Учебник безопасности для детей и родителей

60 правил от экспертов, которые могут спасти жизнь

Сайт «Город Прима» и компания «Россети Сибирь» представляют учебник безопасности. Это 60 правил от 11 экспертов: врачей, энергетиков, спасателей, полицейских, специалистов по выживанию в лесу и безопасности в интернете. Может показаться, что это очевидные вещи, но мы просим родителей использовать статью как чек-лист. Проверьте: точно ли дети знают, как вести себя в случае опасности. Трагедий с детьми последнее время слишком много.

ЭЛЕКТРИЧЕСТВО

ЕВГЕНИЙ НОР

заместитель главного инженера
красноярского филиала «Россети Сибирь»

Как отец и сотрудник энергокомпании, наш эксперт рекомендует не прятать от детей розетки и вилки, а как можно раньше объяснить им правила электробезопасности и научить пользоваться электроприборами. Чему учим в первую очередь?

1. Дома. Учите ребенка правильно включать и выключать приборы. Объясните, что из розетки прибор за провод не тянем. Сначала беремся за вилку, тянем ее из розетки, после отключаем от провода, например, планшет. С электричеством несовместима вода. Если руки мокрые — нельзя браться за работающие приборы, вставлять вилку в розетку и, тем более, пользоваться техникой, например, телефоном находясь в воде. Если мокрыми руками включать приборы, можно просто получить удар током. Упавший в ванну с человеком телефон на зарядке, убивает.

2. Научите не трогать оборванные провода. Никогда. Главное действие ребенка — не приближаться к такому проводу, будь он на земле или в воздухе. Нужно как можно дальше его обойти. Если прикоснешься — можешь получить удар током, а приблизившись, попасть под шаговое напряжение. Это когда ноги станут точками цепи тока, а это тоже удар. С чем сравнить удар током? Это в разы сильнее, чем бьет человек, так ударит машина. Только от удара током на теле еще и ожоги остаются. А если напряжение высокое и ток очень сильный, то человек может сгореть.

3. Расскажите ребенку как быть, если кого-то дома ударило током, а он рядом. Нельзя трогать человека за тело. Тоже получишь удар. Можно отдернуть его за сухую одежду или палкой скинуть провод, оттолкнуть стулом. Если есть возможность, самое безопасное и правильное — отключить автоматы. Покажите ребенку, где они у вас в доме.

4. На улице. Ребенок не должен приближаться или подниматься на строения или столбы, на которых есть наклейка черная молния на желтом или прозрачном фоне. Объясните, нельзя совсем. Это места, где опасно и всегда большой ток. Во дворах — это электроподстанции, электрощитовые, опоры. У нас на подстанциях есть датчики вскрытия, но помощь может не успеть.

5. Расскажите, что даже если открыта дверь, играть под линиями электропередач, подниматься на опоры и играть на подстанциях и прятаться там нельзя — это опасно для жизни. К некоторому оборудованию можно даже не прикасаться, но удар тока получить смертельный. А что делать, если открыта дверь? Сообщить взрослым. Набрать 112 или телефон диспетчера, который всегда есть на дверях.

Компания «Россети Сибирь» вообще ведет большую работу на опережение. Для детей в школах и детских садах проводятся интерактивные уроки электробезопасности. Ребятам в игровой форме рассказывают об опасности, которую таит в себе электрический ток: у него нет цвета, вкуса и запаха. На трансформаторных подстанциях всегда стоят антивандальные замки. Специалисты ежеквартально проводят осмотр своих объектов для предупреждения поломок, а в массовых местах — ежемесячно.

Читайте о проекте «Энергобезопасность» здесь.

Важнейшие правила есть в мультфильме.

