. И не пожалел.

Наученный прошлым опытом, кладу рядом полотенце. Инструктор — Елена Егошина — уверенно говорит, что оно мне не понадобится. Это Айенгара, направление такое — спокойное, вдумчивое, много статики. Оказывается, каждые семь дней — один главный акцент в упражнениях. Третья неделя месяца посвящена прогибам в позвоночнике. Как раз моя самая большая проблема. Но ладно, раз так сложилось, значит, суждено.

В течение занятия мы используем ремни, одеяла, валики, бруски и даже… стулья. Часть упражнений выполняется с опорой на стенку. Все это для физиологичности, безопасности, точности, контроля. Нет хитрых балансов, жестких растяжек и силовых нагрузок. Но сложно неимоверно. Прикол тут в другом. Например, ты ступнями сжимаешь брусок, коленями растягиваешь по сторонам ремень, локти заводишь назад, плечи выворачиваешь наружу, предплечья внутрь, крестец выводишь вперед, сжимая ягодицы, а макушку, как обычно, тянешь в бесконечность. Это даже прочитать и представить нелегко, а попробуйте проделать все одновременно! Со стороны кажется, что ты находишься в комфортной, расслабленной позиции, а на самом деле — трудится все тело. И сильнее всего — мозг. Елена ведет занятие активно: поправляет, советует. Час с четвертью пролетает незаметно.

Расслабление начинается в очень комфортной позе (она, конечно, тоже имеет свое мудреное индийское название, но я не запомнил). Спина на полу, прямые ноги на стене, под поясницей валик, под затылком одеялко, на пятках — мешочек с песком. Кайф. Выхожу из зала — расслабило, отпустило, расклинило. Готов к продолжению «йога-дегустации».

И снова родной Level UP, на этот раз — Александр Дрон. Еще одна грань йоги, фактически — сплошной воркаут, жонглируем с собственным весом. Начинаем с дыхания в стойке, подозрительно характерной для цигун. Ну да, зачем заморачиваться условностями вроде Сурья Намаскар?

После легкой разминки темп повышается. Упражнения (наверное, тут речь не про асаны даже) повторяются по нескольку десятков раз, нагрузка имеет конкретный динамический характер.

Есть фишки. Например, хождение на ягодицах (собственных) в положении сидя, взявшись за ступни, разведя и выпрямив ноги.


Мысли вслух

Вперед еще хоть как-то удается продвинуться, а вот назад… Балансов хватает, они сложны с точки зрения необходимой физподготовки. Хватает и планки — обычная, боковая, на прямых руках, на локтях. Даже не маскируется под какую-нибудь кумбхакасану. В растяжке нынче акцент на руки. Переплетаем пальцы, выкручиваем. Потом добавляем вес тела, выкручиваем дальше. Если бы у меня в девяностых так гнулись пальцы, сейчас бы круглый год загорал где-нибудь на Мальдивах…

По итогу, нагрузки получается достаточно. В конце занятия обходимся без шавасаны, хотел было вздремнуть, да не удалось. Расслабились, подышав в вертикальном положении. В целом, хорошая тренировка с собственным весом, сочетающая гибкость, силу, равновесие. Правда, с точки зрения энергетики, концентрации, наполненности — просто фитнес, воркаут по мотивам йоги.

На улице похолодало, заметно же? Замерзли, пока добирались? Ну вот, сейчас тогда согреемся бухастрикой.


Света Малина

Ни фига себе йога, подумал я. Правильно я угодил, смекнул я. Ну не с самого же утра, испугался я. А это такое дыхание, оказывается. Выполняется оно просто. Берешь рюмку водки, и на вдохе, расправляя грудь, запрокидывая голову, выпиваешь. Затем резко, с шумом выдыхаешь — сворачивая плечи, сгибая голову, сводя обратно руки перед грудью, чтобы поставить рюмку на стол и взять закуску.

Знакомая техника? Ну вот, в йоге то же самое, только без водки. И даже без рюмки. На самом деле, «бУхастрика» — это мне показалось, правильно — «бхастрика». Вот думаю, не повод ли к психоаналитику, когда такое мерещится? (Для особо внимательных йогинов отмечу — да, чаще руки и корпус при этом дыхании движутся по-другому, но узнал я это позже).

А вообще, я про занятие у Светы Малиной. Чувствуется исходная база хорошо знакомой школы. Вот палочки под колени, вот мячики под поясницу. А когда включается знакомая табата, сомнений не остается:

— Аштанга?

— Она самая.


Но у Светы — вполне различимый авторский подход. Внимание дыхательной практике. Внятная структура занятия — разминка — растяжка и балансы — силовые упражнения — расслабление. Темп средний, нагрузка средняя. Уместные пояснения, где надо — паузы. Детальная проработка каждой асаны. Одним словом, всего в меру.

В качестве развлечения Света предлагает выполнить забавную связку — ее собственное изобретение. Я нечаянно добавляю мах ногой и получается вполне себе отчетливый би-бойинг (нижний брейк, ежели по старинке называть). Как раз то движение, которое я в далекой юности никак не мог осилить. Да уж, воистину многогранно искусство йоги!

