«Прима» представляет специальный проект «Замечательный сосед» — про города, которые находятся не так далеко от Красноярска, с которыми принято сравнивать наш миллионник и куда чаще всего переезжают красноярцы. Михаил Ленивцев сделал большой отчет из командировки в Новосибирск.
Я люблю смотреть на чужой город глазами его жителя, а не туриста. Так интереснее: незамыленный глаз видит детали, которые определяют этот город. Видно, что сделано круто и чего не хватает у нас дома. Или наоборот, чего в Красноярске, к счастью, нет.
§1 ДОРОГИ
Очень. Много. Снега. Даже сейчас. По всем обочинам и тротуарам даже в центрейшем центре, лежат сугробы: в лучшем случае по пояс, но порой и трёхметровые. Мы про такое почти забыли.
«Зимняя, обычная история, — говорит мёрзнущая на остановке Светлана, — одна полоса всегда закрывается снегом, который не убирается».
У новосибирских чиновников просто такой подход: местами снег вычищают идеально, а где-то он лежит до весны. Дело не в особо снежных зимах, а в деньгах — нужно в 2,5 раза больше снегоуборочной техники, чем есть.
Внезапный плюс — в Новосибирске зимой дороги белые. Такие особенности местного подхода: реагентами, кажется, не пользуются. Поэтому зимой никакого грязного месива, только снег вперемешку с гранитной крошкой на дорогах и тротуарах. Похоже на опыт Северной Европы: там при небольшом минусе рассыпают соль вперемешку с щёлочью, в мороз — ту же каменную крошку.
§2 ПРОБКИ
По сухим цифрам, Новосибирск лучше для автомобилистов. Тут разветвленная инфраструктура, много дорог-дублёров и многоуровневых развязок. Да и вообще, это транспортный хаб всей Западной Сибири.
В реальности что-то пошло не так. Будними вечерами город насмерть встаёт в пробки. Особенно плохо тем, кто переезжает с берега на берег: мосты и все подъезды к ним забиты автомобилями. Мы, не понимая масштабов, хотели всего лишь поснимать аквапарк на закате: 4,5 километра ехали час и добрались ночью.
Мне вторят в TomTom, аналитической компании, где сделали рейтинг 400 самых «стоящих» городов мира. Если бы новосибирцы не стояли в пробках, то добирались бы до нужного места на 45% быстрее. Красноярска в рейтинге нет.
«Машин становится больше с каждым годом, а дороги-то не развиваются», — ругается Александр.
На самом деле, маленькая Новосибирская область в 2020 году потратила на дороги в полтора раза больше края: 25 против 15 миллиардов рублей. Просто здесь, похоже, особый подход и к строительству: огромная пробка на мосту — следствие ремонта развязки рядом с ним. Мол, хорошо будет, но потом. А пока мы вам на три года оставим полторы полосы.
Отдельный разговор — культура вождения. Если вы когда-нибудь видели, что творится на перекрёстках Индии или Филиппин, то вы узнаете их в Новосибирске. Иногда кажется, что сами водители радостно помогают пробкам, когда начисто забивают перекрёстки, а потом кое-как разъезжаются.
Очевидная причина — практически нет камер на полосу и стоп-линию, нет разметки-«вафельницы». Если рядом не стоит наряд ППС, можно выехать куда угодно, грозно сигналить и не получить штраф. Увидеть выделенную полосу для общественного транспорта — на удачу, как найти четырёхлистный клевер.
§3 ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ
Здесь нас мало что удивит — трамвай, троллейбус, пригородная электричка, автобусы и маршрутки. Традиционный набор большого города, и метро здесь тоже есть — самое восточное и единственное в Сибири (пока).
Размаха Москвы не ждите — всего две ветки и 13 станций. Плотность тоже не самая большая, от одной станции до другой можно топать по 2–3 километра. Самое главное, что одна линия проходит над Обью.
«Удобно из дома на левом берегу переехать на правый, в самый конец, буквально за 15 минут. Это же прекрасно», — замечает Яков. Пусть так, ведь переехать по самому длинному в мире метромосту — отдельное удовольствие.
