10 работ фронтового художника Бориса Ряузова

Открываем виртуальную выставку к 9 мая

Сайт «Город Прима» и Музей художника Бориса Ряузова открывают виртуальную выставку. Публикуем картины, документы и фрагменты экскурсии. Читайте текст, рассматривайте картины, смотрите видео, слушайте аудио в любом порядке — так сложится история фронтового художника Бориса Ряузова. А по его графике, картинам и воспоминаниям — истории войны.

БОРИС РЯУЗОВ
советский и российский художник

1919 — родился.

1939 — поступает в Омское художественное училище.

начало 1941 — Ряузов переезжает в Красноярск, ему 22.

1942 — принят в Союз художников РСФСР, несмотря на «бронь» Ряузов уходит на фронт добровольцем в составе 78 стрелковой бригады.

1944 — старший сержант, артиллерист-разведчик 19-го гвардейского стрелкового корпуса.

1945-1946 — служит в Эстонии.

1946 — Борис Ряузов возвращается в Красноярск.

10 работ Бориса Ряузова

№1

Борис Ряузов
Эпизод в Баренцевом море
(картон, масло. 1941)

Борис Ряузов писал войну ещё до того, как её увидел. В 1941 году он создавал агитплакаты «Окна ТАСС». Чтобы понимать, формат воплощали главные авторы страны. В Москве над плакатами работали Демьян Бедный, Самуил Маршак, главными художниками были Кукрыниксы. А Ряузов работал в красноярском отделении проекта. Борис Ряузов писал и батальные полотна, вдохновляясь только официальными новостями с фронта.

В Музее Бориса Ряузова хранится фрагмент документа «Приказ по войсковому соединению» от 12 февраля 1942 года. Военком выражает благодарность художникам-тыловикам. В списке — имя Бориса Ряузова.

КАРТИНЫ СДЕЛАНЫ С БОЛЬШИМ ВКУСОМ И СПОСОБСТВУЮТ ЕЩЁ БОЛЬШЕМУ ПОДНЯТИЮ ДУХА НАШИХ БОЙЦОВ И РАЗВИТИЮ В НИХ ЕЩЁ БОЛЬШЕЙ НЕНАВИСТИ К НАШИМ ВРАГАМ.

Картина «Эпизод в Баренцевом море» — одна из работ, за которые Ряузова приняли в Союз советских художников. Правда, узнал он об этом, когда уже ехал на фронт.

№2

Борис Ряузов
Александр Матросов
(бумага, карандаш, акварель. 1943)

Борис Ряузов ушёл на фронт артиллеристом-разведчиком 78 добровольческой бригады, которая входила в состав 6-го Сибирского Сталинского добровольческого стрелкового корпуса. В январе-феврале 1943 года 78-я стрелковая бригада вела бои у города Локня. Примерно в тех же местах находилась 91 отдельная Сибирская добровольческая бригада, она тоже входила в состав 6-го стрелкового корпуса, в ней служил Александр Матросов. 27 февраля 1943 года Матросов героически погиб в районе деревни Чернушки Локнянского района. В музее хранится фотография записи, которую сделал Борис Ряузов.