Еще пара дней, и я на занятии Аси Фарраховой. Как и Света, она практикует в разных залах — эдакий «вольный мастер», что в йоге встречается часто.

Кстати, никогда бы не подумал, насколько много в городе маленьких спортивных залов, малоизвестных, практически замаскированных. Они могут быть оборудованы в складской зоне супермаркета, в офисном здании, в подвале жилого дома. Зал, где мы занимались на этот раз, обнаружился на пятом этаже ЦУМа (!) И он там не единственный!

Но, вернемся к делу. Духовная составляющая йоги проявилась в этом занятии с избытком. Что во благо, конечно. Особенно в сочетании с дыхательными практиками. Ася вообще подходит к процессу… через душу, что ли. Не знаю, как выразить.

Что касается чисто физической составляющей, случилось много любопытного. Хорошая разминка, основанная на статике, но при этом прогрелось и разработалось все, что можно. Затем ряд подводящих к «асане дня» упражнений. Ася обратила внимание на один интересный феномен, которого я раньше не замечал. Вот выполняешь одну и ту же асану на левую сторону — сильнее всего напрягается бицепс бедра. А на правую — вовсе даже пресс. Тело не симметрично, и это нормально. Надо это понимать, принимать, идти к симметрии постепенно (какой же я кривой!).

А «блюдом дня» была галавасана. Видимо, она называется так, потому что неминуемо заканчивается клевком головы в пол — хлоп. Потому и галавасана. Исполнил, кстати, неожиданно чисто и легко. Хлоп, хлоп, хлоп. В финале тренировки — растяжка. Ася ходит от ученика к ученику, тянет, наваливается собственным весом, как в каратэ или танцах. Как же мне этого не хватало! Все-таки, для того, чтобы тянуться собственным усилием, без посторонней помощи, порой нужно слишком много силы воли!

В качестве необязательного бонуса — доска с гвоздями. Да-да, самая настоящая. На ней предлагается постоять, если есть на то внутренняя сила. Ну, не знаю насчет силы, а бравады во мне хоть отбавляй. Вызываюсь первым, тем более, гвозди вбиты очень часто — так часто, что производят впечатление сплошной ровной поверхности. Ага. Как меня скукожило с первой же секунды! Стою, терплю, рожа набекрень.

Расслабься! Отпусти, дыши ровно, выдохни...


Ася Фаррахова

Я умом понимаю, что боль моя от напряжения, но только сильнее напрягаюсь. Замкнутый круг. Буквально сваливаюсь набок. Боль, которая служит лучшим уроком. Обязательно хочу повторить.

Очередное занятие — я приглашен в WorldClass. Тренер Андрей Куприянов, сегодня как раз занятие, рассчитанное на продвинутый уровень, везет же мне, как обычно. Разминаемся в стиле цигун. Несколько дыхательных практик. Темп с самого начала четкий, размеренный, комфортный. Десяток минут вообще работаем под метроном. Есть в едином темпе плюс — успеваешь продышать каждое положение. Есть и минус — не каждое успеваешь прочувствовать, способности индивидуальны. Но — уровень же продвинутый.

Тренировка с Андреем, пожалуй, была рекордной по разнообразию асан. Какие-то из них были уже хорошо знакомы, но большинство я увидел (не могу похвастаться, что исполнил) впервые. Хорошо, что некоторые из них предусматривали промежуточные стадии выполнения — можно было остановиться на стадии обычного узелка, а можно было дальше завязывать конечности в очередной тройной. Вообще, Андрей отличается высоким ростом, длинными конечностями, что придает асанам в его исполнении некий налет сюрреализма. В позе паука, например, он вполне мог бы стать звездой фильма ужасов — ну не может живое человеческое тело принимать такие положения! Народу на занятии много, у всех получается по-разному. Андрей напоминает, что работа в более индивидуальном режиме и спокойном темпе у него проходит по средам.

Силовое наполнение тренировки, скорее, выше среднего. В основном, за счет статики. Акцент сегодня на ноги — на занятии было очень тяжело, но мышцы сразу отошли, после не чувствовалось ни усталости, ни боли. А вот и знакомые элементы самомассажа. Правда, на этот раз — под конец занятия. Расслабление в шавасане, но не совсем расслабление. Скорее, очередная дыхательно-энергетическая практика.

Короче, день после той тренировки я провел, как на крыльях.

Ох уж эта магия круглых чисел! Но слово не воробей, десять так десять, и вот я в знакомом стильном зале A Nice Day. Это их «штатная» йога, ведет миниатюрная улыбчивая Настя Ратманская.

