30 советских фильмов для тех, кто родился после 1991 года

Поколение миллениалов открывает для себя классику русского кино

Опытным путём редакция сайта «Город Прима» пришла к выводу, что многие люди, рождённые после 1991 года знают наизусть киновселенную «Марвел» или все части «Гарри Поттера», но никогда не видели классику советского кино. Конечно, есть обязательный предновогодний список «Фильмы под оливье» (от «Иронии судьбы» до «Кавказской пленницы»), но действительно достойные ленты вне этих комедий остаются для миллениалов белым шумом.

Поэтому авторы сайта «Город Прима» (важный момент, взяли всех, кто в 1991 году уже достаточно соображал, как ни странно, получилась чисто мужская подборка) составили субъективные списки русских фильмов до 1991 года выхода, которые, на их взгляд, достойны внимания молодых людей.

Если вы рождены до 1991 года, то данная подборка может вдохновить вас в минуту отчаянья «Блин, ну что же ещё посмотреть сегодня вечером». Куда смогли, вставили вам прям из ютуба фильм целиком.

ИЛЬЯ СУРАЕВ, БЛОГЕР, ТЕЛЕПРОДЮСЕР

Курьер (1986)

Молодой человек Иван после школы устраивается курьером в журнал «Вопросы познания». Работать не очень хочется, а общаться с дочкой профессора Кузнецова – очень.

Светлая трагикомедия чтобы снова почувствовать себя подростком-максималистом, чтобы грустно убедиться в мысли, что «взрослые были правы» и внутренне с этим поспорить.

Отдельно рекомендую сцену, в которой героиня Инны Чуриковой исполняет хит «Землян» «Трава у дома».

Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён (1964)

Помните, как началась мода на раскрашивание черно-белого кино? Вот это единственный фильм, который заиграл бы цветами в силу тематики и жанра.

Советский пионерский лагерь. Директор лагеря выгоняет со смены за проступок школьника Костю Иночкина. Далее очень смешная сцена похорон бабушки (Да, в детской советской комедии). А ещё голые прыжки в крапиву, погоня за поросёнком и несколько золотых фраз, типа «А что это вы тут делаете?».

10 негритят (1987)

Детектив в 2-х сериях по роману Агаты Кристи с неполиткорректным (для сегодняшних реалий) названием и звёздным актёрским составом.

10 человек приезжают на остров и остаются отрезаны от мира из-за бури. Далее по одному герои гибнут. Существует немного схем построения детективного сюжета. Этот приводится как классический пример одной из них.

Вам понравится, если вы только что посмотрели «Достать ножи» или «Убийство восточном экспрессе».

Доживём до понедельника (1968)

Школьная драма, которая начинается со строчки в сочинении «Счастье — это когда тебя понимают!». Конфликты между учителями и учениками, первая любовь и прекрасный саундтрек.

Прошло 50 лет, но понимаешь, что типажи в школах остались примерно те же самые.

Родня (1981)

Женщина из деревни едет в большой город, чтобы навестить любимых дочку и внучку (которую неожиданно играет Фёдор Стуков). Фильм про любовь детей / родителей и супругов в разводе. Оцените актёрские работы гениальных Нонны Мордюковой и Юрия Богатырёва.

Москва слезам не верит (1979)

Великий фильм про трёх девушек из общежития, которые пытаются покорить Москву разными способами. Картина описывает несколько десятилетий советской жизни, но кажется, что это наши дни с актуальными темами феминизма, буллинга и абьюза.

В 1981 году получил «Оскара», как «Лучший фильм на иностранном языке».

Осенний марафон (1980)

Ленинград. Главный герой Бузыкин пытается совместить жену, любовницу, карьеру, выпивку с друзьями и утренние пробежки. Фильм и мотивацию героев очень любят разбирать у себя на youtube-каналах психологи. Я тоже советую смотреть ленту со своей половинкой и вслух обсуждать решения всех героев.

У поклонников «Марафона» при прочтении названия в голове начинает играть заглавная мелодия к фильму.

ДЕНИС ИКОННИКОВ,

АВТОР ПРОГРАММ О КИНО И МУЗЫКЕ

НА РАДИО «КРАСНОЯРСК ГЛАВНЫЙ»

Невероятные приключения итальянцев в России (1973)

Совместный проект — комедийный и постановочный талант Эльдара Рязанова плюс трезвая коммерческая чуйка Дино Де Лаурентиса. Хотя Лаурентис, конечно, лоханулся. Итальянцы в фильме были на тот момент далеко не последними артистами у себя на родине, это да. Но если бы продюсер не пожабился и выкатил денег на более знаменитых в мире (и дорогих, да) актёров, этот фильм стал бы хитом повсюду. Возможности у него были крайне широкие, но вышло, как вышло. Хотя нам-то что? У нас этот фильм только в год выхода посмотрело 50 миллионов человек, а за почти пятьдесят последующих лет ещё фиг знает сколько триллионов.

