Дому кино осенью 2020 года исполнилось 110 лет
В честь юбилея сайт «Город Прима» публикует краткую историю самого выдающегося, благодаря формам девушки на горельефе, здания на проспекте Мира. Спасибо команде Дома кино за факты, собранные по книгам, исследованиям, письмам и документам.
Если вы гость города или красноярец, который захотел похвастаться достопримечательностью, скачайте электронные открытки. Отправьте их друзьям в другие города, пусть удивятся.
1911
Открытие Кинотеатра «ПАТЕГРАФ» состоялось 19 сентября 1910 года.
Как кино появилось в Красноярске
История кино в Красноярске укладывается в один квартал. Самые важные дома и события сконцентрированы между современными Перенсона и Кирова.
Кино появилось в Красноярске в 1908 году. В город с двухнедельными гастролями для демонстрации новейшего кинематографа прибыл разъездной демонстратор Василий Александрович Поляков. Зрители валили толпами, и Поляков решил основать в Красноярске постоянный кинозал. Первый свой сезон он открыл в городском саду. С разрешения властей построил небольшое деревянное здание и назвал его «Кинемо». В постройке не было отопления, и даже осенью там замерзали зрители. Яковлева, купеческая вдова, предложила Полякову помочь с арендой помещения в здании Купеческого собрания. И на зиму кинотеатр перебрался в здание на Воскресенской улице. Сейчас это административное здание и камерная сцена театра Пушкина. Там впервые и появилось название «Патеграф».
Красноярцы обожали кино. И в итоге всего за одну зиму толпы публики убили здание Купеческого собрания до такого состояния, что правление прогнало кинематографистов и начало ремонт.
Тогда начался поиск постоянного здания под кинотеатр. Самое важное условие — электричество. Редкость для Красноярска того времени. А в доме купца Гадалова была собственная электростанция, поэтому Гадалов и Поляков подписали договор, и в каменной пристройке на Воскресенской 19 сентября 1910 года открылся новый электротеатр «Патеграф».
Пройдите тест, чтобы проверить, что вы знаете о кино в Красноярске
1898
«Патеграф» был открыт двенадцать лет спустя после того, как была сделана эта фотография, между домами самого П. И. Гадалова, купца М. И. Семёнова и мещанина И. Л. Романова.
1910
Парад пожарных 9 мая 1910 года на Воскресенской улице, до открытия кинотеатра «ПАТЕГРАФ» остаётся несколько месяцев.
1917
После революции 1917 года «ПАТЕГРАФ» получил новое название «АРС». 17 декабря 1932 года в кинотеатре состоялся первый показ звукового кино.
1932
В 1932 году «АРС» был переименован в «РОТ-ФРОНТ» и с этого времени стал государственной собственностью. Фотография 1937-1940-х годов.
Конец 1950
Кинотеатр «ОКТЯБРЬ» носил революционное название до 1995 года, пока не был переименован в «ДОМ КИНО».
1954
До появления на фасаде знаменитого горельефа «ОКТЯБРЬ» ещё больше двадцати лет.
В 70-е кинотеатр снова на реконструкции: изменился зрительный зал, а на фасаде появился горельеф, изображающий революционерку с серпом и молотом.
1977
Зал кинотеатра «ОКТЯБРЬ» после реконструкции 1977-го года. В большом зале был убран балкон, придававший заведению театральный вид, и появились уходящие вверх ряды кресел.
1978
Единственный кинотеатр города Красноярска, где с 1985-го года зрители могли увидеть стереофильмы.
«Свобода» на «Октябре»
Авторы проекта — скульпторы Юрий Ишханов и его ученик, скульптор Александр Давыдов. Руководил проектом архитектор Эдуард Панов. Работы Ишханова есть по всему городу. Попробуйте найти общее в стиле горельефа и памятника Антону Чехову.
Как только девушку с баррикад не называют красноярцы и гости города, отмечая формы и степень обнаженности. Илья Варламов восхищается ею как «Свободой». Но правильное название горельефа все-таки — «Октябрь».
«Свободу» вспоминают, скорее всего, потому, что вдохновлялись скульпторы картиной французского художника Эжена Делакруа «Свобода на баррикадах» и скульптурной группой Франсуа Рюда «Отправление в поход», установленной на Триумфальной арке площади Этуаль в Париже.
«Свобода, ведущая народ» или «Свобода на баррикадах» Эжена Делакруа
Илья Куклинский
краевед, заместитель директора по экспозиционно-выставочной работе и маркетингу
Красноярского краевого краеведческого музея
Я ДУМАЮ, ДЛЯ СВОЕГО ВРЕМЕНИ (1977 ГОД) ЭТО БЫЛО ДОВОЛЬНО СМЕЛОЕ РЕШЕНИЕ, ПОМЕСТИТЬ НА ФАСАДЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДАНИЯ ПОЛУОБНАЖЕННУЮ ЖЕНЩИНУ. ХОТЯ И САМО ИЗОБРАЖЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ НАМЕРЕННО ВЫПОЛНЕНО СКУЛЬПТОРОМ ОЧЕНЬ УСЛОВНЫМ, И ДАЖЕ ГРУБЫМ. У НЕЕ НЕЕСТЕСТВЕННАЯ ПОЗА, ПРЕУВЕЛИЧЕННЫЕ ЧЕРТЫ ЛИЦА, РАЗМЕРЫ РУК И НОГ. ПО СУТИ, СКУЛЬПТОР ВЫПОЛНИЛ АЛЛЕГОРИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ РЕВОЛЮЦИИ В ОБРАЗЕ ЖЕНЩИНЫ. ИМЕННО ПОЭТОМУ ОН ИЗОБРАЗИЛ ЖЕНСКУЮ ФИГУРУ МАКСИМАЛЬНО ОБОБЩЕННО.
