Было сложно переключиться на понимание «не будет так, как прежде» и увидеть новые возможности.
В конце марта нам запретили работать в обычном режиме. Мы закрылись и не знали, как смотреть в будущее. Весенний сезон только начинался, нужно было покупать коллекции, а без текущих продаж это невозможно. К счастью, мы всегда развивали направление онлайн-коммуникаций с клиентами, у нас были группы в соцсетях и полноценный интернет-магазин. Работа онлайн была давно отлажена, поэтому большинство сотрудников ушло в отпуск. Но тех, кто занят в сфере онлайн, это не коснулось. Мы работали.
В начале пандемии очень сложно переключиться на понимание «не будет так, как прежде» и увидеть новые возможности. Было неясно, как поступить с коллективом — подопечные ждут решения, а дать его просто невозможно.
Еще одной проблемой стало непонимание со стороны клиентов, что есть законы, которые магазины обязаны соблюдать. Продавцы за два месяца работы получили много агрессии по поводу масок. Хотя мы заранее разработали скрипт максимально тактичной просьбы надевать маску.
Нам разрешили открыться 4 июня, мы были к этому готовы: дезинфектор воздуха приобретён и установлен ещё в марте. К моменту открытия магазина проблем с приобретением антисептиков и масок уже не было. Мы не ТЦ, у нас никогда не было очередей за покупками, и сейчас не произошло какого-то бума. Соблюдать дистанцию не пришлось. Поток гостей равномерный и размеренный. После каждого зашедшего обрабатываются поверхности, ручки, а рециркулятор включён весь день.
Многие постоянные покупатели, которые «ушли» от нас в ТЦ или маркетплейсы, вернулись за покупками к нам. За июнь и июль продажи выросли в среднем на 30% по сравнению с июнем и июлем прошлого года. Но это пока не окупило двух месяцев простоя. Нам, небольшим отдельностоящим магазинам, без ТЦ работать проще и продуктивнее.
Самый главный урок пандемии — никаких долгов и резервный фонд на 3 месяца вперёд. Единственное — непонятно, как реализовать это в условиях крайне нестабильной экономики, когда рубль падает, а налоги и расходы непрогнозируемо растут.