БЕЗОПАСНОСТЬ НА ВОДЕ

КОНСТАНТИН ТРАПЕЗНИКОВ

начальник отдела безопасности людей на водных объектах (ОБВО)
ГУ МЧС России по Красноярскому краю

6. Расскажите ребенку, почему место для купания на пляжах обозначают буйками и почему за них заплывать нельзя. Буйки обозначают зону для купания и предостерегают от опасностей. Например, за буйками можно попасть под идущий катер или лодку. К слову расскажите, что в городе вообще нет разрешённых для купания мест и почему у воды стоят знаки с перечеркнутым пловцом.

7. Ребенок уже спросил вас: можно ли купаться во время грозы? Нет, вода везде, и на природе тоже, хороший проводник электрического тока. Голова плывущего человека возвышается над поверхностью воды и молния может ударить именно в нее. А это сразу смерть. Если молния ударит в воду, электрический разряд распространяется на расстояние до 150 метров.

8. Кто из детей не мечтает построить плот. А можно ли плавать на самодельных плотах? Объясните, что рисковать не стоит. Бревна, доски на самодельных плотах могут быть непрочно скреплены и разъехаться во время сплава. К тому же самодельный плот плохо управляем, и в случае опасности на нем невозможно маневрировать так, чтобы ее избежать.

9. Хорошо выбираем лодку, но объясняем детям, что на человеке должен быть надет спасательный жилет. В случае непредвиденной ситуации он удерживает человека в воде, что очень важно, ведь падение за борт может вызвать панику и страх.

10. А что же зимой, ходить по льду можно? Можно, в специально оборудованном месте — по ледовой переправе. Эти места обозначены информационными знаками. В Красноярске лед в основном на малых реках, а там переправ нет, есть мостики. Научите детей, что выходить на замерзшие заводи Енисея опасно для жизни. 

СОБАКИ, ПОВЕДЕНИЕ В ЛЕСУ

ГЕОРГИЙ ФЕДОРОВ

основатель курса по безопасности в городе и выживанию в лесу «Разведотряд»,
инструктор международных проектов

В городе важная проблема безопасности детей — бездомные собаки. Расскажите ребенку о базовых правилах защиты от животных.

11. Не корми и не играй с уличными собаками. Если хочется погладить собачку, найди ту, которая гуляет с хозяином и попроси у него разрешения.

12. Обходи стройки и заброшенные места, где мало людей. Собаки любят там жить и если они нападут, позвать на помощь будет некого.

13. Если собака лает на тебя, значит она думает — ты враг. Подойдёшь ближе — нападёт. Не убегай, особенно спиной. Отойди назад, откуда пришёл, и обойди это место вокруг.

14. Если собака бежит на тебя и лает, успевай поднять с земли камень или палку и замахнись на собаку, как будто хочешь кинуть. Вместе с этим крикни короткое резкое слово «фу», «вон», «брысь».

15. Если собака на тебя рычит, прыгает и нападает, не беги. Ей будет проще ударить тебя в спину. Прижмись спиной к стене, к столбу или к дереву и защищайся. Как щит используй рюкзак, мешок со сменкой или палку. Кричи и зови на помощь.

Бродячие собаки — это проблема городская, а что делать ребёнку, если он остался один в лесу? Тут нужно сначала ответить на вопрос: чего не учли родители, собираясь в лес с ребёнком? Подготовьтесь к экстренным ситуациям и проговорите с ребенком, как вести себя, если таки потерялся.

16. Взрослые знают, что тебе нужна помощь. Тебя ищут и найдут.

17. Стой на месте. Если уйдешь, можешь зайти дальше в лес и будет труднее тебя найти.

18. Если решил идти, оставляй знаки. Кусочки одежды на ветках, мелкие личные вещи, рисуй стрелки на земле или деревьях, чтобы взрослые поняли, куда ты идёшь. Если прячешься, оставь рядом какой-то заметный знак, например, рюкзак. Так взрослые его увидят и поймут, что ты рядом.

19. Кричи и слушай. Немного покричал — отдохни и прислушайся. Может быть, кто-то кричит в ответ.

