Ведущая Виктория Лазарева представляет книжный блог на сайте «Город Прима» и в эфире вечернего канала «Прима». Все подборки рекомендаций сохраняются в рубрике «Книги». Сегодня спецвыпуск — книги к особенной дате.
26 октября 2020 года — годовщина бракосочетания Виктора Петровича Астафьева и Марии Семёновны Корякиной-Астафьевой.
Пара слов об этом браке. Виктор Петрович привёз супругу с фронта. Сама Мария Семёновна из города Чусового, Пермского края. Познакомились они в 1945 году. На бракосочетании настояла Мария, поженились после восьми свиданий. Но брак был крепким. И взаимодополняемым. Мария Семёновна сразу поняла, с какого уровня писателем имеет дело. Стала секретарем Виктора Петровича и первым человеком, с кем он разделял своё творчество.
Однако Мария Семёновна тоже была неравнодушна к письму. Да, ей были приятны достижения мужа, ей не хотелось его «переплюнуть», но хотя бы достичь его высот. Именно книга Марии Семёновны стала поводом для серьёзной ссоры с супругом. Виктор Петрович даже запрещал ей публиковаться.
«Знаки жизни»
Мария Корякина-Астафьева
В 1994 году Мария Семёновна Корякина-Астафьева написала повесть «Знаки жизни». В ней всё от начала и до конца — автобиография писательницы. О том, как вдевятером жили они под маминым присмотром, пока их отец работал на железной дороге. Как ушла добровольцем на фронт. Как служила в украинском отделе цензуры — проверяла письма солдат, пишущих с фронта. Дело в том, что некоторые служивые то ли из неосторожности, то ли намеренно могли оставить в своих письмах, например, координаты расположения военной части — в обязанности Марии Семёновны как раз и входило подобную секретную информацию затирать. Описаны в книге также знакомство, неловкие ухаживания и последующая совместная жизнь с Виктором Петровичем. Мария Семёновна простым и лёгким слогом описывает сложные и тяжёлые времена военные, реабилитационные и, впоследствии уже, более счастливые.
«Весёлый солдат»
Виктор Астафьев
Спустя 4 года в 1998-м Виктор Петрович написал свою повесть о примерно тех же событиях. Название ей — «Весёлый солдат». Военные годы и чуть после. «Веселый» — здесь, скорее, сарказм. В книге много критики, но обоснованной.
И если произведение Марии Семёновны — это более мягкий подход, то Виктор Петрович в своём рубит правду. Прочесть обе этих повести — это как посмотреть один фильм, снятый сразу на две камеры, но разными режиссёрами.
Итог. Нельзя сказать, что именно благодаря умелому «секретарю» мы сейчас обязаны многому, что знаем о Викторе Петровиче. Поскольку они — супруги, то не было бы одного без другого. А потому спасибо обоим.
P.S.: кстати, в Литературном музее им. В.П. Астафьева (кто не в курсе — Ленина, 66) есть копии правок повести «Пастух и пастушка» — прямо от руки, грубо, прямолинейно. Ведь эта повесть редактировалась неоднократно (порой, из-за неуместных анекдотов и даже матов). Загляните, заодно оцените домашнее произведение искусства (здесь абсолютно никакой иронии) семьи Астафьевых.