ОДНАКО ИНТЕРЕСНО, КАК СКУЛЬПТУРНЫЙ ГОРЕЛЬЕФ ИШХАНОВА ВБИРАЕТ В СЕБЯ СРАЗУ НЕСКОЛЬКО ИЗВЕСТНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОБРАЗОВ МИРОВОГО ИСКУССТВА. В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ, ЭТО ЗНАМЕНИТАЯ РАБОТА ЭЖЕНА ДЕЛАКРУА «СВОБОДА НА БАРРИКАДАХ» (1830). В ЦЕНТРЕ КАРТИНЫ ПРЕДСТАВЛЕНА ПОЛУОБНАЖЕННАЯ ЖЕНЩИНА, ВЕДУЩАЯ ЗА СОБОЙ НАРОД. В ПРАВОЙ РУКЕ ОНА ДЕРЖИТ ФРАНЦУЗСКИЙ ФЛАГ, А В ЛЕВОЙ — ВИНТОВКУ. ВО ВТОРУЮ ОЧЕРЕДЬ ЭТО ГОРЕЛЬЕФ СКУЛЬПТОРА ФРАНСУА РЮДА «ВЫСТУПЛЕНИЕ ВОЛОНТЁРОВ» (ИЛИ «МАРСЕЛЬЕЗА») (1836) С ТРИУМФАЛЬНОЙ АРКИ В ПАРИЖЕ. В ЦЕНТРЕ КОМПОЗИЦИИ РЮДА ФИГУРА ОКРЫЛЕННОЙ ЖЕНЩИНЫ, УВЛЕКАЮЩЕЙ ЗА СОБОЙ НАРОД. ЕЕ ПОЗА И ПОЛОЖЕНИЕ НОГ ПОЛНОСТЬЮ ВОСПРОИЗВЕДЕНЫ В СКУЛЬПТУРЕ ИШХАНОВА. И НАКОНЕЦ, СОВЕРШЕННО ОЧЕВИДНО, ЧТО ИШХАНОВ В КАКОМ-ТО СМЫСЛЕ ОБЪЕДИНИЛ В ОБРАЗЕ СВОЕЙ ЖЕНЩИНЫ-РЕВОЛЮЦИИ ФИГУРЫ РАБОЧЕГО И КОЛХОЗНИЦЫ С ИЗВЕСТНОЙ СКУЛЬПТУРЫ ВЕРЫ ИГНАТЬЕВНЫ МУХИНОЙ «РАБОЧИЙ И КОЛХОЗНИЦА» (1936). ИШХАНОВСКАЯ ЖЕНЩИНА ДЕРЖИТ В ПРАВОЙ РУКЕ МОЛОТ, А В ЛЕВОЙ — СЕРП.
В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ ЗДАНИЯ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА АКТИВНО УКРАШАЛИСЬ МОНУМЕНТАЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ, БУДЬ ТО МОНУМЕНТАЛЬНАЯ СКУЛЬПТУРА ИЛИ МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНАЯ ЖИВОПИСЬ (МОЗАИКА, ФРЕСКА, СГРАФФИТО). К СОЖАЛЕНИЮ, В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ МНОГИЕ ОБРАЗЦЫ СОВЕТСКОГО МОНУМЕНТАЛЬНОГО ИСКУССТВА УТРАЧЕНЫ И НЕ НАХОДЯТСЯ ПОД ОХРАНОЙ. А НОВЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ МОНУМЕНТАЛЬНОГО ИСКУССТВА СОЗДАЁТСЯ СОВСЕМ МАЛО.
Изучаем детали
Горельеф «Октябрь» изображает революционерку с серпом и молотом в руках, ногой сокрушающую геральдического орла, который символизирует монархическую власть. За её спиной, в верхней части композиции — поднятые оружейные дула и языки пламени, представленные на фоне как бы восходящей надписи «пролетарская революция».
Мало кто знает, что сначала планировалось создать горельеф с «Броненосцем Потёмкиным». Корабль должен был как бы выплывать из здания. Представляете, как масштабно? Были мысли изобразить рабочего, крестьянина и солдата в объемной рамке киноэкрана. Но авторы отказались от этой идеи.
Спасибо
Видео: Joseph Redfield: Pexels
Архивные фотографии: Красноярский краевой краеведческий музей
Факты: команда Дома кино