Репортаж со встречи-лекции Варламова в Красноярске

Уже в половину седьмого в YUSHIN BROTHERS было тесно, а к началу встречи – негде сесть или даже встать. Илья Варламов даже извинился за маленькое помещение, и рассказал, как сложно найти в Красноярске помещение на 300 человек.

Аудитория заметно отличается от обычного состава участников мероприятий по урбанистике. Но тем лучше: много людей услышат про город, каким он должен и может быть. Самый важный тезис, который проносит Илья Варламов, пусть он и будет эпиграфом конспекта:

Город не должен хотеть вас убить.
Город должен быть справедливым.


Илья Варламов

Что не так с жильем в России?

Тезисы выступления Ильи Варламова в Красноярске

Хороший пример плохого района в Красноярске, по словам Варламова, «Белые росы». В нем ярко выражены все проблемы микрорайонной застройки:

  • огромные расстояния, ходить пешком долго, неудобно и неинтересно;
  • спальный район, можно только спать, и больше делать нечего: нет работы, нет социальной инфраструктуры и развлечений;
  • бизнес не развивается, пивная, парикмахерская и аптека — вот максимум доступных товаров и услуг;
  • одинаковые здания, никакого архитектурного разнообразия, унылая и депрессивная среда;
  • много пустырей, такие территории дорого обслуживать, они не развиваются и заброшены;
  • вместо двора — парковка, двор принадлежит автомобилям, а не жителям, негде встречаться, негде проводить время, негде играть детям.

Так жить нельзя!

Кто виноват? 

Чиновники. Выдают разрешение на строительство всем подряд. Неудивительно, ведь эффективность для них измеряется в количестве, а не качестве квадратных метров. Неразвитый рынок аренды жилья. Права арендаторов не защищены, люди стремятся побыстрей купить свою квартиру, даже если это — виртуальный бетонный мешок в ипотеку.

Застройщики. Постоянно врут: обещают хороший район, а по факту получаются 25-этажки с двором-парковкой и без инфраструктуры. Так получается, потому что строить плохо позволяет законодательство, а с другой стороны — низкокачественное жилье продолжают массово покупать.

Потребители. Все просто: мы покупаем плохое жилье — у застройщика нет причин строить лучше. А поскольку нет опыта проживания в другой застройке и среде, кажется, что по-другому не бывает. Люди стимулируют строительство муравейников своими собственными деньгами.

Что делать?

Если кратко: перестать отдавать деньги за квартиры в муравейниках — в скором времени такая недвижимость все равно обесценится. Формировать запрос на другое качество жилья и городской среды: квартальную застройку, разнообразную архитектуру, дворы без машин, хорошее благоустройство. Запрос потребителей влияет на застройщиков, и тенденции строительства неизбежно меняются.

Что не так с городом?

Есть три признака, что у города проблемы: ТРЦ, заборы и маршрутки.

Популярность торговых центров говорит о том, что в городе некуда пойти. Заборы — очевидный сигнал плохого проектирования. Маршрутки — ужасный общественный транспорт. Хороший город — это справедливый город. Такой, где люди имеют равный доступ к городским благам, вне зависимости от уровня достатка. Все общество должно быть заинтересовано в этом.

Что еще полезного сказал Варламов?

Город не должен хотеть вас убить — это значит, что дизайн улиц не должен провоцировать людей нарушать правила.

Люди, которые принимают решения, не ходят пешком. Отсюда погоня за пропускной способностью для автомобилей, вместо создания условий для комфортного передвижения на общественном транспорте, пешком и на велосипедах.

Вопросы и ответы

Как уговорить соседей сделать двор лучше? Вести разъяснительную работу.
Красноярску нужно метро? Метро не будет. Или будет, как в Омске. Метро возит воздух в таких городах, как Красноярск — это дорого и неэффективно. Лучше трамвай.
Что понравилось в Красноярске?
Деревянные дома и исторические артефакты.
Что делать, если достали заборы? Выходить на митинг против заборов.
Надо сделать проспект Мира пешеходным? Надо провести исследования, но было бы круто. Для начала: пробовать закрывать на выходные.
Как улучшить город быстро? Легко! Чиновникам нужно начать пользоваться городом как обычным горожанам: ходить пешком, ездить на автобусах и велосипедах. Сразу пойдут изменения.
Нужен велопрокат Красноярску? Обязательно. Велосипед — это про справедливый город. Климат — не помеха.

Поделиться
Поделиться