При словах «горный маршрут» большинство из нас представляет себе альпенштоки, жумары, веревки, связки и самый что ни есть вертикальный подъем: «мы рубим ступени, ни шагу назад, и от напряженья колени дрожат…» На самом деле все несколько проще: есть альпинизм, а есть такое понятие, как горный треккинг — постепенный и достаточно комфортный подъем пешком, посильный для каждого средне подготовленного горожанина. Вы удивитесь: 90% всех, кто ходит в горы – это как раз треккеры, а не альпинисты. На высочайшую вершину планеты, Эверест, люди взбираются тоже пешочком, а трудности связаны с отсутствием кислорода и экстремальным холодом на высоте, а не вертикальными стенами.
Специально для gorodprima.ru Дмитрий Буевич подготовил описание Топ-5, на его взгляд, горных направлений, посильных для любого мало-мальски подвижного горожанина. Алтая среди них нет: про самое популярное направление горного туризма мы готовим отдельный проект.
Горный туризм – очевидный хит активного отдыха: по статистике Ростуризма, каждый год турпоток только в Горный Алтай растет на 15-17% и в 2017 году достигнет 2,2 млн.человек. Это много: Красноярский край, согласно тому же источнику, в год принимает вчетверо меньше гостей.
5. Анды, Эквадор
Трудность тут одна – далеко и дорого добираться. А в остальном эквадорские Анды – идеальное место для совсем новичков и лайт-восходителей, которым вроде и в горы интересно, и неохота брести неделю к вершинам и снегам. Пики и вулканы Анд достигают 5 и даже 6-тысячеметровых высот, но само восхождение начинается с 4.100 – 4.500 метров над уровнем моря. А до этих отметок вас везут на джипе, либо вовсе, как в столице Эквадора Кито, канатной дорогой Teleferico. Соотвественно остаток пути до вершины вулкана Пичинча (4.780 метров) вы проходите за 5-6 часов и в тот же день спускаетесь в город. Все, что нужно из снаряжения – треккинговые ботинки и непромокаемые штаны и куртка. Маршруты на вулканы Котопакси (5.897 м) и Чимборасо (6.310 м) сложнее ненамного: обязательные сутки акклиматизации на 4.500 – 4.800 м и обучение ходьбе по леднику, со всеми прелестями: ледоруб, кошки, связка в паре.
Котопакси последние годы вне маршрута: ожил, выпустил клубы дыма, и местные власти закрыли подъем к кратеру. Высшая точка пути – горный приют на высоте 4.864 м.
Ужин в 200-летнем испанском доме, со внутренним двориком-патио, креольскими песнями и отличным местным вином – ежевечернее приключение.
Сезон: июнь – декабрь. В остальное время тоже можно, но часто дождливо, а вершины почти неизменно прячутся в плотной облачности.
Стоимость: Эквадор – страна недорогая, самая накладная часть – авиаперелет. Если брать билеты заранее, маршрут Красноярск-Москва-Мадрид/Франкфурт/Амстердам/Нью Йорк – Кито обойдется от $1400 на человека в оба конца. Очень хорошая гостиница в Кито — $40 в сутки, обед на двоих с вином – в среднем $20.
Что еще интересного: южноамериканский колорит. ЮНЕСКО вложила серьезные деньги в реставрацию колониальных центров крупных местных городов Кито и Куэнки, так что ужин в 200-летнем испанском доме, со внутренним двориком-патио, креольскими песнями и отличным местным вином – ежевечернее приключение. Если хотите, можете податься в натуральную Амазонию или, напротив, на побережье Тихого океана. Ну и почти все, кто добирается до Эквадора, летят на Галапагосские острова.
Другие подробности можно глянуть у меня на страничке в Фейсбуке («Facebook» — организация, запрещенная на территории РФ)
4. Килиманджаро, Танзания
Это уже полноценное восхождение – с ночевками в горных приютах-гестхаусах, носильщиками и возможно, даже горной болезнью – и вместе с тем опять же несложное физически. Щадящий подъем с отметки в 1000 метров над уровнем моря, откуда начинаются все походы, и до вершины, к снегам Килиманджаро (5.898 м) займет у вас 4-6 дней. Очень любопытно на себе испытать, как первоначальный тропический лес и +30 постепенно сменяются альпийскими лугами, горной пустыней и, наконец, снегом и -10 на вершине. Спуск в тепло – 2 дня. Из минусов – опять же стоимость перелета до Найроби-Аруши, а еще то обстоятельство, что всю дорогу никаких горных вершин наблюдать не придется. Килиманджаро – это тоже потухший вулкан, он высится среди африканской саванны одинокой шеститысячной кочкой. С вершины хорошо виден соседний пик Кения – и это, пожалуй, всё.
У похода на Кили есть потрясающий бонус, которого не дает никакая другая горная экспедиция – сафари.
Сезон: август-октябрь, декабрь – март.
