Привет, меня зовут Илья Сураев и я — интернет-мэр Красноярска.
Разумеется, такой должности не существует, я её выдумал специально для этой рубрики на сайте «Город Прима». И вот для чего…
Проблема российских мэров в том, что они жутко несвободные персонажи. Вот, например, бывший бургомистр Берлина Клаус Воверайт смог публично заявить: «Наш город бедный, но зато очень сексуальный». Или бывший мэр Рейкьявика Йон Гнарр наряжался в женские платья и так поднимал настроение северянам. А теперь представьте нашего Сергея Васильевича Ерёмина в сарафане из Zara, рассуждающего о сексуальности Академгородка. Это же сразу кукушечка, как говорят у нас в интернете. Невозможно!
Полная несвобода. Ты ограничен одновременно федеральными законами, бюджетами, критиками с Фейсбука, нерасторопными подчинёнными, сюжетами на ТВК и жуткой нехваткой времени. А когда ты несвободен творить, говорить и наряжаться в сарафаны, в этом нет жизни, юмора и пространства для фантазии. О каком развитии города можно говорить? Так, брусчаточку раз в сезон поменять.
Поэтому я и запускаю проект «Интернет-мэр». Это креативная должность, главная задача которой — неограниченная ничем свобода в фантазиях на тему развития Красноярска. Каждому городу нужен свой интернет-мэр — человек, который будет выдумывать будущее без оглядки на критиков. Почему «интернет»? Потому что именно здесь, в сети, принято брызгать слюной, не кули ворочить и делать вид, что в чём-то разбираешься. А я именно такой диванный фантазёр и доморощенный креатор. Короче, только прожектёрство и видение будущего Красноярска.
ПРЕДСТАВЬТЕ НАШЕГО СЕРГЕЯ ВАСИЛЬЕВИЧА ЕРЁМИНА В САРАФАНЕ ИЗ ZARA, РАССУЖДАЮЩЕГО О СЕКСУАЛЬНОСТИ АКАДЕМГОРОДКА.
Начнём как раз с видения. Учебники по менеджменту говорят, что без него никак. У любого успешного города, организации и семьи должны быть цель и видение. Например, сидят муж с женой на кухне. Решили купить новую квартиру — это цель. Жена представляет, какой ремонт там замострячит, а муж фантазирует, как туда приведёт полюбовницу — это видение.
У нас в Красноярске цель обозначена. Мы вроде как стремимся к некоей столичности. Например, на последнем КЭФе был стенд, посвящённый нашему городу. Там Красноярск стоял в одном ряду с Нью-Йорком, Парижем и Лондоном. С одной стороны, это напоминает шутку: «Какого хрена здесь делает Дмитрий Харатьян?» (погуглите), — а с другой… мне нравится эта провинциальная амбициозность!
Проблема не в том, что столичность, плохая или хорошая цель для города. Проблема в том, что эта цель не подкреплена видением. Каждый понимает эту самую столичность по-своему. Кому-то качелей на площади Революции достаточно, для кого-то и выступления Гергиева, Курентзиса или Нетребко на сцене БКЗ — не показатель крутости региона.
Следите за непубличной жизнью интернет-мэра в аккаунте @suraevsuraev.
Как же зарядить и вдохновить красноярцев одинаковым пониманием нашей столичности? Это же не просто показать им в соцсетях очередную картинку от «Проектдевелопмент» с макетом будущей набережной. Картинки — это прекрасно (особенно от «Проектдевелопмент»), но горожане должны живьём почувствовать открытость городской администрации.
Вот моё первое распоряжение на посту интернет-мэра Красноярска: сделать в здании городской администрации бесплатный туалет. Не спешите вызывать мне скорую помощь: сейчас объясню.
Посмотрите вот на это здание в форме перекошенного яичка. Это мэрия Лондона. Как-то я шёл по британской столице и захотел в туалет. А ещё я хотел посмотреть, как устроена администрация британской столицы. На моё удивление, все мои желания удалось совместить. Любой может здесь не только сходить в туалет, но и выпить кофе, посидеть в баре, посмотреть Уимблдон на большом экране, развалившись в шезлонге. Главное здание города равно главному месту сбора горожан, и кажется, что соседние писсуары для высокопоставленного бюрократа и рядового гражданина — прекрасный символ демократии.