20. Если стало страшно, обними дерево. Это поможет успокоиться.

Чтобы сделать жизнь ребёнка безопасной, а жизнь родителя спокойной, создан проект #РАЗВЕДОТРЯД. Там прививают культуру безопасности — это о том, как правильно оценивать ситуацию и вовремя включать защитные механизмы.

БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГЕ

АНТОН ГОСТЕВ

начальник отделения по пропаганде безопасности
дорожного движения ОГИБДД МУ МВД России «Красноярское»

21. Увы, наши дворы небезопасны для детей. Расскажите своему ребенку, что чаще всего под колеса попадают те, кто появляется на проезде неожиданно, из-за припаркованных машин. Объясняйте ребенку ежедневно правила поведения. А родителям от меня совет — работайте над инфраструктурой двора. Улучшайте ее. Лежачие полицейские и ограничители парковки — это в ваших силах.

22. Если ребенок — пешеход. Маленького возьмите за руку и пройдите самыми безопасными маршрутами от двери квартиры до точек назначения: магазин, школьный двор и т.д. Обсудите все ловушки по пути. Детям постарше напомните, как переходить по зебре без светофора. Часто дети переходят дорогу, не убедившись, что их видят и пропускают. Так же и со светофором, зеленый — еще не значит — иди. Сначала увидел, что машины остановились — потом пошел. По-прежнему рекомендую научить детей поднимать руку при переходе, так они визуально сравнимы со взрослыми и более заметны.

23. Средства индивидуальной активности — ролики, доски, самокаты. Делая такой подарок ребенку, подумайте, а безопасно ли это, обсудите, где и как он будет этим пользоваться. Так называемые СИМы по правилам — это категория «пешеход». То есть на проезжей части на них никого быть не должно. На тротуаре тоже нужно уметь себя вести, чтобы не травмировать себя и других. С малолетства учите детей быть в защите.

24. Электросамокаты и скутеры, моноколесо и т.д.. В младшем возрасте не рекомендуем приобретать их ребенку. Старшекласснику можно купить только технику мощностью 250 ватт. Но! Такую модель еще нужно поискать, чаще в продаже техника мощнее. Значит, из категории «пешеход» управляющий ею переходит в категорию А. На тротуар на таком самокате уже нельзя, а на дорогу по возрасту рано. Раз право управления отсутствует — административная ответственность. Не толкайте детей на нарушения сами.

25. Велосипед. Расскажите детям, что самая распространённая авария с велосипедом — на пешеходном переходе, когда ребенок не спустился с него, да еще и ускорился. Напомните ребятам, дорогу нужно переходить пешком. До 14 лет детям-велосипедистам ехать по дорогам запрещено. И купите ребенку шлем. Пока он еще маленький, привить эту норму ему будет проще.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ШКОЛЕ

Мы попросили учителя составить список советов для родителей, чему важно научить и себя, и ребенка, к каким моментам школьной жизни подготовиться заранее и какие привычки сформировать, чтобы чувствовать себя в школе безопаснее.

АНАСТАСИЯ КОВАЛЕВА

учитель математики

26. Школа — это лишь очередной этап в жизни. Взрослые, относитесь к ней без фанатизма. Но кое-что все же нужно освоить, чтобы ребенку быть в безопасности. Учим ребёнка бытовым навыкам: ухаживать за собой, аккуратно есть, быть опрятным, чтоб жить без насмешек. Доверяем: собирать свой портфель, заполнять дневник. Иногда лучше прийти с забытой домашкой, чем ребёнок запомнит, что за него все подумает мама.

27. Учим финансовой грамотности, надо объяснить, что ребенок может купить на 50 рублей, а что на 100. Карманные расходы — привычка планировать траты. Поговорите о чужих деньгах, о долгах, о вымогательстве.

