Компания «Ситалл» известна вообще во всей Сибири. У них заказывают листовки, упаковку для продукции, книги и журналы. Они печатают всё, что нужно напечатать. В рабочем цеху стоит гул от машин и дурманящий запах свеженапечатанных листовок (если вы, открывая новый журнал, первым делом его нюхаете — вы бы здесь сошли с ума от счастья!) После того, как мы прогулялись по цеху, я узнала, сколько стоят такие агрегаты и ахнула. Почитайте интервью с руководителем полиграфии, Юлия Ганусова раскрыла свои коммерческие тайны.
Юлия Ганусова
исполнительный директор полиграфической компании «Ситалл»
Расскажите о том, как начался бизнес и к чему пришли за это время. Со старта до сегодняшнего дня что изменилось?
Мы на рынке уже 25 лет. Изначально этот бизнес не имел ничего общего с полиграфией, это была фирма по сборке компьютеров и производству микросхем. Тогда как раз только-только эта тема появилась. И, собственно, название «Ситалл» оттуда и пошло, это аббревиатура из трех химических элементов: силициум (кремний), тантал и алюминий. Так и прижилось название. В России и в Сибири в девяностые бизнес только развивался, поэтому можно было открывать, что угодно — ничего еще не было. Потом во время очередной поездки в Европу привезли идею печатной машины. Кстати, в то время были очень популярны годовые отчеты. Мы с вами не застали этого времени. Так вот, банки, крупные компании — все выпускали многостраничные издания и печатали это все в Финляндии. И вот первая машина одноцветная, которую привезли и поставили в «Ситалле», это своего рода была революция на местном рынке, появилась возможность печатать здесь качественную, пусть и одноцветную, полиграфию. И вот так это постепенно переросло в то, что вы видите. В целом сейчас у нас 7 печатных машин, но уже цветных.
А газеты и журналы вы печатаете?
С газеткой мы не работаем, там нужны другие машины. А журналы печатаем, но только на хорошей бумаге. У нас выходит «Дорогое удовольствие», «Деловой квартал», «Fashion Collection» и другие.
Как только глянец становится тоньше, значит, на рынке тяжелые времена
У журналов сильно сократился тираж за последнее время?
Мы ощутили сокращение в 2008 году, многие издания обанкротились и закрылись. А последние года два начинает постепенно этот рынок возобновляться. Все же в свое время ушли в интернет. Но из-за того, что в интернете много информации, сложно делать качественную выборку — поэтому журналы становятся такими агрегаторами, к ним больше доверия. У полиграфистов есть такой индекс толщины глянца: как только глянец становится тоньше, значит, на рынке тяжелые времена, скоро будет спад в экономике.
Судя по производству, которое я видела сейчас, у вас, наверное, дорого?
Мы всегда пытаемся найти с клиентом возможные точки соприкосновения. Конечно, в убыток мы себе работать не можем, у нас большие затраты, материал весь импортный, хотя новое оборудование позволяет экономить на каких-то вещах. По максимуму пытаемся договариваться.
Ваши клиенты — это в основном компании или вы работаете с частными лицами?
В основном компании, B2B сегмент. Если в целом рассматривать, в основном у нас идет промышленная полиграфия (этикетка, упаковка), потом крупные периодические издания, книги. Как правило, это не физлица. Но ничего не мешает работать и с ними.
А вы не думали выпускать свой журнал? Я слышала, что если у тебя есть своя полиграфия, то на выпуске своего продукта можно миллионы заработать!
Мы об этом не думали, потому что тут нужны другие сотрудники, это немного другой бизнес. У нас одно время была идея водку свою развивать! Есть типография, есть красноярский водочный завод, которые занимаются розливом. Об этом мы думали, но все-таки решили, что кесарю кесарево, вот занимаемся полиграфическим бизнесом и занимаемся, невозможно быть асом во всем.
Вы работали на проекты Универсиады? Говорят, заняты были чуть ли не все полиграфии.
О да, это был очень интересный проект, первый раз мы работали как лицензиаты. Мы участвовали в двух направлениях — лицензиаты по тетрадям и были заказы, которые мы печатали как типография. Если бы вы пришли к нам в феврале, вы бы многих сотрудников не увидели за стопками всевозможных хлопушек и другой атрибутики с символикой Универсиады. Благодаря этому проекту мы получили опыт работы под реализацию. Мы же как типография работаем под заказ, а тетради пришлось самим реализовывать, договариваться с сетями, заключать с ними договоры. Какой же сложный документооборот в сетях! Куча бумаг, согласований, сложная система учета, причем она не всегда четко работает. Этот опыт мы хотим использовать, печатать те же тетради, но уже не обязательно с символикой Универсиады.
Сейчас у вас большая команда, но и большая ответственность. У вас бывали случаи, чтобы в самый дедлайн что-то ломалось, и вместо качественной продукции выходил брак? Как разрулить такие моменты с заказчиком?
У нас подобные вещи сведены к минимуму. Особенности работы в промышленном сегменте диктуют свои правила. Мы не можем подвести клиента, поэтому процессы у нас задублированы: если машина выходит из строя, мы можем эту продукцию перенести на другое оборудование. И на складе мы держим большой запас материала, если вдруг нас поставщики подведут — чтобы мы не подвели своих заказчиков.
Вы сказали, что у вас все материалы импортные, почему так?
В России не производится бумага для полиграфии за исключением совсем простой офсетной.
