Знаете ли вы, что общего у Красноярска и Саратова?
А между тем, статистики, городские экономисты и антропологи подсчитали, Саратов похож на 28% российских городов. Саратов стал экспериментальной площадкой, где сейчас КБ «Стрелка» и Агентство ипотечного жилищного кредитования пробуют, разрабатывают и тестируют новые стандарты благоустройства. Презентацию этого проекта устроили на Городском форуме «Среда для жизни». Основные тезисы, картинки и комментарии с примеркой на Красноярск — в материале.
Дизайн-код
То, что в Красноярске зашло в тупик, в Саратове провернули за пару месяцев. Дизайн-код пока введен (зависть) только на центральной пешеходной (зависть) улице. Это ясно, торопились к форуму. Не без критики, не без возмущений бизнеса, но ввели. В КБ «Стрелка» разработали стандарт: вывески должны занимать не больше 30% фасада этажа, вместо 50%, определили положение рекламных конструкций.
Из подслушанного в Саратове: главный художник несколько лет добивался введения дизайн-кода. Его никто не поддерживал. А ради форума все организовали за пару месяцев.
Дизайн-код в Саратове был введен быстро, но не очень гладко. Но это нормально, говорит один из кураторов проекта. И передает привет красноярскому бизнесу.
Алена Жмурова, архитектор КБ «Стрелка» и руководитель проекта по комплексному развитию среды Саратова
комментарий по теме
Тестовое проектирование
Главное изменение, которого сейчас ждет Саратов, это реконструкция площади перед железнодорожным вокзалом. Это реконструкция — показательная для всей страны. КБ «Стрелка» предлагает покуситься на полосы автомобильного движения. Забрать у водителей половину дороги и отдать пешеходам. Автовладельцы все равно не ехали по четырем полосам, а запарковывали, что можно машинами. Так было.
Опять же подслушано — продавцы привокзальных павильонов распереживались из-за парковки. Но, к слову, авторы проекта объясняют: парковки и так не должно быть — меры безопасности.
А теперь о том, как стало. У водителей забрали две полосы, движение всех автобусов и троллейбусов свели в один маршрут и сделали единый остановочный пункт. Да, и добавили скамеек и клумб. Почему эта история показательная? Потому что в Саратове впервые пошли на тестовое проектирование. Не заложили все сразу бордюрами намертво, не перекопали площадь, а сделали пробную, временную разметку. Поставили мягкие столбики, пешеходную зону украсили рисунком, чтобы водители привыкали — не их это теперь территория. И начали опросы горожан.
Джеф Спек, урбанист, автор книги «Город для пешеходов»
комментарий по теме
То, что происходит на привокзальной площади в Саратове тоже может войти в систему в российских городах. Прежде чем изменить все, проверить новую схему движения тестовым проектированием.
Набережная
Набережная — вот, что общего у Саратова и Красноярска. И там, и у нас ее будут менять при участии «Стрелки». В Красноярске над проектом работает компания «Проектдевелопмент». Сайт «Город Прима» уже публиковал эскизы. Часть работ должна быть закончена уже в этом году.
Александра Сытникова, партнер КБ «Стрелка», курирует реализацию национальной программы «Формирование комфортной городской среды»
комментарий по теме
В целом, все, что происходит в Саратове гораздо шире вот этих трех пунктов. Например, разрабатываются новые требования к типовой застройке. Сделать так, чтобы высотки перестали быть коробками, не портили экологию и вид на исторический центр. Все, что сейчас придумывает «Стрелка» носит рекомендательный характер, если на это не пойдут власти и если не получится переписать старые строительные нормы, то ничего и не будет. Если при таких-то вложениях не получится у Саратова, не ясно, получится ли у кого-нибудь еще. А между тем, там же на Городском форуме в Саратове «Стрелка» презентовала систему оценки благоустройства в городах. И Красноярску со своей низкой оценкой что-то надо делать.