Битва городов

Сравниваем Красноярск с Казанью, Самарой, Волгоградом и Нижним Новгородом

Постоянный автор «Города Прима» и тематического инстаграма @suraevsuraev про устройство городов Илья Сураев этим летом отправился в тур по городам России. Его задачей было посмотреть, как устроена жизнь в городах-миллионниках, какие новые пространства, парки и набережные там появились, стоит ли сюда поехать отдыхать. Илья хвалил и ругал города у себя на странице в инстаграме. А для нашего сайта он взглянул на Нижний Новгород, Самару, Волгоград и Казань с точки зрения случайного гостя.

Илья Сураев
не блогер

Я оценил четыре миллионника с позиции гостя, у которого всего пара дней на город. Жители этих городов наверняка скажут: «Ходил не по тем улицам», «Не доехал до крутого парка, которым мы гордимся», «Поверхностно! Ничего не понял про нас и наши фишки», «Специально искал гадости и снимал с плохого ракурса». Но есть дурацкое выражение: «Нет второго шанса произвести первое впечатление». Факт остаётся фактом — я увидел ваши города такими, какими уже увидел, и назад время не отмотать. Это не позиция урбаниста или злого блогера (я таким не являюсь). Это мнение путешественника, который непроизвольно сравнивает города, в которых бывает. Сравнивал как раз по универсальным позициям, которые есть в каждом городе, и с которыми сталкивается рядовой турист.

Площадь перед ЖД-вокзалом

По идее, это должна быть визитная карточка города. Ты вышел с вокзала и сразу понял, кто перед тобой — продвинутый мегаполис или скромный, но приятный провинциал. Так бывает на привокзальных площадях Европы. В русских городах, выходя с перрона, ты попадаешь в РЖД-чистилище…

Нижний Новгород

Площади как таковой нет. Перед вокзалом узкий тротуар, а дальше вид на заборчик, таксистов, маршрутки, дорогу и увешанные рекламой здания. Город встречает неприятной суетой и визуальным мусором.

Самара

Оставим на совести архитекторов вокзал в виде айсберга из синего стекла. Площадь занята парковкой и торговлей из 90-х. РЖД разместили свою трафаретную рекламу краской прямо на асфальте. В приличных городах за такое наказывают. При мне бездомный отстегнул ногу и бросил протез рядом на остановке.

Волгоград

Парковку и торговлю отнесли чуть в сторону — молодцы. Есть небольшая площадь, которую осталось привести в божеский вид. Главная беда — забор и несуразная система безопасности у самого вокзала. После теракта 2013 года на этом вокзале усилили меры безопасности, отстроили пункты досмотра. Разумеется, это профанация, в которой безопаснее себя не чувствуешь нисколько, а вот заморочек с чемоданом добавляет на 200%.

Казань

Относительно других участников Казань смотрится прекрасно. А вот относительно самой себя — не очень. Такой продвинутый город достоин лучшего, а не сухих газонов и заколоченного фонтана.

А что в Красноярске?

Я неоднократно критиковал нашу привокзальную площадь. Частично беру свои слова назад! Наш город встречает гостей фонтанами, львом на стеле и простором. Осталось добавить сюда жизни и зелени.

Главная туристическая улица

Это тоже понятие из более продвинутых туристических стран. Да, здесь продают дорогие сувениры и работают не лучшего качества кафе и рестораны, но здесь чувствуется энергия. Туристические улицы в исследуемых русских городах скорее похожи на московский Арбат из 90-х.

Нижний Новгород

Пешеходная улица — Большая Покровская. Неоднозначные впечатления. Где-то исторические здания привели в порядок, а где-то дом забомблен тэгами. Где-то фирменные люки, а где-то разбитый асфальт. Судя по странным торговцам и попрошайкам, за порядком здесь не следят. Урны и уличная мебель не менялись десятилетиями.

Самара

Пешеходная улица — Ленинградская. Очень похожа на пример из Нижнего Новгорода. Устаревший подход, хотя местами навели порядок. Мне как гостю города было совершенно непонятно, чем здесь заниматься больше 15 минут. Подозреваю, что местным жителям тоже.

Волгоград

Проспект имени Ленина не является полноценной пешеходной улицей, но здесь есть внушительный и очень зелёный бульвар. Проблема в том, что если по нему идти, упираешься в тупик и приходится возвращаться, чтобы выбраться на другие улицы. Дожимайте пешие маршруты, открывайте здесь кафе, и будет вам счастье.

Казань

Улица Баумана — провинциальный стыд в современной Казани. Торговцы, аквагримёры, навязчивые аниматоры, музыкальный шум из каждой точки… Но зная амбиции этого города, скоро и здесь наведут порядок.

А что в Красноярске?

Проспект Мира после ремонта хорош, но всё же это не жанр пешеходной улицы. Нехватка променада в центре миллионника ощущается с каждым годом всё острее.

Набережная

Во всех городах моего путешествия есть набережные. Спасибо Волге и другим рекам и озёрам. Отношение чиновников и горожан к реке — важный маркер благоустройства. То, какой они видят набережную (прогулочной, природной, тусовочной или коммерческой), говорит о многом.

