5 художников стихийного арт-рынка «Пушка»

Болтаем с участниками самого модного арт-проекта осени про идентичность, город и образование

«Пушка» — это стихийный арт-рынок в Красноярске. Идея создать тусовку молодых и амбициозных художников появилась у Оксаны Будулак и Ивана Санникова больше года назад. Они звали знакомых, знакомые — своих знакомых, так в городе появилось кочующее сообщество современных художников. Каждое воскресенье в разных местах Красноярска на продажу выставляются их работы.

Люди с нимбом над головой, монстры на керамических тарелках, мишки с картин Шишкина и пейзажи в стиле «наивного искусства» — какой смысл красноярские художники вкладывают в свои картины — читайте в материале «Города Прима».

Следить за анонсами «Пушки» можно на странице vk.com/art_push_us и в аккаунте instagram.com/art.push.us/.

фотография Алексея Акимова

Этюд акрилом. «Символического подтекста в этой работе нет, просто сублимация моей похоти. Я пытаюсь зафиксировать на бумаге образ, который меня взбудораживает, пока я его не нарисую».

Граффити «Растерянный оранжевый конь»

Андрей Шмалий (Азбуниак) @azbuniak

— Мне сто тридцать шесть лет, и всю жизнь я рисую (вообще-то тридцать шесть, но так тоже можно). В детстве много рисовал перестрелки, роботов, разбойников, кунфуистов — всё, что видел по телеку. Последние шесть лет посвящаю фигуративной живописи, увлекаюсь татуировкой и графикой.

Я люблю граффити, и считаю аэрозольную краску величайшим изобретением. Это я понял сразу, когда в детстве раскрасил всяким скамом гараж своему отцу. Только потом я узнал, что граффити нужно рисовать ночью, и нарисовал в подъезде бабл «РЭП ГЕНЕРЭЙШН» напротив двери в квартиру родителей. Всё под влиянием хип-хопа, конечно. Но рэп я не читал, рисовать нравилось больше, потому что я интроверт.

Меня часто называют Азбуниак. На самом деле это название моего паблика в ВК. Я задумывал антиспортивный комикс»Вертишлёпка«. Несколько моих картинок попали в журнал «ВОС». Это раздраконило меня продолжать. Я начал уделять сценарию гораздо больше времени, чем рисованию — под каждой новой страницей становилось всё больше пояснений и разжевываний легенды. Я хотел бросить рисование и уйти в писательство. Но потом взял перерыв, много работал и забросил писательство вслед за комиксами.

Друзья стали в шутку называть меня Азбуниаком. А дальше в разных интервью я стал выдумывать всякие истории про Азбуниака, чтобы казаться более загадочным.

— Какие места в Красноярске вас вдохновляют?

— Люблю ЖД вокзал, там красивая архитектура, зачем-то выкрашенная снаружи в жуткий бирюзовый цвет. Там пахнет как в метро, я люблю такой запах. Было бы круто, если бы в Красноярске построили наземное метро.

Еще нравится улица Мичурина, станочная Чилим, начало Калинина и уютная Юности.

— Нужно ли современному художнику академическое образование?

Смотря какое и где. Хорошо, если дают необходимые знания и навыки. Другое дело, когда мастерством и авторитетом пытаются стереть индивидуальность художника взамен на безупречную технику. Такой расклад больше похож на сделку с дьяволом. По итогу останешься ни с чем. Техника — это инструмент, она не должна быть на первом месте.

— Что отличает сибирских художников?

Скажу за себя. Думаю, что я суперпровинциальный, и очень стремаюсь, хотя мог бы использовать это как козырь. Об этом я задумался, прочитав манифест Олега Пономарёва «VILLAGERART». Деятельность деревенского жителя в арт-среде.