В НАШЕМ СОЕДИНЕНИИ СОБЫТИЕ И ОНО ИСТОРИЧЕСКОЕ. ПАРЕНЬ, НАШ БОЕЦ ЗАКРЫЛ СОБОЙ, ЖИЗНЬЮ СВОЕЙ ПУЛЕМЁТ В АМБРАЗУРЕ ПРОТИВНИКА. ЗВАЛИ ЕГО А. МАТРОСОВ. 91 СТРЕЛКОВАЯ БРИГАДА. СООБЩИЛИ ПО ПОЛКОВОМУ ТЕЛЕФОНУ. — ВОТ КАК БЫВАЕТ. ВОЙНА. СКВОЗЬ ГОРЕ И ГЕРОИЗМ, СКВОЗЬ ПУЛИ И СМЕРТЬ К СВЕТУ ПОБЕДЫ. ВСЁ РАВНО ОДОЛЕЕМ МЫ. СЕГОДНЯ — ВНОВЬ НА БОЕВОЕ ЗАДАНИЕ. НАДО ТОЧНО ЗАСЕЧЬ ОГНЕВЫЕ ТОЧКИ ПРОТИВНИКА, ВЫЯВИТЬ РЕЛЬЕФ МЕСТНОСТИ, МИННЫЕ ПОЛЯ. НАДО ВСЁ ТОЧНЕЕ. МОЖЕТ, КАТЮШИ БИТЬ БУДУТ. ТОЧНЕЕ НАДО. ВОТ ТОЛЬКО ПУЛЕМЁТ ФАШИСТСКИЙ МЕШАЕТ. ХЛЕЩЕТ И ХЛЕЩЕТ ПО ОКОПАМ И ДЗОТ АМБРАЗУРАМ НАБЛЮДЕНИЯ. В КОНЦЕ КОНЦОВ НЕВАЖНО, ЕСЛИ ПОКАЛЕЧАТ. ВАЖНО ВЫПОЛНИТЬ ЗАДАНИЕ. МАТРОСОВУ ТРУДНЕЕ БЫЛО. САША… САША, ЕСЛИ БЫ МОЖНО БЫЛО О ТЕБЕ «НАРИСОВАТЬ» НА СЕРДЦЕ. НАПИШУ В ДАЛЁКИЙ КРАСНОЯРСК, ДА ТАМ, НАВЕРНОЕ, УЖЕ ЗНАЮТ ИЗ СООБЩЕНИЙ ПО РАДИО. ВЕДЬ ЭТО Ж ПОДВИГ, А КТО ЕГО СОВЕРШАЕТ, ТОТ НЕ УМИРАЕТ. ЧТО-ТО ИЗ ДОМА НЕТ ПИСЕМ.

Портрет Александра Матросова Ряузов писал на фронте. Под рисунком, судя по всему, самим художником сделана запись: «Рисунок выполнен по спец. заданию командования с маленькой фотографии из личных вещей А. Матросова после совершенного им подвига».

№3

Борис Ряузов 
О А. Матросове
(бумага, карандаш. 1943)

Александру Матросову художник посвящает еще несколько эскизов. Кажется, эта история не выходит у него из головы. А потом еще и Союз художников, по сути, «застолбит» за Ряузовым право на картину о подвиге Матросова. Вот выписка из протокола № 5 от 12.04.1944 Красноярской организации Союза художников СССР.

СЛУШАЛИ: ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТЕМЫ «ПОДВИГ МАТРОСОВА». ПОСТАНОВИЛИ: ТВОРЧЕСКУЮ ЗАЯВКУ ЧЛЕНА СОЮЗА СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ РЯУЗОВА Б. Я. ОДОБРИТЬ И ОСТАВИТЬ ИСПОЛНЕНИЕ КОМПОЗИЦИОННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ «ПОДВИГ МАТРОСОВА» ЗА ХУДОЖНИКОМ РЯУЗОВЫМ КАК НЕПОСРЕДСТВЕННЫМ УЧАСТНИКОМ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ И СОСЛУЖИВЦЕМ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Т. МАТРОСОВА. ОДНОВРЕМЕННО ДЛЯ БЫСТРЕЙШЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЭТОГО ЗАДАНИЯ ПРОСИТЬ КОМАНДОВАНИЕ О СОЗДАНИИ УСЛОВИЙ ДЛЯ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ НАД ДАННЫМ ПОЛОТНОМ.

№4

Борис Ряузов 
Места подвига Александра Матросова
(холст, масло. 1984)

Искусствоведы, кстати, точно не знают, написал ли Ряузов такую картину . Но зато потом, уже в 1984 году в Красноярске написал исторический пейзаж «Места подвига Александра Матросова». Борис Ряузов за войну создал около 200 фронтовых рисунков, и по некоторым из них художник писал полотна уже в мастерской.

