Транспорт: как передвигаться в большом городе

Илья Петушков

Ведущий консультант MobilityInChain, s.r.l.

Занимается транспортными проблемами городов по всему миру. Специализируется в области системного планирования городского транспорта и проектирования городских улиц. Менеджер проекта «Магистраль» — новой сети общественного транспорта для центра Москвы.

Проблема

В городе по самой его сути на каждого отдельного человека приходится не так много места. Автомобили занимают очень много места, и когда максимальное количество людей пытается передвигаться на автомобилях, возникают пробки. Это проблема использования пространства.

Решением проблемы использования пространства является использование такого транспорта, который требует меньше места на каждого едущего человека. Таким транспортом является общественный транспорт, и, соответственно, в больших городах требуется активное его развитие.

При разработке любой транспортной схемы нужно думать о том, чтобы максимальное количество людей попало в максимальное количество активностей: рабочие места, развлечения, места отдыха. Когда мы увеличиваем эти возможности, у людей появляется выбор, куда пойти в кино, где работать.

О метро

Метро для решения транспортных проблем — весьма спорный вариант. Когда люди говорят о том, что хотят метро, это запрос на надежный, доступный в любое время дня транспорт, который не надо ждать в темноте, под дождем, в минус 30. Но у метро есть очень большой недостаток — это очень дорогая штука. Затраты на поддержание инфраструктуры огромные, порой сопоставимые с бюджетами некоторых городов. И в это упираются многие города, в которых есть одна линия метро, особенно если она не очень удачная.

Например, в Самаре одна небольшая линия. Проектировалась она в советское время и тогда решала основную задачу — доставляла людей из жилых массивов на заводы и обратно. Но когда Советский Союз закончился, метро оказалось в стороне. И теперь у Самары большие проблемы: очень много денег уходит на содержание метро, при этом на нём ездит очень мало людей, и оно никому не нужно.

В решении транспортных проблем следует, в первую очередь, сосредоточиться на тех инструментах, которые есть. Вопрос не в том, какой технологией вы везёте людей. Вопрос в том, куда вы их везете, как часто вы и везете, насколько это надежно. Можно организовать хорошо работающую автобусную систему. И эта система будет работать сопоставимо с метро по надежности и интенсивности.

О транзитном трафике в центре города

Вывод транзитного трафика из центра — история хорошая. Но она не должна быть «вещью в себе». Она должна быть частью понимания того, что такое центр города и что там должно происходить. Если вы перестраиваете центр города так, что он больше становится ориентирован на пешеходов, менее, чем на сквозной проезд транспорта — вы активизируете центр. Здания начинают наполняться активностью, потому что вокруг начинают ходить люди.

При этом необходимо разработать комплексные решения по развитию общественного транспорта. Люди будут ездить, и надо понимать, как они будут ездить.

О длинных маршрутах общественного транспорта

Длинные маршруты возникают от конфигурации города, не стоит этого бояться. Красноярск — довольно протяженный город и неудивительно, что тут возникают маршруты из конца в конец.

Маршрут не является плохим или хорошим от того, длинный он или короткий. Есть ряд технических вопросов, которые нужно решить, чтобы обеспечить надежность движения автобусов: это интервалы, это меры, необходимые, чтобы автобусы как можно меньше «сбивались в стаи» по 2-3 штуки. На таких маршрутах это делать сложнее, но особой проблемы в этом нет.

Кто должен делать?

Если ответственные лица озадачатся транспортной проблемой, если это будет история с понятными целями, задачами и сроками, и при этом, будет построен диалог с горожанами, то решить ее можно за 3-5 лет.

Да, будут недовольные люди. И это нормально. Грамотно построенная коммуникация, правильное понимание того, чего хотят люди, позволяют реализовать хорошие проекты, которые со временем хорошо будут приняты публикой. Главное — быть готовым к тому, что первое время людей, которые внедряют реформы, будут ненавидеть все. Но это временно. Если спланированное и реализованное решение действительно хорошее, пользователи со временем его примут.

Photo by Gleb Leonov / Strelka Institute

Поделиться
Поделиться