Учебный год 2020 закончен. Можно выдохнуть! Именно выдохнули и родители, и учителя — конец дистанционке. «Город Прима» собрал кардинально разные субъективные мнения. Разной была и онлайн-учеба в разных школах и даже классах. Что готовы взять с собой из онлайна некоторые учителя красноярских школ? Что понравилось и нет родителям? И конечно, о слухах всеобщего перехода на дистант, как его теперь называют.
ПЕРВЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ
Такой острой реакции на эту новую реальность не припомнишь, наверное, с далекого 2002 года, когда в Красноярске впервые писали пилотные тесты ЕГЭ. Ох, как тогда бушевала и шумела общественность, ох, сколько было страхов. У дистанционки репетиций не было. Свалилась как гром среди ясного неба. Сначала все подумали: «Это ненадолго!» А вышло иначе. Заканчивался год вообще едва ли не всеобщей паникой — слухом, что дистанционное образование ввели навсегда. Сегодня, когда табели с оценками заполнены, почти все красноярцы могут описать погружение в дистанционку словами: растерянность и шок.
Говорят учителя
В этом тексте, кстати, почти не будет фамилий. Ни учителя, ни родители не готовы говорить о дистанционном обучении так, чтобы их узнали в школе. Ситуацию мы обсуждаем с Анастасией. Она учитель математики в красноярском лицее. Учитель из молодых и продвинутых. Ее ученики с запросом получить чуть больше, чем по программе, поэтому занятия на платформе «ЯКласс» Анастасия начала вводить еще в сентябре, задолго до пандемии.
Анастасия
учитель математики
К концу второго месяца всеобщей дистанционки я даже стала получать удовольствие от такой работы. Но первые две недели — это был ад. Еще до того, как ввели «дистант», то есть, когда мы 16 марта отправили детей на каникулы, мы начали готовиться. Далеко не все учителя умеют работать с техникой. Им пришлось все осваивать. И как сделать запись к уроку, и как выложить, как работать с системой «ЯКласс». Я сама лично провела, наверное, семинара три обучения педагогов, вообще не могла готовить свои уроки, помогала коллегам. В первые две недели настройки в школе, и потом первые две недели дистанта хотелось написать заявление, здесь и сейчас, и никогда больше не возвращаться в педагогику.
Говорят родители
Юля — председатель родительского комитета класса. Ее сын — третьеклассник — первые дни несколько раз срывался в истерику и слезы. Ребенок не успевал по времени ответить на задания в системе и параллельно участвовать в интерактиве, который запустил учитель в чате вайбера.
Юлия
мама ученика
У нас в первые же дни появились родители, которые сказали, что они не смогут организовать такое обучение. У одной семьи — только работающая мама и двое детей. На всех один телефон и нет компьютера. Наш учитель пришла к ним с опекой. Как они на нее потом ругались: «Нам что, работу бросить?» И ко второй семье пришла. Они сразу на следующий день написали в чате, что идут к директору и пишут заявление, что остаются на второй год.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ
Говорят родители
Слишком много онлайна или слишком мало онлайна. Красноярские школьники разделились по этому принципу и так и учились в двух параллельных реальностях. Эти реальности выросли из личных возможностей и рвения учителей. К концу года дети так и пришли — либо довольные, либо нет сложившимся за два месяца положением вещей.
Дочь Евгения и Ксении учится в спальном отдаленном районе. Обучение второкласснице организовали по старинке. Выучить параграф от сих до сих. Выполнить задание. Прислать фото.
Ксения
мама ученицы
У нас онлайн один час на Учи.ру, прорешивают карточки — и все. Плюс для меня — это то, что никуда не надо ездить: школа дома, английский дома, гимнастика дома. У нас свободного времени на порядок больше стало. Много времени все-таки отнимала дорога.
Катя, ученица четвертого класса из небольшого городка-спутника с восторгом рассказывает, что у нее было аж несколько уроков английского по видео. Вот бы больше! Миша — второклассник, который ежедневно обучался на платформе «ЯКласс», за два дня до конца четверти бросил телефон об стену. Тесты и задания приходилось выполнять с телефона бабушки. Компьютера в семье нет. При словах «тест» и «дистант» бабушку бьет мелкая дрожь.
