Как жили, что ели, о каторжных и богачах в Красноярске XIX века

Всё глазами швейцарской гувернантки

Этот материал — большой подарок сайту «Город Прима» и нашим читателям от Красноярского краевого краеведческого музея. Это одновременно уникальное исследование и познавательные заметки о том, как на самом деле была устроена жизнь в Красноярске XIX века. Слово Олимпии Риттенер, швейцарской гувернантке, и старшему научному сотруднику музея Надежде Гавриловой. Почитайте предисловие, чтобы во всём разобраться.

Предисловие

В прошлом году заместитель руководителя отдела культуры посольства Швейцарии Наумова Елена Евгеньевна подарила Красноярскому краевому краеведческому музею любопытный материал на французском языке. Это оказался рассказ «От Пайерна до Красноярска» доктора Шарлоты Герман с неопубликованными письмами ее тети Олимпии Риттенер, адресованными родным и близким. В данном издании речь шла о путешествии из Франкфурта в Сибирь и о жизни в Красноярске швейцарской гувернантки Олимпии Риттенер в 1883-1884 годы. Перевод и исследование уникального источника, связанного с историей нашего города и с именем знаменитой красноярской семьи Кузнецовых, осуществлен старшим научным сотрудником музея Надеждой Федоровной Гавриловой. Текст редактировали старшие научные сотрудники Красноярского краевого краеведческого музея Августа Васильевна Быстрова и Тамара Семеновна Комарова. Стояла главная цель перевода — максимально точно передать смысл исторического документа и сохранить стиль автора.

Пролог

Прежде чем вы познакомитесь с отрывками этого материала, я хотела бы представить вам эту молодую девушку. Со слов Ш. Герман ее рост был скорее низкий, черты лица — тонкие и красивые, сверкающие коричневые глаза: так выглядела Олимпия в 20 лет. Она была образованна, талантлива в литературе. Известно, что Олимпия Риттенер училась у профессора из Цюриха Евгения Рамбера, французского писателя.

Письма 1883 — 1884

***

В письмах от 14 октября 1883 года, 18-30 апреля 1884 года О. Риттенер пишет о жизни в Красноярске: «Жизнь здесь недорогая. Нет учителя начальной школы, который не имел бы от двух до трех служанок: кухарку, горничную, кучера и, по крайней мере, одну лошадь — предмет особой роскоши. Хотя их жалование составляет только от семи до восьмисот рублей, эти господа не занимаются сельским хозяйством, как это делают обычно швейцарцы… В Красноярке жизнь спокойна. Жители изредка посещают театр, потому как актеры плохие, клуб — потому что молодежь не любит больше танцевать. Редкий обмен вежливыми посещениями и приглашениями только два раза в год: на Новый год и Пасху».

Дочери П.И. Кузнецова — Евдокия, Елизавета, Юлия и Александра. 1870-е
(из фондов Красноярского краевого краеведческого музея)

***

О своих наблюдениях в доме Кузнецовых Олимпия сообщает своим сестрам: «Жизнь с комфортом, едят много и вкусно. Завтрак около девяти часов, ленч в одиннадцать тридцать, обед в четыре часа и чай с пирожными вечером… Дом полон слуг, лошадей и собак. Семья имеет коров; это дает уверенность в том, что молоко натуральное. Все производится здесь (подумать только, я перехожу в коммунизм). Ежедневно пьют по рюмке вина из Бордо или Шато Иквем и совершают короткую прогулку в экипаже… Дамы из семейства Кузнецовых время от времени развлекаются, например, барышня Евдокия и ее три сестры минуют половину Азии, всю Европу, отправляются в вояж в Гавр, посещают выставку в Филадельфии и настойчиво двигаются до Франсиско! А затем возвращаются, только и всего!… Дамы обычно очень просто одеваются. По воскресеньям и многочисленным праздникам они одеваются очень хорошо, каждый раз во что-то новое. В середине дня уже меняют туалет, который один и тот же в течение всей недели».

Сестры Кузнецовы Евдокия Александра и Елизавета на водопаде Ниагара (из фондов Красноярского краевого краеведческого музея)

***

В письме своей тете от 24 октября 1883 года Риттенер пишет о зиме в Красноярске и о своих частных уроках: «Сейчас начинается зима, вчера было десять градусов ниже нуля, позднее будет доходить до тридцати пяти градусов. Как я предпочитаю сильную стужу изнуряющей жаре! Квартиры уютно оборудованы и, кстати, отапливаемы… Я даю частные уроки за пятнадцать рублей в месяц. Частные уроки имеют чрезвычайно низкую цену, пятьдесят копеек за час, исключая Кузнецовых, поскольку богатых нет. Большой пожар, который уничтожил почти весь город два года назад, разорил многих людей».