28. Важно самому не сходить с ума из-за оценок, неуспехов ребёнка. Научите его принимать критику. Принимайте и сами критику учителя — это не клеймо. Часто дети на нее обижаются, даже в школу ходить не хотят. Озвучьте это чувство: обидно, а если учитель не хотел тебя обидеть, а хотел, чтобы ты исправился? Если критика конструктивна, предложите помощь: вместе переписать задание заново, выучить правило и т.п. Также помним, что ребёнок должен научиться коммуницировать с учителем сам: маме 6-классника, а то и 9-классника, не стоит выяснять, почему ее дитяти поставили «4», а не «5».

29. Научите стоять на своем. Пусть освоит фразы: «я считаю ваше замечание несправедливым» и отвечать, почему. Словесные же нападки учителя, оскорбления, жестко пресекайте сами. Вариант — разговор с учителем напрямую. Не получается — к классному руководителю. А дальше к директору.

30. Трудные ситуации. Например, туалет — по-прежнему страх и ужас из-за количества там старшеклассников, которые выбирают его как зону, свободную от учителей. Научите ребенка, что тут не грех обратиться к учителю. Дежурный идёт и разгоняет толпу. Хотя во многих школах для малышей выделены отдельные здания или отдельное крыло школы.

31. Учтите, что ребёнок должен полноценно обедать в школе, даже если после школы он сразу идёт домой. Следите, чтобы обязательно была физическая нагрузка: секция, гимнастика дома или — здравствуй, сколиоз.

32. Приглашайте одноклассников ребенка в гости: так вы будете близки с его окружением. И поможете избежать травли. Буллингу чаще всего подвергаются слабые морально дети. Необходимо развивать в своём ребёнке уверенность. Чтобы ребёнок знал, что вот здесь у него все получится, ходите на кружки. Он сможет сохранить уверенность, зато я умею петь, рисовать, играть в шахматы и т.п. Часто ябед игнорируют в классе, поэтому учим ребёнка, что сдавать своих одноклассников не всегда нужно (прогуляли урок, пусть учитель сам выясняет, кто был зачинщиком).

БУЛЛИНГ, ТРАВЛЯ

ИННА ДРАЧЕВА

клинический психолог, детский, семейный психолог, психотерапевт

Тут не существует такой рекомендации, чтобы усадить ребенка и сказать, вот если ты станешь жертвой травли, то делай так или, ай, не трави никого. Очень тонкая грань между пропагандой и профилактикой. Если у чада даже в голове этого нет, мы можем ему это привить. Тогда что делать, чтобы травли избежать?

33. Смотреть, как ведет себя ребенок, что он смотрит по тв и в интернете, и беседовать об этом. Не оставлять без внимания ситуации агрессии и проговаривать их. Тут 100 % работает правило — все, сказанное не ребенку, усваивается им лучше всего. Например, мы можем обсудить с мужем какую-то ситуацию агрессии кого-то незнакомого, а ребенок это услышит.

33. Обязательно беседовать с ребенком каждый день. В жизни у него всегда случаются ситуации, когда кто-то становится участником агрессии. Так или иначе, будет то, что он озвучит. И тут важно не сказать: «только попробуй так поступить, уши оборву». Закроется от вас и больше не расскажет. Важно правильно слушать ребенка, а не во время его рассказа продумывать ответ.

34. Ребенку всегда нужно объяснять юридические моменты, какие последствия могут быть в случае травли. Хорошо при нем обсуждать законы, усиление мер. Чтобы ребенок услышал информацию, но не заблокировался от нее.

35. Если вы узнали или заметили, что ребенок стал жертвой травли, сразу не нужно учить его, как поступать. Некоторые допускают ошибку и начинают: «Ой, ты что не мог… вот это, надо было так сказать, так сделать».

НЕ критикуем то, что ребенок уже совершил.

НЕ даем ребенку понять, что он беспомощен и не может какие-то элементарные вещи сообразить.