№5

Борис Ряузов 
Краcногородка — Могильцы
(бумага, карандаш. 1943)

Ряузов воевал в артиллерийском подразделении, его задачей была разведка огневых позиций противника и корректировка огня артиллерийской батареи. Артиллерист-разведчик Ряузов делал разведрисунки, бегло, но точно зарисовывал ландшафт с натуры, обозначал его особенности и намечал укрепления и орудия противника. Разведданные были очень важны, а собирать их было опасно. Дважды, когда Борис Ряузов зарисовывал вражеские позиции, его засекал снайпер. Оба раза повезло. Один раз ему прострелили шапку, во второй — шинель в районе рукава. За время войны Борис Ряузов был награжден медалью «За боевые заслуги» (1943) и орденом Красной Звезды (1944).

№6

Борис Ряузов 
Была деревня — сожгли фашисты
(холст, масло. 1942)

В музее хранится фронтовой дневник Бориса Ряузова. Раньше записи просто дополняли выставки. В 2015 музейщики расшифровали почерк художника. Оказалось, в документе есть комментарии к картинам, описания быта, черновики писем. Сейчас исследователи могут, например, сравнить их с самими письмами, которые художник отправлял в Красноярск и на которых уже стояла отметка о проверке военной цензурой.

Главный хранитель фондов Музея Бориса Ряузова Юлия Петунина о фронтовом дневнике:

Если Ряузов что-то не мог зарисовать сразу, то записывал впечатления. Вот подробное описание картины «Была деревня, сожгли фашисты».

СОЖЖЕННОЕ СЕЛО. ВЧЕРА УШЁЛ НЕМЕЦ. ПО ОБЕ СТОРОНЫ ЛОГА НА ОСЕННИХ ХОЛМАХ — ЛЫСИНЫ СЕДОГО ПЕПЛА. ЗДЕСЬ БЫЛО СЕЛО ИЗ 70 ДВОРОВ. РЕДЕНЬКО РАЗБРОСАНЫ ПОВОЗКИ С ВЕТХОЙ ПОКЛАЖЕЙ КРЕСТЬЯН-БЕЖЕНЦЕВ. ОТ ЛЫСИН ИДУТ ЕЩЁ ДЫМКИ, И СОГНУВШИЕСЯ КРЕСТЬЯНЕ ЧТО-ТО ВЫКОВЫРИВАЮТ ПАЛКАМИ ИЗ-ПОД ПЕПЛА И ГОЛОВЕШЕК.

№7

Борис Ряузов 
Не ответил ни слова
(бумага, карандаш. 1943)

Дневники и письма объяснили, почему Ряузов так по-разному изображает однополчан и немцев. Сами рассмотрите лица. У нашего волевое красивое лицо, а фашисты почти всегда у Ряузова угловатые с длинными носами, кривыми лицами. Некоторые искусствоведы видели в этом сожаление к человеку, переломанному войной. Но вряд ли. Из письма Бориса Ряузова Ивану Ивановичу Наливайко:

ВРАГ. ПОДЛЫЙ, КРОВАВЫЙ ВРАГ. МЫ УНИЧТОЖИМ ЕГО — ПРОКЛЯТУЮ ГАДИНУ! ТАК ЖЕ, КАК СЕРДЦЕ ЖАЖДЕТ ЖИЗНИ, ТАК ОНО И ЖАЖДЕТ БЕСПОЩАДНОЙ РАСПЛАТЫ С НИМ. СЕРДЦЕ ОТЯЖЕЛЕЛО ОТ МЕСТИ. ВРАГ ВСКОРЕ ПРОЧУВСТВУЕТ, КАК НЕСНОСНЫ НАМ ЕГО ЗЛОДЕЯНИЯ, КАК ВЕЛИКА НАША ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ, НАД КОТОРОЙ ОН ДЕРЗКО НАДРУГАЛСЯ.

Я ИЗВИДЕЛ МНОГО НЕМЦЕВ И БИТЫХ И МЕРЗЛЫХ И ЖИВЫХ. ВСЕ ОНИ ПРОТИВНЫЕ ГАДЫ И НИ К ОДНОМУ ИЗ НИХ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ НИ КАПЛИ СОЖАЛЕНИЯ.

