7 фильмов о музыке, дизайне и забастовках

Что смотреть на фестивале Beat Weekend в Красноярске

Beat Weekend возвращается в Красноярск! Седьмой по счету фестиваль документального кино о музыке и новой культуре пройдет в Красноярске с 9 по 13 октября. Рассказываем, на какие премьеры точно надо идти.

СТУДИЯ 54 / Studio 54

Режиссер: Мэтт Тирнаур
2018, США, 98 МИН

Сразу три фильма программы будут посвящены мировой клубной жизни. «Студия 54» Мэтта Тирнаура в красках расскажет о самом авторитетном пространстве Нью-Йорка 70-ых годов. Историей клуба поделится его основатели Ян Шрагер и Стивен Рубелл. Зрителя ждут архивные съемки и много любопытных признаний. Удивить будет чем, ведь в Студии 54 тусовался весь бомонд того времени от Дональда Трампа до Сильвестра Сталлоне. Здесь танцевал молодой Майкл Джексон, а группу Rolling Stones заворачивали на фейсконтроле.

История Студии 54 — рассказ о месте, которое навсегда изменило представление о ночных клубах. Эпоха диско, взрывные сексуальные наряды — главные атрибуты нью-йоркских вечеринок той поры. Фото знаменитостей появлялись в газетах, создавая культ селебрити и заставляя общество пристальнее наблюдать за каждым шагом звезд.

Конечно же, режиссер фильма Мэтт Тирнаур затронет и обратную сторону безудержного веселья. Как за минуту славы приходилось расплачиваться некоторым постоянным посетителям клуба. Что стояло за внешним лоском и атмосферой полной свободы, где даже вопросы цвета кожи и сексуальной ориентации уходили на второй план. Кстати, на тему «самого известного ночного клуба в истории» есть художественный фильм 1998-ого года «Студия 54» со слоганом «Sex. Drugs. Disco» и Сальмой Хайек в главной роли.

Здесь танцевал молодой Майкл Джексон, а группу Rolling Stones заворачивали на фейсконтроле.


PJ HARVEY: A DOG CALLED MONEY / A Dog Called Money

Режиссер: Шеймус Мерфи
2019, Ирландия, Великобритания, 90 мин

Одна из важнейших британских певиц PJ HARVEY отправилась в горячие точки, параллельно записывая альбом. В путешествии ее сопровождал Шеймус Мерфи — военный корреспондент, фотограф The New Yorker и National Geographic, клипмейкер, по совместительству друг Полли Джин. В минутном трейлере к фильму Пи Джей Харви идет по одной из полуразрушенных улиц Кабула, двигаясь мимо лотков продавцов фруктов и любознательных афганских детей. Во время поездки певица записывала альбом «The Hope Six Demolition Project», который очень тепло был принят музыкальной критикой.

«A Dog Called Money» соединяет в себе два режима. Путешествие по Афганистану, Косово, бедным районам Вашингтона варьируется кадрами записи альбома PJ HARVEY в открытой студии лондонского Сомерсет-хауса. Роуд-муви переплетается с творческим процессом, рождение новых песен соседствует с обрывками судеб случайных героев документальных съемок. Обычно не слишком разговорчивая Полин Джинн, предстает в фильме чутким и эмоциональными человеком, полностью раскрываясь в кадре.

На фильм стоит идти, чтобы убить двух зайцев: послушать проникновенную музыку Пи Джей Харви и оценить умение режиссера Шеймуса Мерфи подбирать натуру. Этот союз обещает быть волшебным.

ДУХ БАУХАУСА / Bauhaus Spirit: 100 Years of Bauhaus

Режиссер: Нильс Болбринкер, Томас Тильш
2018, Германия, 95 мин

В 2019 году отмечают столетие Баухауса — немецкой школы дизайна и архитектуры, идеи которой радикальным образом повлияли на развитие искусства в XX и XXI веке. Два немецких документалиста Нильс Болбринкер и Томас Тильш сделали фильм-исследование идей баухауса в современном обществе. Вы увидите архивные кадры из штаб-квартиры движения, которая была расположена в Дессау земли Саксония-Анхальт.

«Дух Баухауса» — самая концептуальная работа в программе Beat Weekend. Фильм предназначен урбанистам и вообще всем людям, небезразличным к процессам формирование городской среды. Формально Баухаус существовал с 1919 по 1933 годы, но смог объединить вокруг себя лучшие умы того времени. В школе преподавали художники Поль Клее и Василий Кандинский, дизайнер Марсель Брейер, скульпторы Оскар Шлеммер и Вальтер Гропиус, который был основателем движения.

Обращаясь к идеям Баухауса, режиссеры фильма постепенно приходят к выводу о значимости этого движения для современного дизайна, архитектуры, моды. Чистые линии, минималистичный дизайн — признаки стиля Баухаус. Это значит, что та же самая IKEA черпала идеи оттуда. Дизайнеры Apple, модные дома, такие как Prada, Givenchy, популярные поп-звезды Леди Гага и Дэвид Боуи в своих сценических образах цитировали избранные моменты из концепции школы. Геометрические линии современного Тель-Авива многим обязаны Баухаусу, ведь многие архитекторы, которые строили «Белый город», учились в Дессау, но были вынуждены бежать от нацистов в годы Второй Мировой.