НЕ решаем конфликт за него, пытаемся помочь ему самому решить ситуацию

Выясняем максимум по всем фронтам. У ребенка: что делал и что чувствовал. У педагога: а правда ли есть проблема? А правда ли все серьезно?

36. Если травля есть, учим ребенка как себя вести с обидчиками.

  • Не смотреть под ноги. Всегда вперед, уверенный взгляд и расправленные плечи. Если боимся смотреть в глаза, смотрим вдаль, но не в пол. Взгляд в переносицу поможет выиграть время и немного ввести в заблуждение. Когда есть контакт глаз, мы можем стушеваться, а так человек теряет контроль над тобой.
  • Ни в коем случае не толкаем руки в карманы. Должна быть уверенная поза. Иначе мы посылаем сигнал, что мы уязвимы.
  • Не шути, если не уверен, что это примут, что это не разозлит. Шуткой можно спровоцировать еще большую агрессию.
  • Не груби. Грубость, как и шутка, усилит агрессию.
  • Обязательно поделиться с кем-то ситуацией, не держать в себе. Иначе уровень напряжения растет и становится страшнее.
  • Нельзя транслировать конфликт в соцсети. Это может привлечь лишнее внимание и спровоцирует дальше агрессию.
  • Не пытаться начинать дружбу с обидчиком. Не пытаться ему угодить. Так ты встаешь в позицию жертвы. Благосклонного отношения не будет, поверь. В случае физического насилия однозначно — поход к директору с разбором полетов.
  • Самое важное — спокойствие. Постарайтесь посмотреть на ситуацию с разных сторон. Ищите ответы, почему так происходит.
  • Не оставлять ребенка без психологической помощи.

БЕЗОПАСНОСТЬ В СЕТИ

ЕВГЕНИЯ ТЕРЕМОВА

педагог-психолог, консультант по детской безопасности школы «Стоп, угроза»

Когда дети сёрфят в сети, мы, взрослые, имеем три причины переживать: из-за сайтов с нежелательным, опасным или 18+ контентом, мошенников, угрозы жизни ребенка от незнакомцев. Поэтому наши действия делим на две части: объяснения и цензура.

37. Заводим на компьютере для ребенка отдельного пользователя и ставим туда Kaspersky Safe Kids. «Касперский» — умный, он автоматом подбирает настройки под возраст и собирает статистику. Еще варианты: услуга провайдера «Детский Интернет». Бесплатная программа «Интернет Цензор» — она блокирует сайты из вашего черного списка. В системе Windows функция «Родительский контроль» может регулировать использование компьютера детьми. То же самое возможно на мобильном телефоне.

38. Объясняем, что в сети есть друзья, а есть незнакомцы, и среди них много обманщиков, и от них нужно себя защитить. Поэтому вместе перенастраиваем и свой аккаунт (часто родители сами «сливают» информацию в сеть), и профиль ребенка на примере в ВКонтакте.

  • Подключаем подтверждение входа.
  • Прячем номер телефона в разделе редактирования контактов.
  • Закрываем профиль на вкладке «Приватность», чтоб страницу не видели посторонние.
  • В разделе «Кому в интернете видна моя страница» выбираем «Только пользователям ВК».
  • В пункте «Кто видит местоположение моих фото» выбираем «Только друзья» или «Только я».
  • Добавляем профили близких друзей и родственников в скрытые друзья.
  • В настройке «Кого видно в списке моих друзей и подписок» и в графе «Кто видит моих скрытых друзей» выбираем «Только я».

Под настройками приватности есть ссылка, как выглядит профиль со стороны. Любуемся.

39. Объясняем, что в сети люди часто прячутся под аватаркой другого. Вот ты два месяца жалуешься новому другу в ВК, что мама лютует, такая-сякая, а это — и есть мама, на аккаунте с мальчишеской фотографией. Это в лучшем случае. А если реальный преступник?

Как быть? Есть хитрый способ: неожиданно, без предупреждения предложить созвониться по видеосвязи прямо сейчас.