Вид на Красноярск 1880-е (из фондов Красноярского краевого краеведческого музея)

***

В письме от 14 декабря 1883 года О. Риттенер описывает, как проходили танцевальные вечера в городе: «В последнее воскресенье я была на концерте, за которым следовал публичный еженедельный танцевальный вечер. Красавицы туда отправляются в закрытых платьях темных цветов… Но какой забавный обычай в этой стране! Кавалер танцует один тур по залу только со своей дамой, затем она переходит в руки к другому, и так бесконечно! Танцевать весь танец с одной девушкой было бы в высшей степени компрометацией по отношению к ней! Вот показная добродетель, которую я увидала только у русских, которых считают наименее стыдливыми в Европе… Я предпочла наблюдать и восхищаться ловкостью и грациозностью этих славян, настоящих сынов Терпсихоры. Они танцуют с чрезмерным воодушевлением, внося, таким образом, в вальс его характерную черту — истому и в кадриль — церемонность. Им это охотно прощают. Галантность, например, здесь не является обязательной. Приглашают свою даму без церемонии: вместо того, чтобы ей предложить руку, ее берут сразу же за талию, и тур завершен. Даму покидают, где придется. Госпожа Кузнецова мне говорила, что двадцать лет назад здесь намного больше уделяли внимания прекрасному полу, и что рыцарский культ уже устарел».

Интерьер дома А.П. Кузнецова (из фондов Красноярского краевого краеведческого музея)

***

В письме от 21 января 1884 года Олимпия делится своими впечатлениями о маскараде со своей однокурсницей: «На маскараде каждый был в маске. Бал мне показался одновременно веселым и грустным, и пугающим, как на похоронах. Мнимый татарин, выше и стройнее, чем сам Геркулес, я в том уверена, пригласил меня на кадриль. Была толпа; никогда я не находилась среди стольких людей. У меня был вид растерянной курицы. Я сбивалась в кадрили, которую танцуют русские… Здесь наряжаются по обычаю своих ближайших соседей. Это костюмы известных и простонародных русских, татар, китайцев, самоедов, персов. Казацкий офицер, веселый персонаж, в костюме польского еврея исполнял с друзьями еврейский танец времен Талмуда. Танец заставлял зрителей смеяться до слез».

Кузнецовское подворье по ул. Воскресенской (из фондов Красноярского краевого краеведческого музея)

***

Живя в семействе Кузнецовых, она была поражена некоторыми фактами: «Представьте себе, что сторож, который стоит на посту всю ночь с собаками, чтобы нас охранять от воров, и который меня сопровождал столько раз, моя рука в его руке, во время ночных прогулок в темноте, где я не видела ни зги, представьте, наконец, что это доверенное лицо является убийцей, которого сюда сослали!!! Я ничего не знаю более поразительного, чем этот факт… Говорят, что кучера наемных экипажей имеют здесь преступную привычку: затребовать с прогуливающихся людей, с тех, кто носит шубу или что-нибудь ценное, непомерную плату. Фактически — кровожадные звери».

Интерьер дома Е.П. Кузнецовой (из фондов Красноярского краевого краеведческого музея)

***

Посещая улус на Троицком прииске Кузнецовых в Минусинском округе, гувернантка познакомилась с татарскими обычаями: «Представьте, что здесь, если женщина становится вдовой, то один из родственников мужа должен обязательно на ней жениться независимо от возраста. Случается, что женщина сорока лет выходит замуж за мальчишку, которому едва исполнилось двенадцать лет, однако более мужественного, чем наши в этом возрасте. Обычно вместо сватовства происходит похищение, но с согласия родителей, которым татарин платит за нее лошадьми, быками или коровами, и увозит невесту в мешке. Эти браки заключаются и часто распадаются, иногда через месяц. Когда женщина вступает во второй или в двадцатый брак, новый жених отдает предыдущему жениху его приданое».

Вероятно, речь идет о материальном положении учителей красноярских гимназий. По данным, приведенным Н.Н. Бакаем, границы годового содержания учителей мужской гимназии составляли от 525 рублей до 1440 рублей. (Н.Н. Бакай. Двадцатипятилетие Красноярской Губернской гимназии (1868-1893). Красноярск, 1893. С. 6-7. Заметка — Н.Ф. Гавриловой)

***

Во время путешествия по России Олимпия встречается в Томске с учителем французского языка и узнает, что: «Водка, винный спирт играют большую роль в жизни сибирских городов, но может быть, меньше в Красноярске, чем в других населенных пунктах».

И еще небольшой комментарий от сайта «Город Прима». Если хотите узнать ещё больше о Красноярске XIX века, вам в залы как раз XIX века в Красноярском краевом краеведческом музее, ищите раздел «Купечество». Там красиво. 

Поделиться
Поделиться
Поделиться