В марте откроется выставка Родченко и Лагранжа

Наталья Сипетая рассказала, как Красноярск отбил проект у Ельцин-центра

В марте в Красноярске откроется огромная, на два этажа Музейного центра «Площадь Мира», выставка «Настроение эпохи. ХХ век глазами Родченко и Лагранжа». Большой выставочный проект везет в Красноярск культурный продюсер Наталья Сипетая.

Александр Родченко
Лиля Брик, 1924

© Предоставлено Фондом Стилл Арт

«Городу Прима» Наталья Сипетая рассказала, как отвоевала часть выставки у «Ельцин-центра» в Екатеринбурге и почему эту выставку как портрет XX века важно увидеть сегодняшним красноярцам.

— Как случилось, что в выставке объединены два мастера, работающих в разное время?

— Снимки Александра Родченко относятся к 20-30-м годам, творчество Лагранжа охватывает 60-90 годы. Это две разные выставки, которые мы решили объединить под общим названием — «Настроение эпохи». Потому что вместе они составляют описание целого века, документальные свидетельства и настроение эпохи.

Лагранж с детства увлекался фотографией. Придя учеником в фотохронику ТАСС, очень быстро стал штатным фотографом. Было такое время, когда надо было лавировать между идеологией и свободой. У Лагранжа это отлично получалось — атмосфера романтики, молодости и свободы есть в его репортажных кадрах.

Выставка включает культовые портреты Родченко: портреты Маяковского, Лили Брик, который был сделан для плаката Ленгиза, где она в платочке кричит. Я сделала свои оммажи портрета, буду публиковать в соцсетях.

Родченко был авангардным фотографом. У него же почти нет обычных кадров в понимании того времени. Все кадры или смонтированы, или это плакатные изображения, либо необычные для того времени родченковские ракурсы, которыми сейчас пользуются все фотографы. Это диагональные кадры, съемка снизу вверх, съемка сверху вниз — то, что мы сейчас делаем с помощью дронов — а придумал все это Родченко когда-то.

Выставка займет два этажа. На одном этаже Лангранж, на другом — Родченко. Вместе они — портрет эпохи, который, как мне кажется, должен увидеть каждый, чтобы понимать, как мы жили, и сравнить с тем, как мы живем.

Александр Родченко
Спортивный клуб «Динамо», 1935
© Предоставлено Фондом Стилл Арт

— Наталья, похвалите себя. Я же правильно понимаю, что если бы не ваша инициатива, выставка бы не прошла в Красноярске? Каким еще организациям надо сказать «спасибо»?

— Это магическая и странная история. Я уже давно не делала выставок и не хотела делать. Но откуда-то взялась мысль в декабре: «Родченко бы привезти». И уже в январе я получила предложение от Галереи Люмьер — своих давних партнеров. Они совместно с Фондом Still Art — правообладателями отпечатков Родченко — как раз организовали просветительский проект для регионов. Оказалось, что в Музейном центре есть возможность провести выставку в нужные даты. Получился классный совместный проект. Полностью благотворительный. Галерея Люмьер и Фонд Still Art представляют регионам эти выставки. Нам еще пришлось бороться за Лагранжа с «Ельцин-центром», который тоже хотел привезти проект. Музейный центр выступает партнером-площадкой. А я беру на себя все расходы, связанные с организацией выставки.

Как только я поняла, что есть возможность привезти Родченко, у меня в душе зайцы запрыгали. От того, что все так сложилось. Но сейчас всем приходится работать в напряженном ритме, чтобы успеть открыть выставку 4 марта.

Владимир Лагранж
Какие танцы без баяна? 1983 г.
© Предоставлено Галереей Люмьер

— Организаторы переживают сейчас: удастся ли раскачать аудиторию после локдаунов. Такое опасение, например, высказала Лера Березкина, мы поговорили об их премьере. Есть у вас такие опасения?

— Я не переживаю за людей. Московский опыт показал, что как только снялись ограничения, люди пошли в культуру, все истосковались. Я не знаю, как будет в регионе. Но театры же полные. И я думаю, что выставка слишком классная, чтобы ее не увидеть, тем более, что билет стоит всего 250 рублей. Плюс еще есть льготные билеты.

Владимир Лагранж
Юные балерины. 1962 г.
© Предоставлено Галереей Люмьер

— Чего ждать от открытия 4 марта?

— На открытии будет куратор из Галереи Люмьер. Следите за анонсами, будет лекция от куратора. А на следующий день мы будем передавать альбомы выставки в библиотеки. Я, например, планирую прийти в платье, которое мне сделали из пластика по мотивам графики Родченко, и это чистый авангард, в нем даже тяжело передвигаться.

Аудиогид с информацией о работах Владимира Лагранжа озвучил музыкант Андрей Макаревич. Аудиогид о Родченко озвучил актер Юрий Колокольников. Послушать их можно будет, сканируя QR-коды на выставке.

Выставка «Настроение эпохи. ХХ век глазами Родченко и Лагранжа» будет работать в Музейном центре «Площадь Мира» с 4 марта до 15 мая. Билеты удобно купить заранее на сайте.

Поделиться
Поделиться
Поделиться