Надо сказать, в моей практике это чуть ли не первое вечернее занятие. Понимаю, что утро лично мне как-то предпочтительнее. Впрочем, в A Nice Day йога есть и по утрам, разумеется. Кстати, это еще и самая короткая по продолжительности практика — пятьдесят пять минут. Хотя нагрузки вполне хватает. Да, это фитнес-вариант, но твердо, обеими ногами стоящий на традициях и базе аштанга-йоги. Очень сбалансированная тренировка, комфортный темп, но отстроиться в асанах порой не успеваешь. Зато их набор очень гармоничный: скручивания, вытяжения, прогибы. Нет акцента на какой-то группе мышц, или типе асан, или чем-либо еще. Прошлись, так сказать, по всему организму. Казалось бы, после всего, что было, удивиться мне уже нечему, но вот поди ж ты! Простой с виду баланс, а теперь разворачиваем бедра и… давно я так смачно не плюхался об пол! Впрочем, у остальных получается (все, в пятницу по вечерам больше никакой йоги!).

Стоило улечься в шавасану, как в соседнем зале включили погромче ар-эн-би. Настя даже не пыталась его перекричать. Оригинально. Впрочем, вариант далеко не самый худший. Вот накрылся ты пледиком, вытянулся на коврике стрункой, свет приглушенный, музыка мягкая. Бывает, что слова в этой ситуации — лишнее. А тут лежишь, ритм ловишь, о своем думаешь. Или — НЕ думаешь.

А вообще, их, эти слова в момент расслабления, штука очень характеристичная и индивидуальная. Сразу понятно, кто произносит заученный текст, кто импровизирует. Кто вкладывает душу, а кто — разум. Тот случай, когда десерт говорит о поваре чуть ли не больше, нежели основное блюдо.

Выводы и советы

Нет, я не буду рекомендовать какого-то конкретного инструктора. Это очень индивидуально, конечно. Есть, правда, одно правило, внезапно осознал: ритм его дыхания должен быть близок вашему. На этот ритм завязано все занятие. Если вы чувствуете, что все время спешите или опаздываете (и это происходит систематически) — тут ничего не поделать, надо менять учителя.

Совет новичкам

Индивидуальность учителя сильнее ощущается в «независимых» школах и залах, чем в фитнес-центрах. Дело в том, что так называемая «фитнес-йога» подразумевает определенное усреднение — под типовой уровень учеников, ведь на каждом занятии могут появиться новенькие. Поэтому, если у вас есть абонемент клуба, три-четыре месяца можете не заморачиваться вопросом выбора. Идите на свои «штатные» занятия, выбирайте начальный уровень, осваивайте базу. Понравится — тут же и продолжите.

Рецепт идеального занятия

  • Первое. Продолжительность. Полтора часа — необходимый минимум. Если меньше — чем-то здесь жертвуют. Если больше — есть риск не вывезти, особенно на начальном уровне.
  • Второе. Разминка в начале тренировки необходима. Это как зубы с утра почистить, в любом виде активности, не только в йоге. Более того, именно в йоге особенно важно приготовить мышцы и суставы к нагрузке. Благо есть масса специфических упражнений для этого.
  • Третье. Дыхательные практики очень желательны, но в меру. Один-два вида дыхания, не более пяти-семи минут в сумме. Это, конечно, мое личное мнение, но освоить эти практики нетрудно, делать их самостоятельно никто не мешает, а тратить слишком много ресурса в ходе тренировки попросту расточительно. Без самомассажа можно и обойтись. Тем более, без мантр и заклинаний. Я где-то перегибаю с иронией, но практики медитации — штука слишком тонкая, лучше ее постигать отдельно и по желанию. Тем более, будет заключительная медитация в шавасане — без нее все равно никак.
  • Четвертое. А теперь про саму шавасану. Поваляться минут пятнадцать в качестве финального аккорда — бесценно. Реально происходит что-то вроде подкачки сил и энергии. Идеально, когда тренер при этом не солирует в разговорном жанре, а умело направляет ваше внимание, в конце концов оставляя вас наедине с бесконечным.
  • Пятое. Уровень нагрузки. Тренировка не должна изнурять. Но нагрузка должна чувствоваться — в ходе тренировки вы несколько раз должны испытать скрежет зубовный, поклясться, что все, это в последний раз, впиться глазами в секундную стрелку — ну хватит уже! Идеальный баланс — когда в шавасану вы заваливаетесь выжатым, как российский малый бизнес, а встаете полным сил, как президент на четвертом сроке.
  • Шестое. Занятие должно быть гармоничным. Силовая нагрузка, растяжка, балансы. Это трудно описать, понимание гармонии очень индивидуально. Насчет балансов — это, скорее, мое личное пристрастие. И еще, очень важно на каждой тренировке пробовать что-то новое. Каждое занятие должно содержать вызов. Без этого неинтересно, когда все под копирку, по установленному привычному порядку.

Ну а если вы уже какое-то время занимаетесь, однозначно рекомендую изредка посещать новых учителей, особенно если это не типовое занятие, а мастер-класс, например. Мой «марафон» принес массу открытий. И главное из них не относится к практикам и технике упражнений. Десять человек, десять тренеров — очень разные как внешне, так и внутренне. Но есть во всех нечто общее. Какой-то глубинный доброжелательный покой. Фоновая, почти незаметная радость существования. Именно этому, собственно, йога и учит.

Поделиться
Поделиться
Поделиться