40. Все объяснения ребенку лучше давать в форме вопросов, корректируя ответы. Мозг лучше запоминает, когда сам нашел ответ.

Вот какие вопросы можно задать ребенку:

  • Что будет, если отправить кому-то фото документов, например, паспорта или банковской карты?
  • Что может случиться, если пошопиться, как взрослый, без мамы, в непроверенном магазине?
  • Что может случиться, если всем рассказать, семья едет отдыхать, оставляя дома лишь сторожевых хомячков?
  • Что будет, если использовать один пароль для всех аккаунтов? (расскажите про взломы страничек).
  • Какие фото и видео лучше не публиковать в интернете? Особенно этот пункт касается юных красоток.
  • Что может случиться, если откровенно отвечать на все вопросы виртуальных друзей?

41. Обязательно научите ребенка вежливому поведению в сети. А также тому, как вести себя, если грубят в сети ему. На самом деле, можно собрать скрины и обратиться в полицию. Есть такие статьи — 150, 151 ГПК РФ, 130, 119, 282 УК РФ — за угрозы и оскорбления. Важно: отписываясь в сети на грубость грубостью, можно самому случайно оказаться по ту сторону закона. За это могут быть и реальное преследование полиции и огромные штрафы родителям.

42. Объясните, что может произойти, если пойти на встречу с виртуальным другом без родителей. Здесь включаются базовые правила безопасности о том, что дети никуда не ходят с чужими людьми, и с чужими детьми без предварительной договоренности их родителей.

А вот ходить с детьми на тренинги про безопасность нужно, например, на курсы «Стоп, угроза!». Там скажут то, что сто раз говорила мама, но дети правила воспримут лучше. Так они устроены.

ОБЩЕНИЕ В ИНТЕРНЕТЕ, СОЦСЕТЯХ

СЕРГЕЙ АКСЮТЕНКО

специалист в сфере безопасности бизнеса, профайлер

Лет до 7-8 я бы вообще не давал свободный интернет детям. Примерно после 8 я бы вводил правила общения в интернете: не передаем свои данные в сеть, анализируем, кто пишет.

43. Научите ребенка, что в сети, как и в жизни, есть люди разные. И плохие могут использовать информацию против нас. Поэтому личные данные — никому (о настройках приватности мы уже писали, но есть ведь чатики). Скажите ребенку: давай будем осторожнее в переписке с незнакомыми людьми. Ведь отвечать могут мошенники, обманщики, бандиты. Мы же не рассказываем на улице незнакомцам свои личные данные. В сети то же самое. Насторожись, если кто-то с тобой знакомится в сети, и он слишком хороший. Сразу набивается в друзья, все время говорит: я тебя понимаю, мне тоже плохо. Втирается в доверие. Еще один звоночек — если все время что-то выспрашивают. Будь внимательнее. Если о человеке ничего не знаешь, выдавай ему минимум информации.

44. Кто может прятаться за милой аватаркой? Мошенники. Тут уж, как говорится, пусть возьмут лучше деньгами. Потому что таким образом происходит, например, вербовка в запрещенные организации, вовлечение в незаконную деятельность. Часто девочек вербуют психологи-женщины, но на аватарках — парни. Подростки 13-14 лет — уже зона риска. К ним ко всем подбирают ключи профессиональные психологи. Так могут действовать секты. В 10 лет знакомятся, до 13-15 лет его ведут. Все они работают методом постепенного вовлечения: «А сфотографируй свою школу, а двор, где ты живешь, а пришли фото дома, а своей комнаты». Собирается эта информация, и ребенок, делая определенное количество действий простых, постепенно вовлекается. Потом ему сложно отказаться от более жестких требований.

45. Я за контроль и прямой контакт с ребенком, куда он убегает, когда нет контакта? В сеть. Важно своевременно отреагировать, что поведение ребенка изменилось. Общайтесь с детьми, фиксируйте изменения, но не додумывайте за ребенка. Лучше спросить. Вместо: «Фу, как можно это слушать», — выслушать, а что тебе в этом нравится. Чем больше доверия между вами, тем меньше шансов потерять ребенка в сети.

