Шесть наиболее востребованных фильмов из летней программы Beat Film Festival покажут в Красноярске с 3 по 7 октября в рамках фестиваля документального кино о музыке и новой культуре. Кинокритик Антон Марцинкевич советует, на какие фильмы обязательно нужно вырваться?
Социальные животные / Social Animals
режиссер Джонатан Грин / 2018, США
В топе резонансных тем набирают обороты истории о том, как социальные сети подменяют реальную жизнь. В прошлом году в Санденсе гремел художественный фильм «Ингрид едет на Запад» о маниакальном преследовании звезд в Инстаграме. На Beat Weekend зрители сумеют оценить «Социальных животных» Джонтана Грина.
В своем первом документальном полнометражном фильме режиссер обращает внимание на трех совершенно разных героев из разных уголков Соединенных Штатов. Гламурная блогерша из Калифорнии, Нью-Йоркский экстремал, рискующий жизнью ради эффектных фото, и проблемная школьница из Техаса, которую травят одноклассники. Самое важное в их жизни происходит на просторах социальных сетей, они полностью завязаны на них. «Социальные животные» — по сути, исследовательская работа. Инстаграм для подростков становится не каким-то дополнением к реальности, а главным и единственным способом социализироваться. Джонатан Грин покажет производственную сторону этой социализации. Золотые правила Инстаграма, моменты признания и подводные камни, вся правда о самой популярной социальной сети среди тинейджеров, где слухи давно уже важнее фактов.
Depeche Mode: 101
режиссер Д.А. Пеннебейкер / 1989, Великобритания, США
Непременный must приближающегося Beat Weekend в Красноярске — это концертная документалка Д.А.Пеннебейкера. После выхода своего шестого студийного альбома «Music for the Masses» в 1987-ом году Depeche Mode откатали грандиозное мировое турне. Заключительный 101-й концерт состоялся в Пасадене, Калифорния. На стадионе «Роуз Боул» тогда присутствовали около 80 000 человек.
Д.А.Пеннебейкер — это классик концертного видео своей эпохи. Он работал с Бобом Диланом и Дэвидом Боуи. Именно он является основоположником «Direct Cinema» — метода документального кино, когда режиссер не влияет на естественный ход событий в кадре. «Жизнь врасплох» по Дзиге Вертову. Никаких комплиментарных съемок. В 2013 году Пеннебейкер был награжден почетным «Оскаром» за личный вклад в кинематограф.
Безусловно, «Depeche Mode: 101» придется по вкусу не только любителям творчества британской четверки. Это фильм про конец восьмидесятых, про приметы времени и заодно про гастрольную индустрию. Дэвид Гэхан с бокалом коньяка за несколько секунд до выхода на сцену, аутентичные прически, фотоколлы, ревущая публика. Увидеть все это на большом экране — редкая удача.
«Слово-закон» / Word is Bond
режиссер Саша Дженкинс / 2018, США
Сегодня, на фоне всеобъемлющей популярности рэпа и в нашей стране тоже, интересно посмотреть, а как все вообще начиналось? Семидесятые, Южный Бронкс, рэп-культура тогда еще как жесткий андеграунд без каких-либо намеков на компромисс. Летописец движения Саша Дженкинс продолжает свое повествование о том, как массы капитулировали перед мастерами панчей. В «Слово-закон» режиссер уделит особое внимание самому важному аспекту рэпа — содержанию текста и его подаче.
Саша Дженкинс — очень уважаемый персонаж в среде хип-хопа и стрит-арт культуры. В 2015-ом он дебютировал на Beat Film Festival с фильмом «На стиле», в котором речь шла об атрибутах уличной рэп-культуры, вроде широких штанов или тематических граффити. Ему интересна хроника, через которую он раскрывает настоящий колорит эпохи.
В съемках проекта «Слово-Закон» поучаствовало множество известных рэперов, таких как Rakim, Pusha T, Nas, Tech N9ne, J. Cole, Big Daddy Kane, Run the Jewels. Поверьте, посмотреть это документальное кино от отца рэп-журналистики будет познавательно. И совсем неважно в теме вы или нет.