Есть такое мнение, что печать умирает, все уходят в цифровой формат. Вы замечали спад заказов в своем бизнесе?
Я все-таки уверена, что к бумаге у потребителя больше доверия. Поэтому те же листовки остаются как канал продвижения. Есть одна тенденция — уменьшение тиражей. Что касается перехода в цифру. Одно время говорили, что книги исчезнут, все будут читать электронные и их не останется в печатном виде. Мы наблюдаем тенденцию увеличения спроса на малотиражную печать именно книг. Вплоть до того, что по сто штук печатаем. Оказалось, что у людей есть желание оставить свой след в истории! Раньше это было очень дорого сделать.
А сколько сейчас может стоить тираж, например, из 100 книг?
Есть готовый ответ! Очень многие интересуются, поэтому мы носим примерные цифры с собой. 100 штук в среднем на 300 листов в твердом переплете будет стоит от 80 до 90 тысяч рублей. Разница в бумаге и присутствии картинок. В мягком переплете вообще будет стоить в пределах 40 тысяч рублей. То есть 400 ₽ за книжку. Подарить сборник собственных стихов друзьям и близким — отличный вариант!
Какие у вас планы по развитию бизнеса? Дайте инсайдов!
Через год мы хотим начать строительство второй очереди на этих площадях. Но вообще, в перспективе, хотим сделать полиграфический кластер. Можно привлечь еще инвесторов и развить производство до масштабов даже не регионального, а обслуживающего Западную Сибирь и Дальний Востока. Мы и сейчас с ними работаем, но хочется количество предприятий увеличить.
Если рядом построить такой же завод, как у нас, это несколько миллионов евро
Если бы я хотела открыть свою полиграфию, с чего бы вы посоветовали начать? Оговорка — открыть бизнес с нулевым бюджетом. Но я очень о ней мечтаю, понимаете!
Мечты — это очень хорошо, но нужно много денег. А их количество зависит от того, какого масштаба вы хотите полиграфию. Чтобы взять и с нуля построить завод — это очень дорого. Если рядом построить такой же завод, как у нас, это несколько миллионов евро. Машина, возле которой мы делали фото, стоит порядка миллиона евро. Рядом стоит еще одна, она старенькая, но и она стоит около 10 миллионов рублей. Плюс верстальщики-дизайнеры, у всех дорогое программное обеспечение, мониторы с отгрызанным яблоком стоимостью от ста тысяч каждый. В общем, в нашем бизнесе очень высокий порог входа, помимо одной машины есть много всего, что тоже придется предусмотреть. И хоть наш бизнес хорошо развивается, он при всем при этом не такой рентабельный. Он стабильный, ты не уходишь в минус, но и при этом сверхденег тут не получить. Очень много приходится инвестировать в техническую оснащенность. Каждые три года меняются технологии. Нужно прямо болеть полиграфией, чтобы ей заниматься.
А где вы берете деньги? С какими банками работаете?
Мы в прошлом году рефинансировали все наши кредиты в «Промсвязьбанке», нам предложили очень интересную ставку. Средневзвешенная порядка 9,5 процентов годовых.
Были моменты, что вы не могли выплатить кредит? Как удалось решить это с банком?
Вот, нас любят банки, потому что за всю 25-летнюю историю у нас не было ни одного дня просрочки. Я говорила, у нас стабильный бизнес. Пить и есть люди всегда будут, а спрос на эту полиграфию очень стабилен, потому что связан с товарами первой необходимости.
Первое кредитное оборудование, которое мы брали, было под ставку 63% годовых!
Мне кажется, сейчас банки — это полноценные бухгалтерии, юристы, советники и страховщики. Короче, можно не брать на работу людей, а пользоваться их услугами. Судя по деньгам, это еще и выгоднее тысяч на 200. Поддержите мое мнение?
В этом смысле с банками стало работать проще. Они действительно очень многие вещи готовы сделать за тебя. Но только если ты будешь потенциальным клиентом, то есть в рамках предлагаемого продукта. Кстати, я недавно просматривала информацию, что первую печатную машину мы брали под инвестиционный кредит сроком на один год. В девяностые рынок только устанавливался, в том числе банковский, банки давали «короткие» деньги. Даже покупая машины мы брали деньги на год, понимая, что отбить за год просто невозможно. И с банками потом договаривались на рефинансирование. И этот кредитный ком за тобой несколько лет катился! Сейчас такого нет, надо отдать должное государству за поддержку бизнеса. Компаниям выдают льготные кредиты, можно даже получить под 8,5% для малого и среднего бизнеса.
Еще одна обескураживающая цифра — первое кредитное оборудование, которое мы брали, было под ставку 63% годовых! Сейчас это кажется невозможной цифрой. Представляете, если такая ставка, то какая должна быть рентабельность, чтобы этот кредит оплатить. Мы стали лучше жить, раз кредитуемся под 9,5%!
А есть неприятные моменты в работе с банками сейчас?
Да, мы заметили смещение полномочий в сторону Москвы. Местные отделения практически никакими полномочиями не обладают, кредитные комитеты проходят там, решения принимаются там. Иногда банк не понимает специфику бизнеса. Сейчас сложнее, не всегда местный специалист корректно может донести информацию до Москвы. И вот я хочу сказать, что Промсвязьбанк чем и отличился, у них решения принимаются на месте, они быстро предложили ставку интересную.