Другое дело, что особо далеко не уедешь — левый, «спальный», берег за последний десяток лет разросся гораздо дальше конечной станции. Нужны новые, но денег на это нет — четырнадцатую станцию-таки достраивают, от ещё трёх запланированных отказались.
Я не удержался, перенёс этот вопрос на наши реалии и чуть-чуть посчитал. Смотрите, во сколько обойдётся красноярское метро и как можно развить транспортную систему города по цене одной станции.
И чего уж таить, обслуживать что метро, что прочий общественный транспорт тоже нужно. Справляются с этим так себе: до 80–90% новосибирских автобусов изношены, и это данные только по муниципальным маршрутам.
«Все троллейбусы в отвратительном состоянии. Есть хорошие автобусы, есть плохие. Троллейбусы, по крайней мере, точно отвратительные» — жалуется Светлана. Правда, у нас числа по износу не особо лучше — 75–80%.
Что творится у новосибирских частников, которые гоняют на непривычных для нас микроавтобусах-маршрутках — большой вопрос. А в общем автобусном парке из 1500 машин их не меньше половины.
Отдельная история — выделенки. Не знаю, почему их не любят в Новосибирске, может, Универсиады вовремя не случилось. Но факт — полос для общественного транспорта немного, и их особенно не уважают. Мы же помним, камер с фиксацией немного, поэтому водители могут и на трамвайных путях встать. На мостах выделенок нет вовсе, и автобусы смирно стоят в жутких пробках.
§4 ЖИЛЬЕ, АРХИТЕКТУРА, БЛАГОУСТРОЙСТВО
Общественный транспорт — кусочек инициативы «Устойчивое развитие городов», которую внедряет ООН. Чтобы города были лучше, современнее и бережливее, там же предлагают следить за историческими районами, осваивать загрязнённые участки, утилизировать мусор, следить за водоснабжением и давать городам бо́льшую автономию.
Нам как-то привычнее слышать «благоустройство», «городская среда» и «пожалуйста, снесите это». Снесите-не снесите, но Новосибирск — город, где строят очень много. Даже в самом центре, между историческими зданиями.
«Когда слишком много напихано многоэтажек, то как-то нехорошо», — делятся местные, — «хочется оставить места побольше для парков, скверов, чтобы было место пройтись».
За простором нужно ехать в новые районы, которые появляются на месте пустырей или вместо давно заброшенных промзон. Пойдём в районы комфорт-класса — и встретим красивые дома из хороших материалов, закрытые дворы, ландшафтный дизайн. Даже незаслуженно редкие у нас таблички, которые показывают крайние дома квартала. И трёхметровые кучи снега, которые здесь — верная примета зимы, похоже.
Ещё больше простора в недорогих районах, вроде «Матрёшек». В принципе, это тот же Пашенный — высокие дома с запоминающимся принтом, что-то похожее на дороги между ними и какая-никакая общественная инфраструктура: школа да детский сад.
По соседству открылся прямой портал в ад — район «Просторный». Понатыканные меж пустырей дома весёленьких цветов, где квадратный метр стоит 23 тысячи рублей — против 70 тысяч в среднем по городу. Район успел прославиться в интернете за широченные тепловые швы, заваренные шахты лифтов без самих лифтов и потихоньку разваливающиеся шестилетние дома.
Не забудем и про город в целом. Новосибирск — 46-й город России в рейтинге «Урбаники», института территориального планирования. Позиция сложилась по сорока факторам: от развития торговли и цены жилья до стоимости услуг и развитости транспорта. Для сравнения, Красноярск там на пятнадцатом месте.
«У нас есть абсолютно всё. На Красном проспекте дома 19 века, как в Петербурге каком-нибудь. Есть небоскрёбы, тут же пятиэтажка, тут же девятиэтажка-новостройка и тут же непонятный трёхэтажный дом, — перечисляет виды вокруг себя Яков, — «Есть всё. С одной стороны, это классно. Но лично мне хотелось бы побольше структуры». Отличное описание, и Новосибирск именно такой: перемешаны здания разных эпох, стилей и направлений.