ОГОНЬ, ПОЖАРЫ И ПИРОТЕХНИКА

ДМИТРИЙ КУДРЯВЦЕВ

руководитель технопарка «Лабиринт безопасности»,
член общественного совета агентства по ГО, ЧС и ПБ края

46. Как объяснить ребенку, как действовать, если он дома один и начался пожар? Нужно ли заливать огонь тазиками? Младших школьников уже приходится оставлять дома. Ребенок должен знать, как, и уметь быстро открывать входную дверь. Ведь его задача, если начался пожар, — быстро покинуть помещение.

Объясните, что нельзя прятаться, нужно выйти из квартиры и обязательно прикрыть дверь. Если горит возле двери, нужно выйти на балкон, закрыть за собой дверь и звать на помощь. В случае пожара нельзя прыгать в окна, нельзя самим спускаться по самодельным веревкам.

Не надо учить младшеклассника тушить пожар. Пользоваться огнетушителем, например. А вот как вызвать пожарную охрану, научите. Старший ребенок может потушить возгорание. Но есть риск, что он недооценит опасность. Старшим можно рассказать, как тушить огонь с помощью воды или земли из горшка. Рассказать, что тушить электроприборы можно, когда их обесточишь. Помните про автоматы?

47. Что рассказать ребенку о пиротехнике и обращении с ней? В принципе, дети пиротехникой не должны пользоваться. Это игрушка 18+. Тут ответственность продавцов, они не должны продавать ее детям. Ответственность взрослых — это объяснить опасность игр, а свою хранить в недоступном месте.

48. Как объяснить ребенку, что с ним может случиться, если друзья предложат собрать бутылку с зажигательной смесью? Сейчас, к сожалению, или к счастью, дети меньше проводят время на улицах, на стройках. Но тем не менее, в интернете, действительно, можно найти всякие советы, как изготовить так называемую «бомбочку». С детьми необходимо об этом говорить. В том же интернете показать последствия, и пусть это будут жесткие кадры. Важно рассказать, что это очень опасно и со стороны закона.

ЗДОРОВЬЕ, ОПАСНЫЕ ВЕЩЕСТВА

КРИСТИНА БАЛАШОВА

врач-педиатр, начальник штаба ВДМОД
«Волонтерская Рота Боевого Братства» по Красноярскому краю

49. Чтобы ребенку стало понятно, почему нельзя трогать или пробовать на вкус те или иные вещи, нужно подробно все объяснять. Если в розетку вставить металлические предметы — может ударить током. Если мама печёт вкусные булочки, а ты решил проверить самостоятельно их готовность и полез в духовку — может обжечь лицо, руки. В некоторых случаях дайте ребенку прожить ситуацию самостоятельно в облегченном виде и под вашим присмотром. Например, многие дети очень не любят теплую одежду. Однако если бы ребенок мог выйти в прихожую или на балкон на пару минут, он бы понял, что без верхней одежды может быть очень холодно.

50. В мире, где средство для мытья посуды с ароматом «персика» может пахнуть вкуснее, чем настоящий персик, велик соблазн попробовать на вкус. Объясняем: последствия могут быть слишком серьезными. Попробуешь что-то вроде «фейри», дело не ограничится мыльными пузырями изо рта, скорее, больница и множество уколов.

51. Храните медикаменты только в оригинальных упаковках, а также используйте дополнительные коробки, которые можно надежно закрыть. Никогда не переливайте лекарства, бытовые химикаты в пустые баночки от еды и напитков, поскольку это может сбить с толку детей. Убирайте всю бытовую химию, лекарственные и ядовитые вещества на самые верхние полки шкафа. Не мотивируйте ребенка принимать лекарства такими фразами: «Вкусная таблеточка, сладенький сиропчик, на вкус, как конфетка». Ребенок может захотеть угоститься вкусненьким лакомством в ваше отсутствие. Когда приходят гости, убедитесь, что малыши не могут подобраться к их сумкам, там также могут лежать лекарства.