Перенесёмся из города с Биг-Беном в город с эрзац-Биг-Беном. Давно вы были в местной администрации? Первым этажом здесь заправляет триумвират: охранник, гардеробщица и барышня из отдела пропусков. Я с пониманием отнесусь к охраннику, я с сомнением приму необходимость такого огромного гардероба, но бюро пропусков (с обеденным перерывом на час!) в XXI веке — это дурдом.
Холл большой, но здесь точно не возникает желания выпить чашечку кофе и посмотреть не только Уимблдон, но и матч с участием ФК «Енисей». Впрочем, попытки были. Сюжет в доказательство:
Подписываю интернет-мэрское распоряжение!
- Убрать бюро пропусков к хренам собачьим. Милая барышня + электронная очередь, как в «Сбербанке». Эти же милые барышни помогают сориентироваться в хитросплетении департаментов и управлений. Без френдли стаффа мы так и останемся «рождены, чтоб Кафку сделать былью».
- Сократить гардероб и сделать пространство для кафе. Например, я не против ещё одной «РомБабы». В меню пирожное «Муниципальное» и лимонад «Депутатский».
- Детское игровое пространство. Попробуй, будучи городским депутатом, идти на работу с кислыми щами, когда вокруг тебя битва фиксиков против лунтиков. Хочешь не хочешь — улыбнёшься.
- На веранде сделать летнее кафе. С шезлонгами и ежевечерним просмотром кино, лекциями и негромкой музыкой.
- Конечно же, тот самый общественный туалет. Каждый из нас должен лично посмотреть, чем завершился скандал 7-летней давности с дизайнерским туалетом в стиле неоклассицизм за 1,6 млн ₽.
- Возможность попасть на смотровую площадку на крыше. Однажды я проводил здесь фотосессию. Посмотрите, как эффектно смотрится циферблат и Театральная площадь.
Вместо мраморно-панельного уныния должно получиться общедоступное и милое место, где хочется провести время и встретиться с друзьями. Современное и дружелюбное.
К чему я всё это фантазирую и причём здесь видение развития города, о котором написано выше?
Мне хочется видеть, как стирается граница между пространствами для чиновников и горожанами. Сначала это происходит по форме, а там, может быть, по содержанию. Не должно быть «нас» и «они». Должна быть шаговая доступность между живым городом и ответственными за эту живость.
Мне хочется, чтобы ушёл в пустоту дебильный журналистский штамп про «серый дом». «Серые» дома ведут к «серым» решениям. Яркие пространства мотивируют на яркие инициативы.
Мне хочется, чтобы этот кейс с первой в России человечной городской администрацией облетел все федеральные сми, и я с гордостью говорил новосибирцам и москвичам: «У нас в Горадминистрации варят вкусный кофе, а по вечерам играют музыканты. А у вас?»
Превращение «серого дома» в городское место силы — это и есть мировой уровень и шаг, чтобы встать в один ряд с Лондоном или Парижем (где вообще площадки для пляжного волейбола возле крыльца администрации организовали). Я за такую столичность и амбициозность, которая не просто копирует брусчатку и качели с Тверской, а опережает российские реалии. Если ты потягиваешь капучино в мэрии, подключившись к бесплатному Wi-Fi «Красноярск любит тебя», а за соседним столиком замглавы города допивает свой латте и обсуждает по телефону, как дальше быть с транспортной реформой, это даёт прекрасное видение об открытости власти.
ДОРОГИЕ ИНТЕРНЕТ-ГОРОЖАНЕ! НА ЭТОМ ВАШ ИНТЕРНЕТ-МЭР ПРОЩАЕТСЯ С ВАМИ. УВИДИМСЯ ВЕЧЕРОМ НА ВЕРАНДЕ ГОРАДМИНИСТРАЦИИ. ЗДЕСЬ ОБЕЩАЮТ ДЕГУСТАЦИЮ БЕЛОГО ВИНИШКА И ХОРОШУЮ ЖИВУЮ МУЗЫКУ.
Читайте в следующих сериях про новые распоряжения интернет-мэра:
— Создание деревенского кластера посреди Красноярска.
— О леопардовых принтах в общественном транспорте.
— О важности инстаграм-рынка для города.