Скорее всего, дело в особенностях развития. Новосибирск молодой, а рос очень быстро. Потому здесь совсем немного вековых деревянных особняков, зато за ними ухаживают и не дают разваливаться. С каменными зданиями серединка на половинку: бывшие торговые ряды превратили в красивый краеведческий музей, а через две улицы потихоньку разваливается башенка на доме 1940-х годов. Архитектура новейшего времени обычно вгоняет в уныние. Это или башни из цветного стекла, или обитый плиткой офис, напоминающий бочонок.
Куда быстрее города растёт его агломерация. Спрос на пригородное жильё за 2020-й год подскочил в 2,7 раза, подсчитали в агентстве N1. Можно списать это на последствия локдауна, но в Красноярске этот показатель вырос лишь в 1,7 раза.
«Всё относительно, но если есть возможность, люди выбираются жить за город. В центре большой трафик, много автомобилей. С экологией, думаю, так же, как в Красноярске», — замечает Елена Кемлер, которая успела пожить там и там.
§5 КРЕМАТОРИЙ
Не хмурьтесь, пожалуйста. Это, может, и невесёлое заведение, но очень полезное для города. Крематории экономят десятки гектаров земли и экологичнее традиционных захоронений. В Новосибирске таких заведений даже два, но нам интересен главный, первый частный в России, который работает с 2003 года.
Это крайне непривычное заведение. На большой территории разбили Парк памяти, где о смерти ничего не напоминает: деревья, тропинки, бетонные динозавры, живой верблюд и детская площадка. Между ними виднеются статуи монархических орлов, Христа и Будды. Где-то есть и языческие идолы, но они затерялись под сугробами.
Только вдали виднеется колумбарий. Тут есть небольшие семейные склепы, захоронения под деревьями, пустующий мемориал для военных и, наконец, большие и привычные многим стены колумбария.
Ещё здесь постоянно устраивают активности, которых меньше всего ждёшь от ритуального бизнеса. То организуют первую в стране онлайн-церемонию прощания, то лазерное шоу, а порой и киносеансы.
«Про меня писали, что я некрофил, что устраиваю концерты на костях усопших, — делится воспоминаниями Сергей Якушин, основатель крематория, — Конечно, я внутри переживал, но понимал, что выбрал путь, что людям это нужно».
Кремация — в первую очередь светские похороны, поэтому не существует какой-то догмы, всё индивидуально. Можно подобрать любой ритуал, пригласить живой оркестр или запустить прах в стратосферу, за пару тысяч долларов. Это всё дополнительные услуги, минимальный набор для кремации — 6050 рублей.
Под особенности 2020-го здесь тоже быстро подстроились. Для погибших от ковида особая процедура: работники в спецкостюмах по несколько раз обрабатывают тела и гробы. Прощание либо в онлайне, либо для самых близких.
«У них буквально пара минут, чтобы попрощаться: положить цветы на гроб, обойти вокруг него», — говорит Борис Якушин, директор крематория.
На территории Новосибирского крематория работает большой музей погребальной культуры. В трёх залах вся история мировой мортальной культуры: от ангара с катафальным транспортом до траурных одежд, надгробных плит и ритуальных предметов. Большая часть предметов — не оригиналы, а копии.
ТАК И ЧТО?
Мы попали в уникальное время. Сами знаете: улететь куда-нибудь не так просто, нужно учитывать кучу новых требований, ограничений и принять чудовищную неопределённость.
Понимаю, что путешествие очень часто равно пляжному отдыху у тёплой воды. Переубедить никого не смогу, но попрошу вас дать шанс внутреннему туризму. Зимой в Новосибирске делать практически нечего, если только вы не любите доставлять себе боль.
Но весна и лето — почему нет? Посмотрите на архитектуру, погуляйте по окрестностям, загляните в Академгородок и посмотрите на плоскую и непривычную Западную Сибирь.