«Баския: Взрыв реальности» / Boom for Real: The Late Teenage Years of Jean-Michel Basquiat
режиссер Сара Драйвер / 2017, США
Жан-Мишель Баския — нью-йоркский художник с гаитянскими корнями, проживший свою жизнь ярко и быстро. Он начинал как граффитчик, а признание получил как неоэкспрессионист. «Баския: Взрыв реальности» — это четвертая киноработа, посвященная ему. В 1996-ом году, в частности, выходила биографическая драма «Баския» Джулиана Шнабеля. На Beat Weekend покажут документальное кино «Баския: Взрыв реальности», которое очень сочно и подробно восстановит атмосферу Нью-Йорка рубежа 70-х и 80-х годов. Богемные вечеринки, масштабные хип-хоп сборища. Жан-Мишель — желанный гость на всех подобных тусовках. Он создает вернисаж в магазине одежды, рисует граффити на зданиях Нью-Йорка под псевдонимом SAMO. Вокруг самые творческие сливки, горящие кто энтузиазмом, кто отчаянием и проживающие каждый день, как последний. Баския умрет от передозировки в 1988-ом, а спустя четверть века его картины будут продаваться на аукционах за десятки миллионов долларов.
Отдельной строкой нужно заметить, что Режиссер «Boom for Real» — Сара Драйвер. Это жена и муза Джима Джармуша, продюсер его ранних работ «Отпуск без конца» (1980) и «Более странно, чем в раю» (1984). Также идея уже более поздних «Сломанных цветов» (2005) принадлежит ей.
«МАТАНГИ / МАЙЯ / M.I.A.» MATANGI / MAYA / M.I.A
Режиссер Стивен Лавридж / 2018, США, Великобритания
Еще одна важная документальная работа 2018 года, успешно зарекомендовавшая себя в конкурсных программах Санденса и Берлина. По сути, биография одной из важнейших современных артисток нулевых — M.I.A. Беженка из Шри-Ланки Матанги Арулпрагасам в свое время оказалась в Лондоне и оттуда начала делать свою головокружительную карьеру, позволившую ей стать в один ряд с Рианной и Леди Гагой.
Посмотрите этот документальный фильм, и Майя откроется для вас с новой стороны. Станет понятно, откуда пошли ее затейливые психоделические наряды, почему она, в отличие от многих ее коллег по женской сцене, выбирает протестные темы и остросоциальный подтекст.
Режиссером фильма выступил ее однокурсник по колледжу — Сент Мартинс Стив Ловеридж. Стив мотался за Майей по всему свету, снимал концерты и эпизоды с семьей, чтобы в итоге превратить 7 тысяч часов видео в полуторачасовой фильм. Особую ценность представляют кадры с совсем маленькой Майей, еще с домашних VHS-архивов. Впечатляющий контраст между home-видео девочки из семьи тамильского активиста и грандиозными концертами в Гластонбери или на Супербоуле вместе с Мадонной. Уникальный байопик о пути сильной и яркой девушки, которая, несмотря ни на что, смогла остаться верной своим корням.
Skate Kitchen
режиссер Кристал Мозель / 2018, США
Кристал Мозель выделяется из всех режиссеров, заявленных на Beat Weekend. Еще свежи воспоминания от ее дебюта с «The Wolfpack» («Волчья Стая») — истории о странной семье, состоящей из 6 братьев и сестры, которых отец с матерью 14 лет не выпускали из дома на Манхэттене. Тогда в 2015-ом талантливый режиссер получила Гран-При фестиваля в Санденсе.
Новая работа Мозель снова о группе подростков. На этот раз о компании девочек-скейтбордисток. «Слишком много пенисов вокруг», — комментирует одна из участниц группы невозможность прокатиться и развернуться в рампе: скейтборд со времени «Параноид-парк» считается пацанской культурой, где необходимо вписываться в мальчишескую иерархию через сексистские шутки или роли подружек.
Еще по «Волчьей стае» заметно, как Мозель умеет работать со своими героями, чтобы те смогли полностью раскрыться и перестать сдерживать себя в кадре. Также важно, что «Скейт-Кухня» неклассическая документалка, там есть элементы игрового кино, автобиографическое соседствует с вымышленным. Кстати, в одной из ролей в фильме задействован сын Уилла Смита — Девон, это единственный профессиональный актер в проекте.
Благодаря генеральному партнеру Тинькофф Банку на Beat Weekend впервые появится абонемент на показы всех фильмов фестиваля стоимостью в 1200 рублей. При оплате картой Тинькофф 20% от его стоимости вернется на счет клиенту в качестве кэшбэка. К абонементу в подарок прилагается фирменный мерч Beat Film Festival. Абонемент уже можно купить на сайте.