Судьба человека (1959)

В прошлом году у меня была огромная радость — родился сын. И впрямую связанная с этой радостью печаль — теперь я уже не могу смотреть фильм «Судьба человека». В определённый момент просто слетаю с катушек и начинаю натурально рыдать. Хоть нифига и не эмо, вроде. Хоть и знаю, что конец будет хорошим. Но вот так уж, ничего не могу с собой поделать.

В поисках капитана Гранта (1986)

Верна экранизировать не проще, чем Дюма. Как кто ни возьмётся, получается какая-то ерунда и отсебятина. В фильме Говорухина отсебятина тоже присутствует, но там она высшего класса и только на пользу сюжету. В восьмидесятых вряд ли что с такой силой манило миллионы советских детей увидеть созвездия над далёкими морями, как этот фильм. 

В зоне особого внимания (1977)

Фильм о том, что воздушно-десантные войска — это не про купание в фонтанах. Это про честь, мужество, выдержку и профессионализм. Это экшен с невероятно острым сюжетом про военные учения в мирное время. Боевик, в котором не было сделано ни одного выстрела, и от которого, тем не менее, не оторваться. После выхода фильма конкурс в Рязанское училище ВДВ превысил конкурс в ГИТИС. Вот она, великая сила искусства.

Чапаев (1934)

Как там говорил Леонид Парфёнов в программе «Намедни»? Что-то типа «без этого нас трудно представить и совсем уж невозможно понять», если я верно помню. Вот без фильма «Чапаев» невозможно ни представить, ни понять поколений, совершивших беспрецедентные в мировой истории дела. Построивших на месте пылающих руин мощную индустриальную державу, победивших в самой страшной войне самую сильную армию мира. Совет из личного опыта — когда надоест смотреть «Чапаева» в оригинале, попробуйте сделать это под разные, произвольно выбранные саундтреки. Под Prodigy или Cannibal Corpse, да хоть под Иманбека. Гарантирую массу свежих впечатлений.

Кин-Дза-Дза! (1986)

За годы, прошедшие с выхода фильма, дела с цветовой дифференциацией штанов у нас стремительно налаживаются, выходят на мировой уровень и даже дальше. При этом меня поражает, что до сих пор есть люди, упорно считающие фильм Данелии сатирой на советское общество. Три раза «ха». То есть «ку», конечно. А ты, пацак, цак надень и в пепелаце сиди.

А зори здесь тихие (1972)

У войны не женское лицо? Да, так точно. Но она, сволочь, иногда не смотрит на лица. И тогда хрупкие девушки, предназначенный жизнью и судьбой совсем для другого, оказываются в центре кровавого ада. И доказывают, что страну, у которой есть такие дочери, реально не победить никому и никогда.

Белое солнце пустыни (1970)

Фильм, который советские космонавты по традиции смотрели перед каждым стартом. А теперь смотрят российские. А не Венере, если вы вдруг не знаете, есть кратеры Зарина, Джамиля, Гюзель, Саида, Хафиза, Зухра, Лейла, Зульфия и Гюльчатай. Гюльчатааай!!! Где Гюльчатай? И, конечно, Катя. Душа моя рвётся к вам, ненаглядная Катерина Матвеевна, как журавль в небо.

Броненосец «Потёмкин» (1925)

Классика, из которой, без преувеличения, вырос весь современный кинематограф. В не меньшей мере, чем он вырос из фильма «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота». Блокбастер своего времени, который процитировали уже миллион раз, и конца-края не видно.

Иди и смотри (1985)

Страшный фильм. Его почти невозможно смотреть, и уж совсем невозможно пересматривать, увидев однажды. Но хотя бы раз сделать это необходимо. Чтобы голова встала на место.

Тот самый Мюнхгаузен (1979)

Смотреть нужно все фильмы Марка Захарова (кроме, может быть, «Двенадцати стульев», это на любителя), но «Мюнхгаузен», на мой взгляд — самый лучший из них. В нём же можно увидеть лучшую экранную работу Олега Янковского, потрясающе воплотившего образ самого честного человека на свете.

Шерлок Холмс и доктор Ватсон (1979)

И, собственно говоря, все продолжения этой картины. Королева Елизавета ордена Британской империи кому попало не раздаёт, и то, что такой орден есть у Василия Ливанова, говорит о многом. Простите, мистер Ричи, но наш Холмс — однозначно лучший в мире. Ватсон, разумеется, тоже.