№8

Борис Ряузов 
Девушка-боец
(бумага, карандаш, акварель. 1943)

Кликните на ▶, чтобы услышать запись.

Воспоминания Бориса Ряузова из фронтового дневника. ▶ Слушать.

«Телефонистку Катюшу смертельно ранило». Из фронтового дневника художника. ▶ Слушать.

ИНТЕРЕСНО ВСЕ-ТАКИ. ЛЮДИ ПРИВЫКАЮТ К СНАРЯДАМ. К ИХ ВОЮ, К ИХ РАЗРЫВАМ. ЛЮДИ ПРИВЫКАЮТ ДАЖЕ К БОМБЕЖКЕ. ПОМНЮ ВЕЧЕР, ТЕМНЫЙ, ЗВОНКИЙ, ПРОХЛАДНЫЙ, ОСЕННИЙ. МОЛОДЫЕ БОЙЦЫ, СРЕДИ КОТОРЫХ БЫЛИ ДЕВУШКИ-БОЙЦЫ, ПЕЛИ ПЕСНИ. ПЕЛ БАЯН. И ЕГО МЕЛОДИЯ ПОДНИМАЛАСЬ ВЫСОКО НАД БЕЛОРУССКИМИ ЛЕСАМИ.

ФРОНТ. 1944 ГОД. ДЕРЕВНЯ МОЩНАЯ. ПРЕДРАССВЕТНЫЙ МИНОМЕТНЫЙ НАЛЕТ НА ОКРАИНЕ ДЕРЕВНИ. ТЕЛЕФОНИСТКУ КАТЮШУ СМЕРТЕЛЬНО РАНИЛО. СКОНЧАЛАСЬ НАША КАТЯ ВСКОРЕ. У МАЙОРА ПОКАЛЕЧИЛО СТУПНИ. В БАШКЕ МОЕЙ ТРЕСК И ЗВОН, ОСКОЛКАМИ ПОРЕЗАЛО РУКУ. ЧЕРТОВА МИНА!.. ПРОЩАЙ, КАТЯ, ТЫ БЫЛА ХОРОШИМ БОЙЦОМ, НАШИМ СВЕТЛЫМ ДРУГОМ… ПРОЩАЙ.

№9

Борис Ряузов 
Фронтовой рисунок
(бумага, карандаш, акварель. 1943)

Обратите внимание: почти все фронтовые рисунки сделаны карандашом, но иногда художник использует акварель. И это в голове не укладывается: откуда на войне акварель? Музейщики объясняют: художник с детства обходился минимумом материалов. Ему хватало трех-четырех цветов. А акварель готовил сам из зубного порошка, синьки, брусники, клюквы, голубики. Ближе к окончанию службы уже в Прибалтике где-то добывал масло. С фронта Ряузов вернулся вот с похожим ящиком под рисунки. И до конца жизни художник пользовался только самостоятельно изготовленными палитрами, этюдниками, мольбертами.

№10

Борис Ряузов 
Фронт. Ракета
(картон, масло. 1943)

Ближе к концу войны и потом до 80-х Ряузов пишет войну без людей. Это пейзажи с выжженными полями и бесконечными воронками. Искусствоведы сравнивают эти полотна и эскизы, сделанные на фронте. Главное отличие — на послевоенных картинах тела погибших солдат, как на картине №9, заменяют воронки от взрывов. Считается, что не принято было изображать убитых, чтобы не омрачать Победу.

Главный хранитель Музея Бориса Ряузова Юлия Петунина о деталях картины. ▶ Слушать.

Узнать о Борисе Ряузове больше

• Коллекция музея, фотографии и анонсы выставок на сайте ryauzov.ru
• Скачать книгу «Фронтовой путь» о Борисе Ряузове frontovoj-put.pdf
• Прямо сейчас в аккаунте @muzei.ryauzova читайте посты о Ряузове: картины, зарисовки, воспоминания

• Как только будет можно, сходите в Музей художника Бориса Ряузова (Ряузовский переулок / улица Ленина, 127)

В публикации использованы фотографии экспонатов Музея художника Бориса Ряузова.

Поделиться
Поделиться
Поделиться