Другая мама возмущается, что школа полноценное онлайн-обучение организовать не смогла. У ребенка пропало все желание заниматься. На кружке, мол, был и чат, и видеоконференции, а в школе только задания и никакого взаимодействия с классом и учителем.
Говорят учителя
Первые недели педагоги спешно искали себе удобную и понятную площадку для занятий. У каких-то школ уже были свои, чаще же учили на «ЯКлассе», «Фоксфорде», на сайте «Российская электронная школа». Многие пытались давать уроки через Zoom.
Анастасия
учитель математики
Я практически отказалась от «Российской электронной школы»: нет контроля, только скриншот, дети предпочитают видеть свою тётю, а не чужую, пусть и более умную. Привыкают к манере своего учителя. На «ЯКлассе» видишь активность. И то, приходится придумывать ходы, чтоб было сложнее списывать. Все равно где-то хитрецы получали 5, а честные дети 4.
Сейчас онлайн можно провести даже урок рисования. И многие это успешно осваивают. Но не все это делают. Есть учителя, которые присылали про физкультуру тесты, еще и трояк умудрялись поставить. Я считаю, это неприемлемо. Считаю, нужно было давать задания: выполнить упражнения. Молодцы те, кто так делали. Детям тестов хватает, их еще физрой грузить или лекциями по музыке. Скорее выучить песню и прислать видео.
ДИСЦИПЛИНА
Дисциплина — это то, что победить и наладить на «ура», наверное, не смог никто за эти два месяца.
Говорят родители
Евгений
отец второклассницы-отличницы
Дистанционка сильно расслабляет, дисциплина ребёнка, его настрой совсем расхолаживается. Учёба, как и работа в условиях дома, сконцентрированной и основательной точно не получается, поэтому только как чрезвычайная мера может быть.
Надежда
бабушка школьника
Он сидит дома дуреет, кричит мне: «Мне не нужна эта ваша учеба, этот ваш сайт». Тыкает наугад, что попало отправляет.
Учителя рассказывают, что дети стали чаще опаздывать, просыпать. Малышей еще вели родители как могли, а старшие…
Говорят учителя
Анастасия
учитель математики
Есть те, кто начинал игнорировать тебя. Кто-то просто не приходит, когда спрашиваешь, что случилось, старшеклассники честные, они говорят: лень. Где-то на урок приходили два человека, где-то большинство. Все зависит от класса. Где-то они стали говорить родителям, что не запускается что-то, и не всегда это так. В этом, как оказалось, есть и плюс, появилась возможность работать с теми, кому это надо. И тебя никто не отвлекает своим нежеланием учиться, как в классе. Ты можешь их разбить на какие-то микрогруппы, выстроить индивидуальную стратегию развития, так проще оказалось.
ЗДОРОВЬЕ
Удар по здоровью получили все. И не только по нервам.
Говорят родители
Юлия
мама третьеклассника
У Егора с Ладой холестерин в анализах крови от сидения дома на верхний предел ушёл при нормальном питании. Врач вчера сказала, что это от недостатка подвижности дома на дистанционном режиме.
Евгений
отец второклассницы
У нас иная ситуация, мы живем в своем доме, приходилось чуть ли не ограничивать активность в течение дня, а то к вечерним тренировкам с улицы никакие приходили.
Говорят учителя
Анастасия
учитель математики
Очень трудно проверять тетрадки. Фотографии мелкие, дети некачественно фотографируют, глаза устают. И ты весь день за компьютером. По факту твой рабочий день начинается, как только ты открыл глаза. Даже если ты пишешь детям, что есть рамки, в которые необходимо писать, они все равно тебе шлют сообщения и в 23:00, и в час ночи. И в ВК, и в Элжур, в вайбере.
ОЦЕНКИ
Отказ от итоговой аттестации в конце учебного года после такого напряжения оказался настоящим подарком. Ведь и оценивать детей было непросто, и осознать, что там, по другую сторону экрана, тебя оценивают тоже. Первые недели, признаются учителя, руководство просило двойками не увлекаться.