52. Если вы проводите много времени на открытом воздухе, научите ребенка отслеживать переохлаждение. Делайте перерывы на погреться в помещении. Если уже проявляются симптомы, немедленно перемещаемся в тепло. Меняем мокрую одежду на сухую и теплую. Вы также можете прикладывать теплые компрессы или бутылки с теплой водой к подмышкам, животу и паху, но не слишком горячие. Измерьте температуру. Если градусник показывает число ниже 32 градусов, нужно срочно вызвать скорую.

ТРАВМЫ

СЕРГЕЙ ШАЛАЕВ

детский травматолог, остеопат

53. Летом не игнорируйте солнцезащитные кремы с хорошим индексом и учите этому детей. И обязательно панама, не пропускающие ультрафиолет очки. Мы рискуем получить солнечный и тепловой удар, а у предрасположенных могут начаться заболевания кожи и глаз. У нас в Сибири есть искушение дорваться до солнца, а на открытом солнце лучше не бывать.

54. Заведите обувь для купания, ее почти ни у кого нет, а последствия разные. Всякое может быть на дне. Особенно в новом месте, где пляж не подготовлен, острые камни, стекло, металлические предметы.

55. Экстремальные виды спорта должны быть доступны детям только под присмотром взрослых. Особо опасные, например, водные лыжи — вообще только после курсов с инструктором. Более простые, например, велосипед, подчиняются правилу: можно кататься, как угодно, но не где угодно. Зазубрите с ребенком его. И он сможет избежать многих травм: от ударов промежности до разрывов внутренних органов.

56. Если играли, и кто-то упал с высоты или получил другую травму и не может сам встать, его нельзя трогать и переворачивать. Научите детей, что даже если страшно, нужно вызвать спасателей. Нельзя убегать. Лучше получить нагоняй от взрослых, чем беспомощный друг погибнет.

НЕЗНАКОМЫЕ ЛЮДИ

ГЕОРГИЙ ФЕДОРОВ

основатель курса по безопасности в городе и выживанию в лесу «Разведотряд»,
инструктор международных проектов

Всевозможные эксперименты говорят, что 9 из 10 детей уходят со взрослыми, что их все равно обманывают, хотя родители всем говорят: «Не ходи». У родителей только один выход — бесконечно часто повторять правила поведения с незнакомцами.

57. Самое главное, что нужно донести до чада — хороший взрослый никогда не попросит помощи у ребёнка. Он может только попросить позвать других взрослых. И все. Важно объяснить ребенку, если чужой человек скажет: «Привет, меня зовут Коля», это не значит, что он теперь знакомый. Он может тебя обманывать. Если за тобой в подъезд идет незнакомец, пропусти его и не входи. Если он говорит «Заходи, заходи!» — отвечай: «Нет, спасибо, сейчас придет мой папа, я подожду.»

58. С чужими взрослыми можешь вообще не разговаривать и уйти, когда захочешь, даже если он что-то говорит. Не извиняйся и не проси прощения. Не бери у чужих людей никакие вещи, и не ешь их еду. Она может быть отправлена.

59. Если разговариваешь с незнакомцем, держись от него подальше. Примерно так, как если бы ты стоял у капота машины, а он у задней фары. Так ему будет трудно тебя схватить. Если тебя схватили, кричи: «Я вас не знаю, куда вы меня тащите, отпустите». На такой крик обязательно придут другие взрослые и помогут.

60. Всегда говори родителям, куда ты идёшь, для этого у тебя есть телефон и рот, используй их. Даже если идёшь в соседний двор, скажи родителям об этом.

Поделиться
Поделиться
Поделиться