Почти лекция. Science art по-красноярски

Красноярские искусствовед и ученый объясняют на примерах, что это такое

Почему сайт «Город Прима» публикует этот текст?

  1. Потому что Егор Задереев и Нина Иванова его придумали и написали.

  2. В Красноярске началась подготовка к открытию всероссийского экспериментального выставочного проекта «Со-единение». Это актуальное российское искусство и лаборатории, где на стыке художественного и научного, творческого и технологического будут созданы произведения, имеющие под собой серьезную исследовательскую базу. Художники, опираясь на достижения ученых, попробуют осмыслить и прочувствовать реальность через призму науки.

Если вы художник и чувствуете в себе потенциал к исследовательской деятельности, если у вас уже есть осмысленные проекты и вы готовы их воплотить в жизнь, то организаторы просят, просто напишите: soedinenie2018@mail.ru

Science art или деятельность на стыке науки и искусства — одно из модных направлений последнего времени. На самом деле эти сферы деятельности всегда были тесно связаны между собой. И ученый, и художник пытаются объяснить, как устроен окружающий мир. Чаще всего они используют разные инструменты и понятийный аппарат. Для первого важна строгость доказательств и повторяемость опытов. Для второго — свобода и индивидуальность. Однако, удивительным образом, между наукой и искусством больше общего, чем различий. Современные установки или визуализации физических процессов напоминают инсталляции классиков авангарда. А язык художественных образов оказывается удобным для описания сложных биологических явлений. Не случайно ведущие мировые университеты создают лаборатории и целые факультеты science art, а почти в каждой галерее современного искусства рано или поздно появляется тематическая экспозиция. Красноярск пока не относится к лидерам в области модного направления. Но скоро все может измениться. Мы попросили искусствоведа КХМ имени В. И. Сурикова, шеф-куратора галереи «Год живописи» Нину Иванову и ученого, руководителя группы научных коммуникаций Красноярского научного центра СО РАН Егора Задереева рассказать о своих любимых проектах в области science art и о планах по развитию этого направления в Красноярске.

Пять произведений Science art от Егора Задереева

#1

У науки и искусства давний тесный роман. Когда немецкий естествоиспытатель и автор термина «экология» Эрнст Геккель в XIX веке отправлялся в морские экспедиции, он делал зарисовки своих подводных находок. Его иллюстрации до сих пор вдохновляют художников, архитекторов и дизайнеров. Тот случай, когда научная иллюстрация стала классикой искусства.

Monograph on the Medusae, vol 1, 1879, plate 1. Illustration: Taschen Köln/Niedersächsische Staats-und Universitätsbibliothek Göttingen. Источник: theguardian.com

#2

Еще один пример неразрывной связи науки и искусства. Испанский врач Сантья́го Рамо́н-и-Каха́ль считается одним из основоположников современной нейробиологии. В 1906 году он стал лауреатом Нобелевской премии по физиологии и медицине. Его необычайно точные и в то же время изящные рисунки нервных тканей и клеток до сих пор и служат научными пособиями, и украшают галереи мира.

Рисунок глиальных клеток спинного мозга мыши. Чернила, карандаш, бумага. 1899 год. Коллекция Музея серого искусства Нью-Йорка. Источник: hyperallergic.com

#3

Даже такие скучные продукты современной науки, как графики, могут вдохновить на творчество. Немецкая исследовательница и художник Джилл Пелто использует данные об изменении окружающей среды (например, графики уменьшения рыбы в океане или роста температуры на планете) для создания художественных образов. Джилл говорит, что её миссия — рассказывать о науке языком искусства.

Графики показывают сокращение популяции лосося и изменение климата. Автор — JILL PELTO. Источник: www.jillpelto.com

#4

Современное искусство часто не статично, а творится здесь и сейчас с участием зрителя. Мексиканский художник Rafael Lozano-Hemmer соединил датчики сердечного ритма, ванну с водой, резонаторы и источники света. Участвовать в акте искусства могут до пяти человек. Рябь на воде и переливы света на стенах затемненной комнаты — результат взаимодействия «человеческих вибраций».

Pulse Tank, 2008. Автор: Rafael Lozano-Hemmer. Источник: artsy.net

#5

Искусство должно служить народу… или его создателю. Французский художник Hubert Duprat использует обычных ручейников для создания высокохудожественных украшений. Если вместо обычного песка и мелких камешков насыпать на дно аквариума кусочки золота и самоцветы, можно получить маленький драгоценный футляр.

Trichoptera (caddis larva) building case (studio view), 1980-2000. Material: Gold, pearls, turquoise. Length: 2.5 cm. Photographer: Frédéric Delpech. Image courtesy of the artist and Art:Concept gallery, Paris and MONA Museum of Old and New Art. Источник: thisiscolossal.com

Пять произведений Science art от Нины Ивановой

Мне было бы интересно показать не картины, инсталляции, спектакли, скульптуру и музыку, иллюстрирующие науку, а живые научно-технические исследования, существующие по законам искусства, а, следовательно, становящиеся им.

