Велосипеды в городе

Дарья Табачникова

Основатель «Велосипедизации Санкт-Петербурга»

С 2015 года — советник по развитию велосипедной инфраструктуры вице-губернатора Санкт-Петербурга.

Проблема

Красноярск — город с одним из самых высоких уровней владения автомобилем. При этом в транспортной политике города, очевидно, еще не произошел перелом. Приоритет все так же отдается личному транспорту, общественный транспорт стоит в пробках, велосипедное движение не развито, и даже передвижение пешком часто напоминает полосу препятствий.

Рецепт

Нет городов, которые были сразу созданы с идеально налаженной, современной транспортной системой. Все они строились сначала для проезда на лошадях, потом были выделены участки для трамвая, затем дороги были снова перестроены для автомобилей и общественного транспорта.

Сейчас мы наблюдаем новый этап — люди начинают перемещаться совершенно по-другому. Появляются другие виды мобильности — велосипеды, самокаты, беспилотные средства передвижения. Мода на здоровый образ жизни побуждает все больше людей ходить пешком, бегать, заниматься спортом на улице — а это также городские перемещения, которые нужно учитывать при управлении мобильностью.

Меняются приоритеты, а значит, должны меняться и города. Безусловно, основной приоритет — это пешеход, затем — общественный транспорт, велосипед и только потом — автомобиль. Именно с таким подходом нужно создавать новые и реконструировать существующие улицы

Я считаю, что развитие инфраструктуры для велосипедов — один из инструментов, который меняет наши города и делает их более комфортными. Делаешь велодорожку — становится меньше машин, становится намного тише в этом месте. В петербурге мы сделали первую велодорожку вдоль Фонтанки (это самый центр) за счет ликвидации небольшого количества парковочных мест. В результате мы не просто получили велодорожку — все жители города увидели Фонтанку, реку, ажурную решетку, которые раньшене было видно из-за припаркованных машин. Я также видела, как по нашей велодорожке едет человек на коляске. По набережной, по этому красивому граниту, который ЮНЕСКО охраняет, ездить сложно, там неровно, а по велодорожке — легко. Кроме того, теперь велосипедисты не мешают пешеходам, это очень важно. Поэтому, несмотря на то, что велодорожки мы создаем для велосипедистов, эффект получают все горожане.

В принципе, лет за 10 можно в крупном городе можно создать связанную сеть велосипедных маршрутов, которая поволит значительно увеличить долю поездок на велосипеде. В Петербурге с 2017 года мы ежегодно создаем по 40 километров велосипедных маршрутов, устанавливаем велопарковки и развиваем общественный велопрокат. Это основные элементы велосипедной инфраструктуры. Сложности

Решать — нужна ли в Красноярске велосипедная инфраструктура — должны жители города. Но лучше сразу смотреть комплексно. Нужно не просто строить велосипедные дорожки, нужно менять улицы.

Стоит сразу определиться, что велосипед — это круглогодичный транспорт. Можно ездить и зимой. Главное — постоянное содержание и уборка. Мы ездили в Финляндию, в город Оулу, это возле полярного круга, у них примерно 50 процентов людей продолжают ездить зимой на велосипедах, потому что там все отлично убрано. Свежий снег , убирается, посыпается гранитной крошкой — в зависимости от погодных условий. .

Чтобы развивать велодвижение, нужно позиционировать велосипед как транспорт, а не только как фитнес или развлечение для детей. На велосипеде можно расстояние до 7 км проезжать довольно комфортно — в обычной одежде.. Я сама на работу езжу на велосипеде. Это как раз 7 километров.

Кто должен делать?

В 2012 году я была основателем общественного проекта, это была инициатива снизу. Мы захотели, чтобы в Петербурге появились велосипеды. И с 12-ого по 17-й год — это была такая борьба, диалог, со всеми: с жителями, чиновниками, с журналистами, объяснение со всех сторон — зачем это нужно делать. Что нас не три человека, а много тысяч людей в Петербурге этого хотят. Общественные организации инициировали должность советника по велосипедной инфраструктуре вице-губернатора И. Н. Албина. С 2017 года в Петербурге работает команда, которая занимается проектированием и строительством велосипедной инфраструктуры.

Photo by Gleb Leonov / Strelka Institute

Поделиться
Поделиться