Никогда не поздно узнать что-то новое о Сурикове. Какая разница, в день рождения художника, на день позже или через полгода. Представляем вашему вниманию квиз-лекцию. Музей Ряузова поделился с сайтом «Город Прима» исследованием, чуть ли не пошаговым маршрутом Василия Ивановича по Европе.
Когда Суриков задумывал «Боярыню Морозову», столкнулся с парадоксом: чтобы воплотить картину о становлении государства Российского понадобился европейский опыт. В полотне необходимо было решить сложную техническую задачу: создать многофигурную композицию в условиях естественного освещения. Такой практики у русских живописцев на тот момент не было. Благодаря вырученным за картину «Меншиков в Берёзове» средствам Суриков едет в Европу. В течение 8 месяцев сибиряк посетил Германию (Берлин, Дрезден, Кельн), Францию (Париж), Италию (Милан, Флоренцию, Рим, Неаполь, Турин, Венецию), Австрию (Вену). Суриков делал акварельные этюды на пленэрах, изучал работы мастеров эпохи Возрождения, анализировал в музеях и на выставках исторический опыт и современные тенденции искусства.
*Задания получились сложными, помните, как в школе — со звёздочкой
0 из 7 заданий окончено
Вопросы:
Предлагаем пройти квиз, составленный по письмам из Европы, адресованных Василием Ивановичем: «всеобщему учителю» главных русских художников (Репина, Поленова, Васнецова, Врубеля, Серова) — Павлу Петровичу Чистякову; будущему создателю Третьяковской галереи — Павлу Михайловичу Третьякову; живописцу и иллюстратору — Николаю Сергеевичу Матвееву; и конечно же, маме и брату Саше.
Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.
Тест загружается...
Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.
Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:
Время вышло
Вы набрали 0 из 0 баллов (0)
Поздравляем с прохождением квиза. А вот вторая порция лекции. После путешествия по Европе в 1887 году Василий Иванович Суриков написал «Боярыню Морозову». О европейских полотнах, подаривших Сурикову драгоценные подсказки: как сделать перспективу естественной, решить композицию, и что позволяет работе всегда оставаться живой и интересной — рассказывает авторский фильм «Страсти по Василию». Он был снят по инициативе Музея Ряузова. Фильм можно посмотреть в Музее Ряузова в любой день. Оплатить входной билет (40 рублей, 20 — льготный, и попросить смотрителя поставить «Страсти по Василию». А потом, добро пожаловать, еще раз пройдите квиз.
Музей Ряузова работает: вторник — воскресенье с 11.00 до 19.00. Ленина, 127, телефон 211-26-20.
24 сентября 1883 года Суриков с семьей выехал из Москвы. В октябре и ноябре этого же года Василий Иванович рассказывает в письмах: «Движение страшное по улицам, когда хорошие дни выпадают. К сожалению, часто идут дожди, тогда ужасно скверно [пропуск]», «Я думаю, теперь в Москве снег? А здесь еще цветы на улицах продают, трава в садах зеленая, яркая. Я днями хожу в летнем пальто. Тут по большей части ходят в одних сюртуках». И сетует: «Поеду в Италию на зиму и весну. Здесь как-то холодно. Всё дрожу. Вначале так всё в комнате в шляпе и пальто сидел, а теперь немного полегше, попривык».
В какой европейской столице так мёрз красноярец Суриков?
В. И. Суриков. Флоренция. Прогулка. 1884 год. Акварель. Собрание семьи художника.
Хоть и было Сурикову в Париже зябко, но город его впечатлил. В письме маме и брату Саше он писал: «Если бы ты знал, какая тут суматоха в Париже, так ты бы удивился. Громадный город с трехмиллионным населением, и все это движется, говорит, не умолкая. Я сюда приехал с семьею, устроились в небольшой недорогой квартире. Меня, собственно, заинтересовала художественная выставка за целые 5 лет французского искусства. Масса картин помещается в здании почти в половину нашей Новособорной площади в Красноярске. Сколько здесь магазинов-то — ужас, под каждым домом по нескольку магазинов! Особенно они вечером ослепляют блеском своим. Все это освещено газом и электричеством».
Хоть и было Сурикову в Париже зябко, но город его впечатлил. В письме маме и брату Саше он писал: «Если бы ты знал, какая тут суматоха в Париже, так ты бы удивился. Громадный город с трехмиллионным населением, и все это движется, говорит, не умолкая. Я сюда приехал с семьею, устроились в небольшой недорогой квартире. Меня, собственно, заинтересовала художественная выставка за целые 5 лет французского искусства. Масса картин помещается в здании почти в половину нашей Новособорной площади в Красноярске. Сколько здесь магазинов-то — ужас, под каждым домом по нескольку магазинов! Особенно они вечером ослепляют блеском своим. Все это освещено газом и электричеством».