Три тополя на Плющихе (1967)

Женский фильм? Ну, возможно. Отчасти. Но в моё мужское сердце всегда заходил, как нож. До того пронзительно сделан. Одна только сцена в такси под дождём стоит десятков других фильмов, вместе взятых. Молчу уж про ту самую песню. «Опустела без тебя Земля…»

Человек с бульвара Капуцинов (1987)

Последняя (и, возможно, лучшая) кинороль Андрея Миронова. Искреннее и горячее признание в любви к искусству кино, как оно есть, деликатно поданное под видом весёлой комедии. Не без трагических ноток, конечно.

Они сражались за Родину (1975)

Что можно сказать об этом фильме? Какие могут быть слова, когда ты, превратившись в комок нервов, сидишь в наскоро выкопанном окопе где-то в Сталинградских степях, а на тебя надвигается всесокрушающая военная машина, перемоловшая половину мира? Когда смотришь фильм Бондарчука, не получается оставаться с этой стороны экрана. Главное — этот фильм сделан людьми, которые действительно были там и действительно всё это видели. Рекомендовал бы страдальцам по баварскому, если бы не знал, что это бесполезно.

СЕРГЕЙ ПАРФЕНЧУК,

ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР РАДИО

«КРАСНОЯРСК ГЛАВНЫЙ»

День Гнева (1985)

Сюжет фильма прост: журналист приезжает в деревушку, расположенную в заповедной зоне, чтобы разобраться с происходящими там странностями, а странностей более чем. Дело в том, что в этом заповеднике, некий учёный проводил эксперименты, в результате которых люди перестали быть людьми в общечеловеческом представлении. Это фантастический фильм ужасов. Тут нет «БУ-эффектов», но атмосфера фильма и музыкальное сопровождение заставляют ёжиться.

Вертикаль (1967)

Режиссёрский дебют Станислава Говорухина, позволяющий опровергнуть поговорку про «первый блин». Это фильм о горах и о людях которые решили «покорить» эти горы. Это фильм о дружбе, ответственности и свободе. А ещё это напоминание о цене этой свободы. Ну а песни Владимира Высоцкого звучащие в этом фильме максимально дополняют картинку на экране.

Остров сокровищ (анимация) (1988)

Людям, взращенным на творениях Disney и Pixar и в голову не приходит что кроме диснеепиксаровской, существовала советская школа мультипликации, а жаль. «Остров сокровищ» — это не просто очередная интерпретация книги Роберта Льюиса Стивенсона. Это поучительная история, с большим количеством юмора и крайне интересным музыкальным сопровождением. 

Республика ШКИД (1966)

Пожалуй, самое страшное — дети, выросшие на улице и таких в молодой советской республике было 4,5 миллионов. Кроме мест лишения свободы, за беспризорников взялись и школы-комунны. Как и какими средствами можно вернуть тех кто вкусил «свободы каменных джунглей» — именно на этот вопрос отвечает «Республика ШКИД». Сам фильм был снят по биографической повести 1926 года.

Россия молодая (1981-1982)

По нынешним меркам — полноценный сериал, состоящий из девяти эпизодов. В центре внимания молодой царь Пётр, русский север, попытки шведов закрепиться там всеми правдами и неправдами и становление молодого русского флота. История строится вокруг людей. Прекрасный актёрский состав, потрясающие виды и никаких рисованных пейзажей.

Чокнутые (1991)

Вольная фантазия на тему строительства первой железной дороги в России, соединившей Петербург и Царское Село. Наталья Гундарева, Николай Караченцев, Михаил Боярский, Леонид Ярмольник и ещё много-много прекрасных актёров, даже в эпизодах. Прекрасные костюмы, хороший юмор, основание задуматься, всё как умеет Алла Сурикова — пожалуй, это одна из последних комедий Советского Союза.

Веcёлые ребята (1934)

Любовный треугольник (Елена — певица, Анюта — домработница и Костя — пастух) богато приправленный юмором и музыкой — это нетленка!  Первая советская музыкальная комедия снятая Григорием Александровым по сценарию Николая Эрдмана на музыку Исаака Дунаевского. Леонид Утёсов и Любовь Орлова — исполнители главных ролей. Это классика, а классикой нужно интересоваться.

В бой идут одни «старики» (1973)

«Поющая» эскадрилья под командованием капитана Титоренко ведёт упорные бои за Днепр. До конца войны ещё 2 долгих года. «Кто сказал, что надо бросить песни на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне». В этом фильме, не смотря на кажущуюся простоту, Леонид Быков рассказал и сделал очень и очень много.  Для меня — это один из самых пронзительных фильмов о войне. И да, не смотрите «покрашенную версию», смотрите ЧБ.

Поделиться
Поделиться
Поделиться