Нижний Новгород

Частично сносно отремонтированная, частично застрявшая в прошлом веке. Показалась скучной. Где уютные кафе? Где активности для детей? Где места, ради которых хочется приходить снова и снова? Только бесконечный гул генераторов был мне ответом на этой набережной.

Самара

Набережная — фишка города. По сути, это и есть главная улица Самары. Огромный пляж, приятные кафе и благоустройство, пусть не ультрамодное, но душевное.

Волгоград

Парк на набережной в Волгограде приятно удивил. Коллеги из Самары и Нижнего, обратите внимание на соседа! Идеальные газоны, качели, шезлонги, сцена… И это при огромном минусе — отрезанности парка от самой реки автомобильной дорогой.

Казань

Здесь немного смухлюем: по идее надо разбирать Кремлёвскую набережную, но она показалась мне хоть и прокаченной, но слишком заточенной на зарабатывание денег. Лучше похвалим Казань за набережную озера Кабан в центре. Это, без дураков, мировой уровень создания городских пространств. Со своей концепцией, фишками и армией поклонников.

А что в Красноярске?

Набережные Красноярска Левого и Правого берега уступают лишь Казани. Здесь чувствуется масштаб Енисея. Здесь есть чем заняться и взрослым, и детям. За последние пару лет они стали местом притяжения гостей и красноярцев.

Главная площадь

С одной стороны, это ещё одна «открытка» города. Парадный вид, по которому его узнают. С другой — показатель развития города. Если это пустынное пространство с типовым зданием администрации — это одна история. Если место силы с отдыхающими, кафешками, активностями — совершенно другая.

Нижний Новгород

Площадь Минина и Пожарского. Гость города не сразу и сообразит, что это площадь. Скажем «спасибо» трассе, которая через неё проходит. Вместо визитки города это место служит туристам транзитом между Кремлём, Большой Покровской и поворотом на Чкаловскую лестницу.

Самара

Есть мнение, что площадь Куйбышева в Самаре — это самая большая городская площадь в Европе. Не берусь утверждать, правда ли это. Можно сказать одно: на этой гигантской площади путешественнику будет скучно. Пара фото архитектуры, туалет в сквере, и можно идти дальше. Самарцы, вам достался такой простор в центре! Надо насытить его активностями не только во время городских праздников, но и каждый день. Начните с летнего кафе.

Волгоград

Площадь Павших Борцов. Имеет «Т»-образную форму. Если саму площадь частично отдали под парковку (надеюсь, временно), то зелёный бульвар однозначно хорош для прогулок. Есть летние веранды, есть точки стритфуда, есть выход к набережной.

Казань

Площадь тысячелетия выбивается из привычного понимания, что такое городская площадь. Это скорее огромный зелёный склон у стен Кремля с дорожками. И сказочными видами для фотографий. В обычные дни об активностях говорить не приходится (вся шумиха рядом на улице Баумана). Но мне захотелось посмотреть, как работает эта территория в дни особых городских событий. Зовите в гости!

А что в Красноярске?

Какую площадь Красноярска можно назвать главной? Если Театральную — то за неё перед гостями становится неловко (ждём ремонт). Если площадь Революции, то мне импонирует, что суровое пространство с памятником Ленину наполнили качелями, гамаками и тенистыми беседками. Впрочем, не понятно, что здесь долго делать туристам.

Аэропорт

Все четыре миллионника принимали у себя Чемпионат мира по футболу в 2018. Поэтому аэропорты были стратегическими точками, и им уделили особое внимание. Вот как получилось встретить и проводить гостей города нашим городам.

Нижний Новгород

Аэропорт «Стригино». Новенький, приятный, с ландшафтом на входе. Найдите огромных матрёшек на втором этаже для фото. Из минусов — странные заборы в зоне регистрации, вместо лаконичных лент. Смотрите на фото.

Самара

Аэропорт «Курумоч». Отличный по дизайну, навигации и архитектуре. Из фишек — лестница с историей освоения космоса.

Волгоград

Аэропорт «Гурмак». Самый скромный из всех участников нашей битвы городов. Большинство кафе и магазинов были закрыты. Спишем на карантин.

Казань

Аэропорт «Казань» имени Габдуллы Тукая. Большой, современный, насыщенный, но при этом без откровений. Зона вылета для рейсов «Победы» далека от понятия комфорт.

А что в Красноярске?

Несколько десятилетий стыда за наш старый аэропорт обернулись чувством гордости за один из самых крутых аэропортов страны.

Субъективные итоги битвы городов

Выводы очевидны: Казань в своём градоустройстве резко вырвалась вперёд, но и здесь ещё работы непочатый край. Остальные города радуют точечными проектами, но понимания, как презентовать себя туристам, пока нет. Означает ли это, что здесь неинтересно? Разумеется, нет! В Нижнем Новгороде одна из лучших панорам на стрелку Волги и Оки. В Самаре отличное пиво и старая архитектура. Волгоград буду рекомендовать всем, кто не был на Мамаевом кургане. Это опыт, который должен прочувствовать каждый.

Красноярцы спросят, а как выглядит наш город на фоне обозреваемых миллионников. Если я вам напишу, что круто — вы всё равно не поверите. Путешествуйте по России! Только личный опыт даёт понимание и насмотренность.

Поделиться
Поделиться