Красноярский бизнес в режиме самоизоляции

Мнение: «Все просто ложатся и ползут в сторону кладбища»

Заканчивается вторая неделя режима самоизоляции, бизнес пробует жить в новых условиях. Коллеги из вечернего канала «Прима» спросили учредителя ресторанной группы BerryWood Family Дмитрия Журкина, директора турфирмы Константина Гончарова и президента холдинга Goldman Group Романа Гольдмана, как живется их бизнесу.

Дмитрий Журкин
учредитель ресторанной группы BerryWood Family

— ЧТО ПРОИСХОДИТ С БИЗНЕСОМ СЕЙЧАС?

— Если честно, мы в шоке находимся, в затруднительном. В ситуации, когда мы закрылись, и нам нужно при этом платить людям зарплату, для нас даже один месяц равносилен очень страшным потерям, из которых мы будем выкарабкиваться очень-очень долго. Если выберемся. Кем-то прогнозировалось то, что при закрытии ресторанов, доставки вырастут. На самом деле, этого не произошло по всей России, этого не произошло в Красноярске, этого не произошло в нашей доставке.

— ХВАТАЕТ ЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ?

— Если в стране чрезвычайная ситуация, то вы принимайте решение о чрезвычайной ситуации, и берите на себя ответственность в соответствии с этой ситуацией. То есть, правительство наше, страна, имеющая фонд национального благосостояния, резервные фонды. Но этого не делается. Заявляются какие-то обтекаемые формулировки и перекладывание ответственности за работающее население на бизнес. Но это полная чушь. Всё это похоже на какую-то аферу, из которой, типа, вы ребята сами как-нибудь выкручивайтесь. А если не выкрутитесь, то мы вас хлопнем.

— ЧТО БУДЕТ С БИЗНЕСОМ ПОСЛЕ ПАНДЕМИИ?

— Я предполагаю, что в ресторанном бизнесе мы столкнёмся с долговременным падением в 50-70%. Ну это такая патовая ситуация. Люди будут вынуждены экономить на всём. В том числе на наших услугах, на каких-то других услугах. На всём, что угодно.

Константин Гончаров
директор бюро путешествий «Алеф»

— ЧТО ПРОИСХОДИТ С БИЗНЕСОМ СЕЙЧАС?

— Мы для себя выработали три стратегии поведения, три сценария. И к каждому сценарию — своя стратегия поведения. Первый сценарий — оптимистический, второй сценарий — пессимистический, и третий сценарий — апокалиптический. Естественно, в апокалиптическом сценарии нет никаких стратегий, там все просто ложатся и ползут в сторону кладбища.

— ЧТО БУДЕТ С БИЗНЕСОМ ПОСЛЕ ПАНДЕМИИ?

— Оптимистический сценарий: эпидемия и связанный с ней экономический коллапс, заканчивается достаточно быстро, в апреле-мае. Тут у нас своего запаса хватит. К сожалению, скорее всего, будет пессимистический сценарий. Это значит, что всё будет происходить непонятно как по времени и непонятно как по динамике. Сейчас вам даже министр финансов не скажет, когда это всё прекратится.

Роман Гольдман
президент холдинга Goldman Group

— ЧТО ПРОИСХОДИТ С БИЗНЕСОМ СЕЙЧАС?

— Есть определённые сложности. Ну например, у меня запчасти не все прилетели из Канады, некоторые рейсы вообще остановились. У меня американская и европейская техника, ничего страшного, что-нибудь придумаем. Да, есть определенный скрип, но не то что какого-то сбоя, даже какого-то замедления в наших процессах пока я не вижу. Да и навряд ли. Мы предприятие, которое не подпадает под эту ситуацию.

— ХВАТАЕТ ЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ?

— Есть отрасли, которые пострадали: туризм, перевозчики, рестораны. Достаточно ли им? Я думаю, что нет. И даже когда пообещали, что дадут кредит предприятиям, которые остались без работы, без дохода. Дадут им кредит на шесть месяцев на сотрудников. Подождите, а что за глупость? Человека опять загоняют в какую-то кабалу. Почему на шесть месяцев? Для нашего бизнеса? Мы никак не пострадали. Да, у нас есть сложности, у нас есть дополнительные расходы. Ну маски и антисептики мы за свои деньги купим, нам не нужна помощь. Мало того, мы сами помогаем, тем же волонтёрам.

— ЧТО БУДЕТ С БИЗНЕСОМ ПОСЛЕ ПАНДЕМИИ?

— То количество безработных, а мы уже их видим, вряд ли не найдёт деньги на продукты питания. Да, может быть, будут меньше заправляться. Да, может куда-то не поедут отдыхать. Но кушать-то все будут в любом случае. Мы не производим ананасы. Я в своей продуктовой линейке, от зерна до консерв, не вижу какого-то товара, который люди не будут покупать.

Поделиться
Поделиться
Поделиться