Стоимость: сам поход – от $800 на человека, включая плату за нахождение в национальном парке, гестхаусы, гидов и местных носильщиков вашего рюкзака. Слетать из Красноярска в Арушу и обратно вполне можно за $1000 – через Москву и Найроби. Сафари в Серенгети, Нгоронгоро, Маньяра и др. – от $100 в сутки на человека.
Что еще интересного: У похода на Кили есть потрясающий бонус, которого не дает никакая другая горная экспедиция – сафари. Когда слезете с горы, проведите 3-4-10 дней в заповедниках Танзании и Кении и посмотрите на львов, жирафов, слонов, носорогов, антилоп и не поддающихся исчислению птиц в их натуральной среде. Это рядом и совсем не дорого, а живность настолько непуганая, что подпускают к себе на расстояние буквально в несколько метров. Взрослые мужики, и те впадают в щенячий восторг, а вытянуть из африканских заповедников ребятишек вообще почти невозможно.
3. Памир, Таджикистан
Это направление впечатляет не столько возможностью восхождений, сколько горными видами, дорожным серпантином под отвесными скалами и наблюдением за суровым местным бытом. Таджикистан и Киргизию соединяет Памирский тракт – автодорога, местами забирающаяся на высоту в 4 тысячи метров. Картины на всем пути просто монументальные – с горными пиками, снежными шапками, обрывами, следами обвалов и альпийскими лугами. За летний сезон Памирский тракт пропускает пару тысяч туристов – в основном на авто, но много и мотоциклистов и даже велосипедистов. Но нужно четко понимать, что это для осознанных экстремалов. Главное – дорога из Таджикистана в Киргизию ремонтировалась в последний раз еще при СССР, так что теперь это яма на яме, и 700-километровый путь из Душанбе до киргизской Оши займет дней 5-6. Потом, инфраструктуры по дороге практически нет: придорожные кафе и комнатки в гостевых домах, не более. Зато местного колорита хлебнете сполна. Для въезда в пограничную Горно-Бадахшанскую область в Душанбе обязательно надо оформить пропуск. Это несложно, недорого и не вполне обязательно, но без него готовьтесь раздавать взятки по $3-5 на каждом посту и всем странствующим милиционерам. И самое, пожалуй, неприятное: горы периодически сыпятся на дорогу многотонными обвалами. Чаще всего это оканчивается многочасовым ожиданием, пока бульдозеры восстанавливают проезд, но иногда под обвал попадают и машины. И тогда шансов выжить немного.
Горы периодически сыпятся на дорогу многотонными обвалами. Чаще всего это оканчивается многочасовым ожиданием, но иногда под обвал попадают и машины. И тогда шансов выжить немного.
Сезон: июнь – сентябрь
Стоимость: билет Красноярск – Душанбе – Красноярск стоит 22 тысячи рублей, если брать за месяц-полтора. По гостиницам разброс высок, как и в любой стране, стремящейся урвать с иностранцев: хороший уровень от $60 в сутки, но вполне нормальное жилье есть и за $15-20. Зафрахтовать джип из Душанбе в Ош обойдется в $500, плюс $10 водителю за каждую ночевку. Ну и ехать, в зависимости от ваших планов и тряскоустойчивости, от 3 до 6 суток – 700 км бездорожья.
Что еще интересного: настоящая Средняя Азия. Местные очень гостеприимны: практически любое знакомство заканчивается зазыванием на пиалу чая – дастархан – ночлег. Кухня! Очень недорого – настоящий азиатский плов с горохом нут и урюком, шурпа, лепешки и десятки кушаний, о которых мы не имеем представления. А еще бросок по Памирскому тракту дает уникальную возможность наблюдать за афганскими кишлаками. 300 километров пути идут прямо по берегу реки Пяндж, которая на Памире служит таджикско-афганской границей. Так что до поселений сопредельного государства – буквально 150-200 метров. Цивилизация в современном понимании приходит туда только сейчас, так что насмотритесь на глинобитные, крытые соломой домишки, традиционные халаты-джума, ишаков в качестве средства передвижения. Как будто наблюдаете за 16 веком.
Вот еще про Памирский тракт
2. Эльбрус, Россия
Это единственное место из пятерки, где я не был. Но тщательно разузнал всё у знакомых, которые водят туда группы и поднимались на вершину не раз и не два – профессиональных горных гидов из московского клуба «7 вершин», по ссылке – их страничка, посвященная Эльбрусу. По их словам, Эльбрус – самый доступный вариант выяснить, нужны ли вообще вам горы. Не надо добираться через полпланеты и никакого языкового барьера: Эльбрус это Кавказ, 8 часов лета лёта от Красноярска с пересадкой в Москве. Высшая точка России и Европы. Подниматься туда сложнее, чем на Килиманджаро или такие же высоты в Гималаях – но только потому, что Кавказ гораздо севернее и жестче по климатическим данностям. Гиды говорят, что именно от погоды зависит успех восхождения, а физическое состояние уже второй вопрос. Но даже при тумане и ветре, который частенько бьет со скоростью 20 м/сек, сложность не экстремальная. Настолько, что там проходной двор какой-то: до вершины (5.621 м) ежедневно добирается по 100 — 150 человек. Подавляющее большинство идет южным маршрутом: там канатки до высоты 4.000 метров, высокогорный приют, в нем надо провести 2-3 дня с радиальными вылазками вверх для акклиматизации. В ночь восхождения группа обычно берет ратрак, который карабкается до скал Пастухова (4.700 – 5.100), и вот уже оттуда надо топать пешочком. Подъем и спуск обратно в приют занимают от 9 до 13 часов – это вам не теплые Анды. Многие поворачивают, не выдерживая низовой пурги, горной болезни, вида ледниковых трещин 100-метровой глубины. В общем, хорошее испытание себя на мышечную и психологическую прочность. Как и при любом восхождении, все покрывается внеземным видом с вершины и опьяняющим, безмысленным, заполняющим каждую клетку восторгом: «Я это смог»!