#1

Знали ли вы, что термин «биомеханика» может использоваться как в научных, так и театральных кругах!? Под биомеханикой обычно понимают совокупность направлений, изучающих движения человеческого тела, но В. Э. Мейерхольд именно так назвал свою систему сценического движения. А в инженерном театре Ахе в Санкт-Петербурге пошли дальше. Герои спектаклей на сцене путаются в виртуальных спиралях ДНК, сражаются с роботами и даже расплываются в пространстве. Лазеры, видеоинсталляции и сложные механизмы здесь играют наравне с актерами. «Основная идея доносится не через игру драматического актера, а через всю совокупность инженерных решений. Это инженерное единство драматургии и технологии» — постулирует Максим Исаевхудожник-перформансист, один из основателей театра.

#2

Чтобы находить что-то новое, нужно выходить за рамки: науки, классических практик в искусстве. Благодаря исследованиям британских и канадских ученых стал известен факт молчаливого общения между деревьями. Главный вывод ученых — лес живет сложной жизнью и имеет собственную сеть коммуникаций, своеобразный интернет, с помощью которого между растениями происходит обмен информацией. И эта единая коммуникационная сеть расположена под землей, объединяя все деревья и кустарники разных пород. Увлекшись идеей коммуникации между растениями, Максим Таланов, ученый из Казанского государственного университета, разрабатывает проект по соединению деревьев между собой с помощью сети Интернет. В данном случае сам факт искусственно-усовершенствованного сообщения растений с помощью информационной сети может восприниматься как акт искусства.

#3

Эффект, которого современные художники добиваются с помощью мобильных средств коммуникации, художники прошлого создавали с помощью красок и кисти. Так, например, картина Сальвадора Дали «Обнаженная Гала, смотрящая на море» на первый взгляд изображает лишь жену художника, смотрящую в морскую даль. Но с расстояния 18 метров стройная женская фигура превращается в волосы и бакенбарды американского президента Авраама Линкольна. С близкого расстояния знаменитого политика можно увидеть только в одном случае — если взглянуть на произведение через видоискатель фотоаппарата или мобильный телефон. Сегодня объект, символизирующий поклонение современного человека гаджетам, можно увидеть на самых престижных выставочных площадках мира и его автор — куратор Электромузея, художник, Аристарх Чернышев — создатель айфоноподобного гаджета, закрученного в виде культовой, но так и не построенной, башни Татлина.

Группа Electroboutique. 3G International, 2010. Смешанная техника. Собрание Мультимедиа Арт Музея. Источник: trendymen.ru

#4

Метеоэлектронная инсталляция «Небесная арфа» канадского художника Николаса Ривза — результат научных разработок в радиоэлектронике, акустике и программировании. «Арфа» сканирует облачный ландшафт в атмосферных слоях с помощью лазерного луча. Луч бьет на семь-восемь километров в высоту, достигая верхних границ тропосферы. Физические параметры облаков — плотность, ледность, освещенность, способность отражать солнечные лучи, температуру, высоту, скорость движения — передаются на землю. Полученные цифры «арфа» обрабатывает в режиме реального времени и преобразует их в музыкальные созвучия с помощью специально созданного программного оборудования. Слушатели могут воспринимать «мелодию атмосфер», созданную не человеком или компьютером, а ветром и облаками.

#5

Один из самых удивительных scienсе art проектов на мой взгляд — «Вяз из Бискаррос» Ольги Киселёвой — художника, директора Института науки и искусства в Сорбонне. Несколько лет назад в Бискаррос — небольшом городе на юге Франции — на площади рос вяз, с которым связана история любви между местным принцем и простой пастушкой. По легенде вязу было уже 1000 лет, и каждую весну он зацветал необыкновенными цветами в форме венка, который носила эта пастушка. И вдруг, спустя столько времени, дерево засохло. Для Бискарроса этот вяз был как для Парижа Эйфелева башня. Так что жители решили пригласить художника, чтобы на месте этого засохшего вяза сделать скульптуру. Провели международный конкурс и выбрали Ольгу, которая посмотрела на это место, и ей так захотелось, чтобы там была не скульптура, а вновь появилось дерево, что она решила сделать всё возможное. Дело было в том, что из-за глобального потепления исчезли насекомые, которые ели вредных жучков и червячков. Теперь паразиты селятся в этих вязах и едят их, а деревья засыхают. Ольга потратила весь бюджет на исследовательскую работу с лабораторией, которая нашла вяз, устойчивый к этому недугу. В итоге французскому вязу привили гены сибирского, и дерево на площади удалось возродить. Сейчас ведется работа над тем, чтобы посадить такие вязы в разных местах на юге Франции, где они исчезают. К дереву, о котором я вам рассказала, не приделано никаких проводов, датчиков, ничего не мигает. Это просто дерево, которое не могло там расти, а теперь растёт. Вот и вся магия искусства и науки.

Почтовая открытка с изображением вяза Бискарроса. Начало XX века. Источник: iskusstvo.taggart.ru

Обложка: иллюстрация Art Forms in Nature: The Prints of Ernst Haeckel (© TASCHEN Köln/Niedersächsische Staats-und Universitätsbibliothek Göttingen) Источник: theguardian.com

Поделиться
Поделиться