1*1.5м акрил, холст «Adore life»

80*80см акрил «Чистота»

Валерия Тыняная @vlryn.art

— Я рисую, сколько помню себя. Определенное направление в творчестве появилось около четырех лет назад, когда я пропиталась тусовкой художников, куда попала случайно. Свой тогдашний стиль могу назвать «поп-нуар», сейчас он постоянно меняется, и я больше не рисую персонажей с золотыми нимбами, только копии на заказ.

В прошлом я была связана с христианской верой, и в картины вкладывала переосмысление своей религиозности. Пыталась найти высокое и божественное в простых людях и избавиться от бессмысленного деления на чёрное и белое. Для портретов я выбирала цепляющие образы, за которыми не надо далеко ходить. В основном это были художники, кураторы и прочие маргиналы.

2020 я год посвятила организаторской работе — веду сообщество «Пушка» и связанные с ней проекты.

— Какие места в Красноярске вас вдохновляют?

Музейный центр «Площадь Мира» — моё место силы как художника. Я побывала там впервые в 16 лет, и это была любовь с первого взгляда. И ещё лесок в кампусе Аграрного университета неподалеку от моего дома. Я хожу туда думать о жизни.

— Нужно ли современному художнику академическое образование?

Нет! Я не получила художественного образования, и своей деятельностью доказала, что это необязательно. Есть художники, которым академия мешает заниматься современным искусством, там учат мыслить в рамках.

— Что отличает сибирских художников?

У них свой контекст — на творчество влияет холод, близость тайги и поиск теплых человеческих связей. Сибирские художники независимы и не слишком амбициозны. У сибирских художников особая любовь к поп-ап выставкам (это те, которые внезапно открываются где угодно на 1 вечер).

Гравюра с изображением конфетного фантика «Мишка косолапый»

Стрит-арт на пересечении пр.Мира и ул. Диктатуры пролетариата

Александр Закиров @kipish_grad

— Творчеством я занимаюсь со старших классов школы, но чем-то более-менее адекватным — последние шесть лет. В основном рисую в ироническом концептуализме, но иногда и что-то просто для красоты. С «Пушкой» я связан с самого её зарождения, её придумали мои друзья — Ваня Санников и Оксана Будулак. Они сразу же позвали на первую «Пушку» своих знакомых художников, а незнакомые начали потом припочковываться потихоньку.

«Когда мишек поместили на обёртку, они покинули художественную сферу и попали в дизайнерскую. С помощью уорхоловского поп-арт приёма, я возвращаю мишек обратно в сферу искусства — вместе со странными ёлочками, еврейскими звёздочками и стихотворением Маяковского про Сберкнижку».

Проект «Кипиш-град» — это моё творчество на улицах Красноярска. Весь стрит-арт фотодокументируется, и после этого уже неважно, украдут его или нет. Хотя, конечно, когда какие-то объекты долго остаются на своих уличных местах, это очень приятно.

— Какие места в Красноярске вас вдохновляют?

Никакие места нигде меня не вдохновляют, меня вдохновляет изучение истории искусств и изучение работ других художников.

— Нужно ли современному художнику академическое образование?

Да, когда современный художник хочет рисовать реалистично. Академический навык рисования — это просто инструмент. Мне сейчас нужно отлить скульптурку из бронзы, но я не умею этого делать, мне придётся заказывать услуги литейщика. Зато я закончил (почти) художественный институт, и когда мне надо было нарисовать голого Павленского на Красной площади Красноярска, я смог это сделать. Хотя в моём институте такую картину не одобрили бы.

— Что отличает сибирских художников?

Не знаю, я не знаком с дальневосточными или махачкалинскими художниками. Могу сказать, чем они отличаются от столичных художников. Большей расслабленностью и пониженным уровнем мотивации. Директорка выставки «Немосква» недавно удивлялась, что ни у одного из сибирских участников этой выставки нет контракта ни с одной галереей. В Москве это обычная практика.

