ИНТЕРВЬЮ: изнанка Цыпкина и Богомолова

Разговор на четверых о Сибири, «БеспринцЫпных чтениях», кино и зрителях

«БеспринцЫпные чтения» — формат хорошо знакомый в Москве и Питере — впервые показали в Красноярске. Он и простой, и сложный одновременно. Знаменитые актеры, политики, ведущие читают со сцены рассказы Александра Цыпкина — про любовь, морковь и прочие излишества. В Красноярске Цыпкина читал режиссер Константин Богомолов. До спектакля мы поговорили на четверых, к интервью сайта «Город Прима», так получилось, присоединилась и.о. министра культуры Елена Мироненко.

«Город Прима»
Режиссер в «БеспринцЫпных чтениях» участвует в первый раз. Зачем вам это, Константин?

Константин Богомолов
Я за любой кипиш всегда. Когда есть интересная история, тогда и хорошо. А зачем я играю «Машину Мюллер» в Гоголь-центре? Зачем пишу колонки для «Русского пионера»? Я живу и потребляю, и перерабатываю все самое, на мой вкус, интересное, любопытное, разное. Талантливое, сложное, всякое. Я просто люблю жизнь. Будет глупо, если я вам буду рассказывать, что у меня какое-то концептуальное понимание.

Александр Цыпкин
Ну скажи что-нибудь концептуальное в конце концов.

Константин Богомолов
Концептуального ничего нет. Это странный формат, который наследует старые советские вещи, когда литературные тексты читались со сцены. Но в новом качестве. Это одновременно и разговор.

Александр Цыпкин
В Красноярске, на самом деле, необычный формат «Чтений»: мы на сцене обсуждаем прочитанное. Я задаю вопросы Косте не как актеру, а как режиссеру. Он как режиссер задает вопросы автору. Такая открытая репетиция, предпостановка.

«Город Прима»
Такая изнанка процесса?

Константин Богомолов
Отчасти да. Мы говорим об изнанке процесса. И жизни. Сами тексты Александра отчасти говорят об изнанке жизни. Мы будем комментировать их и с точки зрения профессии, и с точки зрения человеческой. Чтобы создать дополнительное драматургическое напряжение.

Александр Цыпкин
Считайте, что мы сидим вечером пьем в ресторане, но это идет прямая трансляция на всю Россию. А мы на это еще и билеты продали, оказалось.

«Город Прима»
Как случилось ваше знакомство для этого проекта?

Константин Богомолов
Мы знали друг о друге, но личное знакомство произошло благодаря Елене Мироненко.

Елена Мироненко
Мы привезли очень интересных людей — и это больше просветительский формат для красноярцев. Хотя вот Александр вообще впервые в Сибири.

Александр Цыпкин
А любой русский человек должен привыкать быть в Сибири. На всякий случай. Я первый раз за Уралом. Дикий человек. Пролетал много раз над, но садиться у меня не было желания. В прямом и переносном смысле.

Лена напомнила мне советский анекдот, когда два человека встретились: «Давай я тебе продам дрова». — «Давай!» И один пошел искать дрова, а другой — деньги. Я просто не знаю, кому Лена первому сказала — Косте, что Цыпкин поедет в Сибирь. Или мне, что Костя в Красноярск собирается. И мы сразу купились.

Елена Мироненко
Главное, что вы оба здесь. А я сразу знала, что у вас будет идеальный симбиоз.

Александр Цыпкин
Это гениальное продюсирование, потому что сейчас в Москве кому бы ни говорил, все: в смысле вы с Богомоловым на сцене? Как? Где? В Красноярске?!

«Город Прима»
Как вам Сибирь?

Александр Цыпкин

Честно скажу, у меня не было никаких представлений о городе, кроме как, что в Сибири люди хорошие.

Я забыл! У меня же было представление! Я же в свое время давал умные советы по концепции Красноярска. Но я почему-то был уверен, что я на Байкале. Я считаю, что это абсолютно недооцененный регион с точки зрения туризма. Это единственное место, в котором ты можешь заменить себе полет на Марс. По сути. С точки зрения количества впечатлений, которые ты можешь получить за одно посещение. Я очень много путешествую — на три жизни мир объездил, но до сих пор сюда не добирался. Но когда я понял, сколько всего здесь есть. Очевидно, что потенциал у региона огромный. Здесь ты можешь получить магические эзотерические впечатления от посещения тунгусского метеорита…

Константин Богомолов
Это здесь?

«Город Прима»
Чуть-чуть севернее.

Александр Цыпкин

От севера до юга края — три тысячи километров. Больше, чем вся Европа. С нами сидит министр культуры, у которого подотчетная территория больше, чем вся Европа.

«Город Прима»
Как отбирался материал для этого проекта?

Александр Цыпкин
По любви. Как и во всех программах, есть тема любви, секса, детства, ирония. У меня четыре темы. А Костя из этого сделает серьезные вещи.

«Город Прима»
Константин, как вам наш, красноярский, зритель?

Константин Богомолов

В прошлый раз после приезда с Рабле я уже говорил, что это был один из лучших залов за все время существования этого спектакля, включая Москву. Это был прекрасный, умный, тонко чувствующий зал — без всякой иронии говорю. Я был очень доволен и благодарен. Кроме того, я регулярно приезжаю сюда на премию НОС и вижу, с каким успехом проходит каждый раз ярмарка. Я прекрасно понимаю, что здесь прекрасная, любопытствующая, интеллигентная и разнообразная публика — и читатели, и зрители.