В октябре 1883 года Суриков отправил Матвееву письмо с особой просьбой: «Будьте добры, спросите у Вагнер (бывшая наша квартирная хозяйка), не приносили ли повестки из Сибири. Если приносили, то придется прислать сюда в Париж, для засвидетельствования подписи моей и доверенности на Ваше имя на получение посылки».
Что было в посылке, о судьбе которой Суриков так переживал?
В.И. Суриков. Колизей. 1884 год. Бумага, акварель. Государственная Третьяковская галерея.
Из письма маме и брату Саше: «Так вот, Саша, за целые 9000 верст я от тебя. Не знаю, мечтаю попасть и в Красноярск летом. Уж начал ездить, так и домой приеду к вам. Милая мамочка, бог даст, увидимся? Только берегите здоровье. Очень рад, что ты, Саша, поправил дом. Я писал тебе, чтобы ты послал ягод, так если не послал еще, то и не посылай. Все равно без меня в Москве лежать будут».
Из письма маме и брату Саше: «Так вот, Саша, за целые 9000 верст я от тебя. Не знаю, мечтаю попасть и в Красноярск летом. Уж начал ездить, так и домой приеду к вам. Милая мамочка, бог даст, увидимся? Только берегите здоровье. Очень рад, что ты, Саша, поправил дом. Я писал тебе, чтобы ты послал ягод, так если не послал еще, то и не посылай. Все равно без меня в Москве лежать будут».
Сурикова ошеломил Собор Парижской богоматери. Василий Иванович восторженно описывал его: «Что за дивный храм! Внешний вид его вовсе не напоминает мрачную гробницу немецких церквей; камень светлее, книзу потемнее, и как славно отделяется он от светлой мостовой. Постройка вековечная. Внутри сеть сводов, а снаружи контрфорсы не позволяют ему ни рухнуть, ни треснуть», и делал вывод: «если бы послы Владимира святого слышали [пропуск], мы все были бы католиками».
Что в Notre-Dame de Paris, по мнению художника, могло поразить послов святого князя, и стать решающим фактором при выборе религии Владимиром?
В.И. Суриков. Неаполь. Набережная. 1884 год. Бумага, акварель. Государственная Третьяковская галерея.
«Никогда в жизни я не слышал такого чарующего органа. Я нарочно остался на праздники в Париже, чтобы слышать его. В тоне его чувствуются аккорды струнных инструментов, тончайшего пианиссимо до мощных, потрясающих весь храм звуков… Жутко тогда человеку делается, что-то к горлу приступает… Кажется тогда, весь храм поет с ним, и эти тонкие колонки храма тоже кажутся органом. Если бы послы Владимира святого слышали этот орган, мы все были бы католиками…», — писал Василий Иванович.
«Никогда в жизни я не слышал такого чарующего органа. Я нарочно остался на праздники в Париже, чтобы слышать его. В тоне его чувствуются аккорды струнных инструментов, тончайшего пианиссимо до мощных, потрясающих весь храм звуков… Жутко тогда человеку делается, что-то к горлу приступает… Кажется тогда, весь храм поет с ним, и эти тонкие колонки храма тоже кажутся органом. Если бы послы Владимира святого слышали этот орган, мы все были бы католиками…», — писал Василий Иванович.
Осенью 1883 года Суриков застал в парижской «Гранд-Опера» постановку «Генриха VIII» Сен-Санса. Композитор работал над музыкой с необычным усердием — он стремился переубедить творческую общественность той поры во мнении, что пианист, органист и симфонист не может написать хорошую оперу. Суриков оценил постановку: «Был вчера в опере. Шел „Генрих VIII“ Сен-Санса. Боже мой, какие декорации, вкуса сколько и простоты! Костюмы на сцене все не яркие, а все по тону всей залы. Ужасно мне понравилось. И музыка-то под сурдинку, кажется. Балетная часть тоже на какой высоте стоит! Весело живут парижане, живут, ни о чем не тужат, деньги не падают по курсу, что им!»
Почему живописец восхищался музыкой «под сурдинку»?
В.И. Суриков. Собор св. Петра в Риме. 1884 год. Бумага, акварель. Государственная Третьяковская галерея.
Сурдина (итал. sordina от sordo — «глухой») — приспособление, применяемое во время игры на музыкальных инструментах, когда требуется ослабить, приглушить их звучность, или же изменить тембр, сделать его более бархатистым. В русском языке идиома «под сурдинку» означает «втихомолку», «украдкой», что соответствует прямому назначению сурдины.
