Странные вопросы о выставке Сурикова

Мы спросили у искусствоведов то, что вы постесняетесь

Красноярцы тысячами идут на выставку «Суриков. Взятие снежного городка». Напомним в Красноярск привезли картины художника из Русского музея и Третьяковской галереи. А еще предметы быта и старинные вещицы из нескольких музеев со всей России. Набрались смелости и задали искусствоведам, экскурсоводам и PR-специалистам самые странные, наивные и почти дурацкие вопросы о выставке Сурикова. И ведь они ответили, и все стало понятно.

Как узнать, а это точно оригинал картины Сурикова?
Отвечает Анастасия Кистова, куратор выставки

Вариант 1. Поверить в честность существующей системы музейного дела в мире и в России. Музеи — специальные учреждения культуры, которые были придуманы и созданы только для того, чтобы сохранять подлинные артефакты культуры, чтобы их никто не мог себе присвоить или украсть, чтобы они всегда оставались достоянием всех людей, а не личной собственностью отдельных персон.

А начали этот процесс еще русские императоры: Петр I, который покупал европейскую скульптуру и выставлял ее на всеобщее обозрение в Летнем саду; Екатерина II, устроившая маленький музей, который сейчас разросся в огромный Государственный Эрмитаж. Эту же традицию поддерживала и советская власть, для которой открытие доступа для всего народа к подлинным шедеврам искусства стало одной из основных задач.

Наш музей создавался в советскую эпоху и в полной мере соответствует своей благородной миссии. Выставлять подлинники — это главное правило музейной этики. Если же музей показывает копии, то об этом всегда пишется в этикетах и аннотациях.Честность — главное качество музея как института. Вариант 2. Подлинник всегда очень хорошо видно по состоянию красочной поверхности (кракелюры — естественные трещины в слоях масляной живописи, в зависимости от манеры могут быть видны мазки краски), рамы (если ее, конечно, не обновили). Но настоящую подлинность произведения в XXI веке могут устанавливать только эксперты высочайшего уровня, имеющие узкую специализацию на творчестве одного мастера и знающие о его манере и материалах того времени всё, и то — с помощью современных технических средств: рентгеновский снимок, фотографии в ультрафиолете.

Например:

  • рентгенографирование и сьёмка в инфракрасном свете для выявления авторского рисунка и исследования слоёв живописи;
  • съёмка в ультрафиолете для определения записей, состава пигментов и лака;
  • исследование под микроскопом рельефа живописи и структуры пигментов;
  • химический анализ составов красок и грунта.

«Взятие снежного городка» прошло все нужные исследования после распаковки картины в Красноярске. Процедуру показали «Новости Прима».

Хорошо, я увижу оригинал, что я почувствую?
Отвечает Анастасия Кистова, куратор выставки

Оригинал отличается от копии как общение в соцсетях от реальной встречи с человеком. Никогда копия, как бы качественно она ни была бы сделана (цветопередача, воспроизведение фактуры, размеров, материалов), не сможет передать ту атмосферу, ту своеобразную ауру, если хотите, энергетику, которой обладают подлинные вещи, живущие несколько десятков лет и столетий. Это, во-первых.

Во-вторых, подлинник создавал человек, обладающий визуальным мышлением и двумя глазами — художник, а копия создается техникой, у которой, как ни крути, только программные алгоритмы и один объектив.

Почему картины нельзя трогать?
Отвечает Антонина Филько, художник-реставратор

Картины хрупкие, вне зависимости от времени создания, ведь основой красочного слоя является гибкий холст. От прикосновений холст может деформироваться, чешуйки авторского красочного слоя могут отстать от холста и осыпаться, также могут остаться следы на красочном слое. Конечно, кажется, что от одного прикосновения ничего не будет, но если каждый дотронется до произведения, то от него со временем ничего не останется… Даже на бронзе со временем от прикосновений остаются дыры и потёртости, что уж говорить о живописи. Мы должны сохранять произведения искусства, чтобы и наши потомки тоже могли насладиться прекрасной живописью.

Почему Суриков так знаменит?
Отвечает Анастасия Кистова, куратор выставки

Суриков так знаменит, прежде всего, в Красноярске. Для нас он — первый и самый лучший (пока что) художник, который почти что совершил путешествие во времени, уехал из Красноярска конца XIX века, живущего еще по традициям Древней Руси, в Санкт-Петербург — самый передовой город европейского типа в России того времени. И не только поехал, но и поступил в Академию художеств, блестяще ее закончил и стал флагманом российской исторической живописи.

Но Суриков знаменит и за рубежом. Особенно в Германии, где русскую историю живописи ведут от Андрея Рублева, через Венецианова к Сурикову именно благодаря особому отношению к цвету и умению передавать сложные цветовые отношения, а также национальной теме в творчестве. В этом смысле, да, только Суриков настолько глубоко понимал национальные корни России, своеобразие русского характера и смог это воплотить в такие емкие и выразительные образы исторической живописи, как «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Покорение Сибири Ермаком» и др.

Хочу сделать селфи на фоне картин Сурикова, а это не стыдно?
Отвечает Ольга Иващенко, пресс-секретарь

Можно подойти к этому вопросу с художественной точки зрения. Если прибегнуть к истории, то с полной уверенностью можно назвать селфи современным жанром автопортрета. Это логическое продолжение тысячелетнего стремления человека запечатлеть себя.

Мы живем в фантастическое время. В прошлом создавать зрительные образы могли только избранные — художники, сегодня возможность творить свой мир и открывать его другим людям есть у каждого из нас.

Делать селфи — не повод для стеснения, тем более, когда за вашей спиной шедевры Сурикова. Их даже нужно делать, чтобы сохранить для себя момент встречи с искусством.

Плюс вы принимаете участие в распространении информации о выставке. Нам кажется, команда музея мысленно благодарит вас за каждое селфи.

Выставка работает до 28 апреля / адрес: Парижской коммуны, 20 / цена: 350 ₽, льготный — 250 ₽

В Красноярск прибыло «Взятие снежного городка»

Самые сложные метры пути на видео. Сейчас полотно отдыхает

Выставка «Суриков. Взятие снежного городка»

Где увидеть подлинники из Русского музея и Третьяковской галереи

«Сходите и вы. Но не все сразу, берегите двери»

В Красноярске открылась выставка картин Сурикова. Отзывы из соцсетей

Поделиться
Поделиться