Тут у меня такая история была. Поехал в аэропорт, сел в такси. Таксист мне: «Где-то я вас видел буквально недавно, по телевизору?» Я: «Может быть». Метров через 50: «Надеюсь, не в Лондон?» «Пока нет — в Красноярск». «А, ну это прекрасно».

«Город Прима»
Что для вас самое важное из того, что в ближайшем будущем планируется?

Объяснительная от редакции: да, сайт «Город Прима» пошел на почти преступление в этом интервью, мы задали самый запрещенный вопрос — о творческих планах. Рискнули репутацией, чтобы вы отслеживали работы любимых автора и режиссера.

Елена Мироненко
Константин, вы что-нибудь поставите в Красноярске?

Константин Богомолов
Это подлый вопрос.

Александр Цыпкин
Меня — в угол.

Константин Богомолов
Я что-нибудь поставлю в Красноярске.

Александр Цыпкин
Можно я тебе традиционный вопрос задам? Хуже вопроса, чем про творческие планы уже не будет. Для тебя работа какая более привлекательна — в театре или в кино?

Константин Богомолов
Я вообще не люблю работать.

Александр Цыпкин
Вот ты встаешь утром — и когда тебе хуже, когда у тебя работа режиссера кино или театра?

Константин Богомолов
Хуже — это когда надо выдать результат. И там, и там. Если ты подготавливаешь, сидишь, выбираешь, листаешь. Планируешь. И в той, и в другой работе есть две стадии — планирования и реализации. Планировка — это прекрасная стадия мечтаний, она связана с трёпом, ресторанами, ощущением собственной важности, зависимости других от тебя. А реализация связана с тем, что ты должен что-то сделать. Отдать что-то кому-то. Это самое неприятное и в той, и в другой работе. Репетиции, съемки — неприятно.

Александр Цыпкин
А ты быстро работаешь, кстати? Сколько у тебя уходит съемочных минут за день? Можешь снимать минуту два дня?

Константин Богомолов
Идеально. На «Насте» по Сорокину я так и делал. Некоторые дни переснимались три раза, просто чуть-чуть меняли ракурс камеры. На следующий день смотрели: ракурс не тот, крупность не та — меняем. Но это идеально. Чем меньше снимаешь в день, тем лучше.

«Город Прима»
Творческий перфекционизм?

Константин Богомолов

Внутренний спокойный ритм работы, когда над тобой не висит бюджет, срок, продюсеры.

Я всегда своим лаборантам, студентам говорю, что первое, что режиссер должен научиться говорить уверенно, спокойно и расслабленно — «не знаю». Не знаю, как делать. Какая у меня здесь задача? Я не знаю, старик. Я в принципе могу сказать тебе. О чем ваше произведение? О чем рассказ, фильм, спектакль? Ну, я могу рассказать, о чем, но «мысль изреченная есть ложь». Все сделает сразу плоским и неинтересным, потому что там про это, про то, про пятое, про десятое. Я ж давно понял, что бесполезно репетировать — человек либо чувствует, либо нет.

Александр Цыпкин
И что ты — меняешь актера, если не чувствует?

Константин Богомолов
Да.

Александр Цыпкин
А были ситуации, когда вошел в съемку, снял полфильма, потом поменял актера — и все заново переснял.

Константин Богомолов
Так не было, но это в принципе возможно. Со спектаклями так было — менял за неделю до премьеры. Актера.

Александр Цыпкин
А ты остался с ними в человеческих отношениях?

Константин Богомолов
Да, нормально. Со всеми. Это профессия — это жесткая история.

Александр Цыпкин
Вот поэтому я не могу быть режиссером — у меня не хватило бы на это жесткости.

Константин Богомолов
Началось с того, что я в театре Гоголя ставил спектакль, он состоял из двух актов. Я посмотрел на прогоне за день до премьеры и понял, что его надо сократить. И сделать одноактный спектакль, и тогда все будет идеально. А сокращению подверглись сцены, в которых играл 80-летний актер. И он играл хорошо, у нас с ним прекрасные отношения. А это мой первый спектакль. Утром в день премьеры собираю артистов и сообщаю, что вырезаем эти сцены — они лишние, тормозят действие. Сшиваем все в один акт и, соответственно, извините. Представляешь, если бы я начал карьеру с убийства 80-летнего актера, у которого бы прихватило сердце?

Александр Цыпкин
Охренеть

Константин Богомолов
Вот с этого и началась моя деятельность. Просто это не богадельня, главное — продукт. Ты точно так же знаешь, что тебя могут сожрать и выкинуть в любую секунду — и ты к этому готов.

Мы с ним остались друзьями. Он жив-здоров, ему много лет, по-прежнему работает в Гоголь-центре. У меня и артисты уходили за неделю до премьеры. Если человек талантлив, я его снова приглашал работать. Просто я знаю, что всякое может быть. Правила правилами, но есть личные ощущения — не могу, не хочу сейчас. Не хочу делать эту работу, контракт подписан — ну и что? Нет никаких обязательств, которые были бы выше и важнее твоего ощущения, что ты себя не насилуешь. Насиловать себя нельзя.

Поделиться
Поделиться