33 СЛОВА О ДИЗАЙНЕ / 33 words about design

Режиссер: BANG BANG EDUCATION
2019, Россия, 100 мин

Ребята из школы дизайна и иллюстрации BANG BANG EDUCATION попробовали исследовать дизайн в России. Премьера «33 слов о дизайне» — центральное событие семнадцатого Beat Weekend. Альманах объединит 33 корифеев индустрии, которые поразмышляют о специфике русского подхода к дизайну. Тут тебе и всеми любимый Артемий Лебедев, гуру шрифтов и основатель студии Letterhead Валерий Голыженков. Про особенности национального восприятия красоты мнениями поделятся Денис Башев из Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» и основатель «каллиграфутуризма» Покрас Лампас.

В прошлом году, BANG BANG EDUCATION презентовали фильм «100 лет дизайна». Он обобщал мировой опыт дизайна и выделял основные тенденции его современного развития. В этом году логическое продолжение начатого исследования. Стоит ли говорить, что любому человеку, который хоть как-то связывает свое ремесло с дизайном, жизненно важно посмотреть альманах.

Сооснователь BANG BANG EDUCATION Наталья Климчук так объясняет потребность студии в создании фильма:

Фильмы, беседы и школа — это одна и та же деятельность. Это деятельность по тому, чтобы сформировать думающее дизайн-сообщество в России. Сообщество, рефлексирующее и думающее в первую очередь про этику, а потом уже про эстетику. Я бы хотела, чтобы дизайнеры думали в первую очередь о человеке.

ЕVERYBODY IN THE PLACE: РЕЙВ КАК ЗАБАСТОВКА / Everybody in the Place

Режиссер: Джереми Деллер
2018, Великобритания, 61 мин

Этот документальный фильм идет ровно 60 минут, и представляет собой уникальную лекцию для старшеклассников в обычной британской школе. Предмет, как и лектор, весьма нетипичны. Джереми Деллер — английский художник и лауреат престижной премии Тернера за фильм «Memory Bucket» — рассказывает о феномене эйсид-хауса и рейв-культуры. Заказчиками проекта выступили арт-фонд Freeze и бренд Gucci. Конечно, его часовая лекция оказывается мечтой любого школьника — Деллер ставит на экране видео с рейвов, приглашает ребят за диджейский пульт и превращает занятие в настоящую вечеринку.

Подзаголовок фильма — «Неполная история Британии: 1984–1992». Для Деллера разговор о музыкальных вкусах поколения становится поводом рассказать о социальных катаклизмах во время правления Маргарет Тетчер. Он сравнивает первые хаус-клубы с церковными общинами, а на экране мелькают кадры шахтерских забастовок и столкновения молодежных группировок с полицией. Таким образом, получается достоверный слепок эпохи, который оказывается для зрителя гораздо более ценным, чем какой-то безжизненный учебник истории. Важным нюансом кажется и оригинальное название фильма, которое отсылает к одноименному треку The Prodigy, группе, которая в том числе черпала вдохновение на тех самых хаус-вечеринках в Лондоне 80-х.

БЕРЛИНСКИЙ ФЕЙСКОНТРОЛЬЩИК / Berlin Bouncer

Режиссер: Дэвид Дитль
2019, Германия, 87 мин

В любом путеводители по Берлину вы найдете рекомендацию зайти в клуб Berghain. Ночной техно-клуб — самый узнаваемый в Европе. В программе Beat Weekend вторая работа из Германии. На этот раз она повествует о специфике работы и судьбе самых известных берлинских фейсконтрольщиков. У фильма три главных героя: Свен Марквардт отвечает за вход в Berghain, Смайли Болдуин ответственен за Delicious Donuts, а Фрэнк Кюнстер за King Size. Все трое с конца 90-ых до сегодняшних дней работают в клубной индустрии и являются теми самыми людьми, которые так или иначе, формируют публику клуба.

Секреты профессии фейсконтольщика — очень любопытная тема. Кому сказать «нет», а кого впустить в клуб. Чем руководствуются эти парни, защищая границы самых посещаемых вечеринок Берлина.

Режиссер Дэвид Дитль пытается раскрыть образ Свена Марквардта, легендарного вышибалы «Бергхайна». Вот он едет в первом утреннем трамвае, возвращаясь с работы, или мило смущается, оказавшись на встрече выпускников. Строгий, весь в татуировках здоровяк на входе превращается в обычного парня со своими недостатками и немного уставшего от жизни.

RAVING RIOT: РЕЙВ У ПАРЛАМЕНТА / Raving Riot

Режиссёр: Степан Поливанов
2019, Россия, Грузия, 61 мин

А вот уже события совсем недавнего прошлого. В центре внимания соседская Грузия и нашумевшая рейв-революция, которая произошла в мае 2018 года в Тбилиси. Напомним, что полицейские 12 мая устроили рейды в двух клубах города, среди которых был «Бассиани», этакий местный «Бергхайн». Тогда в рамках борьбы с незаконным оборотом наркотиков были задержаны восемь человек. В ответ на улицу Руставелли к зданию парламента вышли тысячи преимущественно молодых людей, протестуя против полицейского беспредела и вторжения государства в их жизнь. История этих событий рассказана динамично, с комментариями очевидцев и участников о том, что полиция не может так просто врываться в клубы и арестовывать людей. «У нас с государством был негласный договор. Днем Тбилиси ваш, ночью — наше время», — говорит один из участников рейва.

К такой новой волне молодых людей принадлежит и режиссер фильма «Raving Riot» Степан Поливанов. На момент протестов в Тбилиси ему было всего 23 года. Помимо съемок на площади, съемочная группа фильма побывала в тюрьме Рустави, а также в деревне Тушети на фестивале экспериментальной электронной музыки. У Поливанова есть еще один музыкальный фильм под названием «Переверни пластинку», снятый им в 2016 году. Это кино о виниле, каким он был в Советском Союзе и России.

Поделиться
Поделиться