Сурдина (итал. sordina от sordo — «глухой») — приспособление, применяемое во время игры на музыкальных инструментах, когда требуется ослабить, приглушить их звучность, или же изменить тембр, сделать его более бархатистым. В русском языке идиома «под сурдинку» означает «втихомолку», «украдкой», что соответствует прямому назначению сурдины.
В мае 1884 года Суриков написал Чистякову: «Я попал на помпейский праздник. Ничего. Костюмы верные, и сам цезарь с обрюзгшим лицом, несомый на носилках, представлял очень близко былое. Мне очень понравился на колесничных бегах один возница с горбатым античным носом, бритый, в плотно надетом на глаза шишаке. Он ловко заворачивал лошадей на повороте и ухарски оглядывался назад на отставших товарищей. Народу было не очень много. Актеров же 500 человек. Везувий тоже смотрел на этот маскарад. Он, я думаю, видел лучшие дни…»
Где проходил этот праздник?
В.И. Суриков. Помпея. 1884 год. Государственная Третьяковская галерея.
Логично было бы предположить, что «помпейские» праздники происходили в Помпее, или в близлежащем Неаполе. Однако, торжества, которые застал Суриков были в Турине, ставшем тогда первой столицей Объединённой Италии. В городе впервые открылась Общеитальянская промышленно-художественная и Международная электрическая выставка.
Логично было бы предположить, что «помпейские» праздники происходили в Помпее, или в близлежащем Неаполе. Однако, торжества, которые застал Суриков были в Турине, ставшем тогда первой столицей Объединённой Италии. В городе впервые открылась Общеитальянская промышленно-художественная и Международная электрическая выставка.
В мае 1884 года Суриков побывал в Венеции. Город ему очень понравился, особенно мощеные соборные площади и сами соборы. Единственное, что расстраивало художника — облик одного из главных символов города. Он писал: «Не знаю, какую-то грусть навевают эти черные, с черным [пропуск]. Уж не траур ли это по исчезнувшей свободе и величии Венеции? Хотя на картинах древних художников и во время счастия Венеции они черные. А просто, может быть, что не будь этих черных [пропуск] , так и денежные англичане не приедут в Венецию и не будет лишних заработанных денег в кармане…»
О каком символе Венеции идет речь?
В.И. Суриков. Неаполь. 1884 год. Акварель. Музей-усадьба В.Д. Поленова.
«…может быть, что не будь этих черных гондол, так и денежные англичане не приедут в Венецию и не будет лишних заработанных денег в кармане гондольеров», — писал художник Матвееву.
«…может быть, что не будь этих черных гондол, так и денежные англичане не приедут в Венецию и не будет лишних заработанных денег в кармане гондольеров», — писал художник Матвееву.
Сейчас это слово чаще всего ассоциируется с названием японского полноприводного кроссовера, выпускаемого с 1997 года брендом Subaru. А во времена Сурикова в Италии созвучным образом называли иностранцев — путешественников.
Каким?
В.И. Суриков. Помпея. Фреска. 1884 год. Государственная Третьяковская галерея.
Судя по всему, наш знаменитый земляк был раздосадован не только из-за траурного цвета венецианских гондол. Особо не церемонясь, он отпускал убийственно-точные комментарии о наводнивших весь итальянский полуостров британцах: «На меня по всей Италии отвратительно действуют эти английские форестьеры. Все для них будто бы: и дорогие отели, и гиды с английскими проборами назади, и лакейская услужливость их. Подлые акварели, выставленные в окнах магазинов в Риме, Неаполе, Венеции, — все это для англичан, все это для приплюснутых сзади шляпок и задов. Куда ни сунься, везде эти собачьи, оскаленные зубы». (Из письма П. П. Чистякову, 1884 год).
Судя по всему, наш знаменитый земляк был раздосадован не только из-за траурного цвета венецианских гондол. Особо не церемонясь, он отпускал убийственно-точные комментарии о наводнивших весь итальянский полуостров британцах: «На меня по всей Италии отвратительно действуют эти английские форестьеры. Все для них будто бы: и дорогие отели, и гиды с английскими проборами назади, и лакейская услужливость их. Подлые акварели, выставленные в окнах магазинов в Риме, Неаполе, Венеции, — все это для англичан, все это для приплюснутых сзади шляпок и задов. Куда ни сунься, везде эти собачьи, оскаленные зубы». (Из письма П. П. Чистякову, 1884 год).
Источники иллюстраций: «Набор открыток. В.И. Суриков. Мастера русского и советского искусства», «В. И. Суриков: Альбом. Составитель В. С. Кеменов. 1991 год», Частная коллекция открыток с репродукциями otkritka-reprodukzija.blogspot.ru