«Вид на скалу Такмак». Оргалит, масло 50*50 см

«Старые дома на Калинина». Дерево, масло, 48*50 см

Александр Романов @side_a8

— Я рисую с самого раннего детства, родители всегда поощряли это. Я даже в художественную школу ходил бесплатно — просто преподавателю нравилось моё рвение. Пил чай, рисовал и набирался опыта. Никаких «корочек» там я не получил, они были мне не нужны.

Я планирую заниматься живописью серьёзно. Свой стиль могу назвать «наивным искусством». Я пишу пейзажи — в Красноярском крае очень красивая природа. Меня это вдохновляет. Мне нравятся горы и тайга. Всегда буду писать наши пейзажи, таких красок нет нигде. Это нельзя передать словами, это нужно видеть. Некоторые не представляют, что такое сибирская тайга. Может, увидят мои картинки и всё-таки заметят красоту.

«Пушке» я очень благодарен — она помогла заявить о себе и раскрыть потенциал.

— Какие места в Красноярске вас вдохновляют?

В черте города мне нравятся пятиэтажки времен СССР. Часто хожу на остров Татышев, оттуда можно увидеть и Столбы, и реку. Столбы, конечно же, это самое удивительное, что у нас есть. Река Мана — сильное место.

— Нужно ли современному художнику академическое образование?

Если связывать жизнь с творческой профессией серьёзно, то нужно. Какие-то основы, навыки, академизм. А если человек хочет быть в творческом потоке и жить как художник, то он сам может научиться, главное — рвение. Неважно, рисовал ты до этого или нет. Всегда можно научиться.

— Что отличает сибирских художников?

Сибирь — это магическое место, где живут самые талантливые люди в мире. Магическим его делают леса и тайга. Эта суровость придаёт нам изюминку. Шик и блеск, можно даже так сказать (смеётся). На Юге более размеренно и спокойно всё.

«Великая Мать. Смерть». Для выставки vulva vulgaris. 

Женя Иль @zhenyail

— Кажется, я всю жизнь занимаюсь творчеством, просто разными видами. С визуальным контентом всегда работала, но были ещё музыка и кино. Последние четыре года занимаюсь керамикой.

Я никогда не скрывала, что меня больше притягивает мрачная эстетика, что-то пограничное, разрывы в реальности, цветы из ночного сада. Я называю своих персонажей чудовищами. Не думаю, что они злые. Они — отражение моей тёмной стороны.

С помощью чудовищ я могу выражать тёмную сторону и оставаться социализированной, могу справляться со страхами и агрессией. Они рычат и кричат там, где я не могу. И несмотря на то, что они могут показаться агрессивными и опасными, я люблю и принимаю их. Мои чудовища — это часть меня. Любить и понимать все свои проявления — это, наверное, основная духовная задача для меня сейчас.

— Какие места в Красноярске вас вдохновляют?

Те, что связаны с горами, лесом и рекой. Я люблю Красноярск за возможность забраться повыше и посмотреть на всё с высоты. Наверное, не смогу любить город, где нет перепадов ландшафта.

— Нужно ли современному художнику академическое образование?

Каждый сам для себя решает. Я не смогла окончить университет по идеологическим причинам, скажем так. Из лекций и подкастов в интернете я узнала намного больше, чем из университетского курса истории искусств. С другой стороны, в университете ты встречаешь важных людей — и друзей, и преподавателей. Для меня наличие образования у художника не является первичной ценностью. Но саморазвитие, пожалуй, является. Если не первичной, то одной из фундаментальных.

— Что отличает сибирских художников?

Все художники очень разные. Не могу сказать, что именно сибирских объединяет что-то помимо территории, на которой они работают. Но признаю, что взгляд более отстраненный и направленный на исследование. Мы пытаемся найти какую-то общность. Я слишком близко общаюсь с художниками для такого анализа, для меня каждый ценен своими яркими индивидуальными особенностями.

Поделиться
Поделиться
Поделиться