Как и при любом восхождении, все покрывается внеземным видом с вершины и опьяняющим, безмысленным, заполняющим каждую клетку восторгом: «Я это смог»!
Сезон: апрель – сентябрь.
Стоимость: билет Красноярск – Минводы, с пересадкой в Москве, стоит 20 тысяч в обе стороны. Стоимость басового тура на Эльбрус – 50 – 70 тысяч, в зависимости от сезона, но как и на любом маршруте, есть не включенные опции, иногда очень накладные. Ратрак от приюта до скал Пастухова – от 600 до 1000 евро в зависимости от высоты. Берет он 12-14 человек, стоимость раскидывается на всех.
Что еще интересного: Северный Кавказ! Тут все рядом, по нашим-то меркам. Спустившись, можно сноситься в феерично отстроенный Грозный. Или Владикавказ, Нальчик, Пятигорск, Кисловодск, Ставрополь.
1.Гималаи, Непал
На мой собственный вкус, это лучшее сочетание всех условий горного похода: не слишком дорого и не слишком просто, интернационально, пёстро, в меру комфортно по быту и очень, очень, очень красиво. Осенью собираюсь снова, в район Аннапурны, а первая вылазка была к базовому лагерю Эвереста: 9 дней топаешь вверх, три – бежишь вниз, по дороге караваны яков, буддистские монастыри, 5-тысячные перевалы, туманы и звезды яркостью с луну. Сказка.
Идти несложно, набор высоты как правило очень постепенный, так что горняшка случается реже, чем на Эльбрусе или Кили. Путь к Эвересту начинается в горном аэропорту, туда вас закинут меленьким самолетом из Катманду. Через 2 дня неспешного пути – городок Намче-Базар (около 3.500 метров), столица народности шерпа, вечных и очень надежных проводников. С самого начала шерпы забирают у вас всю поклажу и будут тащить ее буквально на лбу все дни, так что самим туристам остается небольшой рюкзак с водой-сникерсами и фотокамера. Каждые 4-5 часов пешего пути – гестхаус. Так высоко уже никто не живет, постоялые дворы работают на туристов, по вечерам в общую, отапливаемую ячьим кизяком столовую-зал набивается вся честная компания – русские, европейцы, американцы, индусы, шерпы. Ну и вид громадных, ни на что не похожих гималайских семи- и восьмитысячников – Лхоцзе, Нуптце, Чо-Ойю, невероятной красоты Ама Даблам и конечно же Эвереста – награда за каждый пройденный день.
Кому интересна индийская экзотика – понравится Катманду, на мой взгляд, он мало отличается от больших городов Индии и по быту, и по условиям.
По дороге караваны яков, буддистские монастыри, 5-тысячные перевалы, туманы и звезды яркостью с луну. Сказка.
Сезон: маршрут можно найти практически круглый год, но есть сезонность по конкретным точкам. К базовому лагерю Эвересту хорошо идти осенью. С января по апрель – погодный перерыв, потом туры возобновляются. Но ведь еще есть путь вокруг Аннапурны, к Мансалу и десятки других маршрутов. Кроме того, к Эвересту можно подобраться с северной тибетской стороны, из Китая. Но это не так предсказуемо, как Непал: китайские власти дают разрешения на въезд в Тибет по никому не понятной логике.
Стоимость: авиабилет Красноярск – Москва – Доха/Эмираты/Дели – Катманду от 60 тыс.руб. в оба конца; поход до Everest Base Camp — $1000. Питание на маршруте – еще порядка $20 в день, чаевые носильщикам — $150 в конце пути.
Что еще интересного: Сильные впечатления начинаются с аэропорта Луклы, откуда стартуют все пешие походы к Эвересту с непальской стороны. Короткая, всего в 500 метров полоса опасно подвисает на крохотном наклонном пятачке высоко в горах, наблюдать, как в нее целятся пилоты – отдельный аттракцион. Особенно когда сам в этом самолете.
Из местных компаний, которые могут организовать путешествие к любым горам, я бы рекомендовал турбюро «Алеф»: обращался к ним не раз, там все отлично с сервисом и гарантиями. Из москвичей — уже упоминавшиеся «7 вершин», они специализируются на горной тематике.
Фото: Дмитрий Буевич, Анастасия Бесогонова