Ольга
учитель русского языка
Боялись недовольства родителей. Школа боится, что родители будут возмущаться, поэтому первые дни мы вообще двойки не ставили. Адаптация детей. Не то чтоб запрещали, но начинается: «Зачем!» Вторую неделю — также двойки и тройки. Родители в моем классе были толерантны, за что им спасибо, а в других возмущались: «Вы не понимающая, отбиваете желание, снижая оценки». А что делать, если он, например, восемь работ не сдал.
ЧТО ПОЛЕЗНОГО ДАЛА ДИСТАНЦИОНКА
Нина — учитель в техникуме — считает, что русский язык и тем более литература — не самый важный для ее студентов предмет.
Нина
учитель в техникуме
Я с дистантом не напрягалась, с онлайном тоже, ставила тройки за минимум, четверки за малейшее движение навстречу. Вообще не понимаю, чего некоторые кричали «Ужас, ужас». Ах, они работают, надо же. Лекцию прочитал, задания раздал, ответы проверил, устал, надо же.
А работая из дома, Нина открыла для себя важную вещь: сбылась ее мечта об идеальной работе, когда не тратишь время на разъезды, отношения с коллективом. Теперь всерьез ищет для себя вакансии в онлайн-школах.
Среди родителей, справедливости ради, тоже есть те, кому онлайн-обучение вкупе с самоизоляцией, что называется, зашли. Вот, например, прочтите подробное обоснование красноярца Андрея Шалимова. Он следовал принципу: когда еще я смогу уделить столько внимания своим детям.
Андрей Шалимов
отец
По итогу у нашей семьи сформировался запрос на комбинированное образование: уменьшение аудиторной нагрузки, в идеале вместо пяти- шестидневной учебной недели нам бы подошла двух- трехдневная.
Анастасия
учитель математики
Я старалась для своих детей записывать своим голосом разбор заданий. Например, тест ЕГЭ, я им его выдала. Они мне присылают назад этот тест. И я вижу, что они 10 вопрос провалили. И я тогда записываю видео с решением этого задания и с комментариями. Это я точно оставлю. Начала небольшую копилку делать. В классе за 40 минут они не успевают часто разобраться.
Захотелось создать несколько модулей именно своих. Чтоб некоторые дети шли вперед, которым бывает скучно на уроках. Таких немного, но они все равно есть. Или для тех, кто заболел и не прошел тему. Чтоб они модульно смогли пройти самостоятельно.
Анастасия говорит, дистант можно использовать, например, для домашнего обучения, когда дети не могут посещать школу. Сейчас за учеником закрепляются преподаватели в его школе, а можно было бы создать группы онлайн-обучения, проводить конференции для сформированных виртуальных классов. Или это выход для учителя, который уходит на больничный с ребёнком, zoom-урок иногда лучше замены.
СДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ?
Итак, педагоги старших классов готовят абитуриентов к ЕГЭ, разумеется, онлайн. Учебный год закончился. Официальной аналитики о пройденном пока еще нет. Переработать все отчеты и сделать выводы управлению образования еще предстоит. При условии, что они будут правдивыми, и проблемы школы наверху услышат, опыт онлайн-занятий можно будет использовать с пользой.
Теперь ясно: дистанционная четверть вскрыла раны. Кому-то жестко не хватало времени. Кому-то средств и элементарной техники. Большинству учителей, родителей и детей правильных компьютерных навыков. И почти всем детям самостоятельности.
Анастасия
учитель математики
Ведь это задача еще дошкольного возраста — научить ребенка самостоятельности. Вложиться в это. Если этих вложений не произошло, то сейчас результат будет нулевой. Создается иллюзия, если дети в школе, что они что-то изучают. Да, они здесь. Где-то что-то срисуют. Иногда их вызовешь к доске, заставишь прорешать, но они и в школе пытаются не заниматься. Иногда мне кажется, что мы были, как няньки, пока родители на работе, мы за ними немного онлайн присматривали.