Учебник психологической безопасности к 1 сентября

Психологи разъяснили, что кроется за токсичными фразами родителей, одноклассников и учителей

«Город Прима» и сервис «Лицей» от «Ростелекома» разработали учебник психологической безопасности к началу учебного года. Это материал для родителей, которые хотят понять, что мешает или помогает школьнику учиться. Мы, взрослые, сами же помним, как это было: учитель в классе, сам того не осознавая, бросается на ребенка с токсичными фразами, одноклассники и родители давят и оценивают — стресс. А еще в моде, ужасаются психологи, выгораживать своего ребенка перед всеми, не позволяя ему научиться защищаться самому.

В этом материале мы попытаемся понять, чем опасны психологические травмы, отбивают ли они желание учиться, во что они могут вылиться. И самое главное — есть ли решение? Какие условия можно создать для школьника, чтобы в этом году учиться было легче. И какие фразы психологи не рекомендуют говорить детям?

«Я вышла из школы не с красным дипломом вопреки желаниям учителя по алгебре, а с убеждениями, что мне с моими навыками ничего не светит кроме работы мастером по маникюру.

Сейчас мне 36 и я всё еще разгребаю с психологом последствия своего детства. И в этом году моя первая и единственная дочь пойдет в первый класс, а у меня к горлу подкатывает огромный ком из страха, что ей тоже придется через всё это пройти».


Светлана анонимно делится с нами переживаниями, а мы показали психологу три страха из ее детства и попросили прокомментировать, как они могут навредить неокрепшему уму.

Нужно как можно меньше что-то от ребенка ждать. Надо убрать фразы: «Ты неблагодарный», «Мы для тебя как лучше хотели, а ты». Это обернется страхом, неуверенностью в себе. И не только в учебной ситуации.

Может дойти до агрессии у темпераментных детей, до тяжелых комплексов и психических расстройств. Не вешайте ярлыки на ребенка, не сравнивайте его с другими детьми, ребенка можно сравнивать только с самим собой.

Если вы узнаете от ребенка, что учитель так сказала, не выясняйте ситуацию при ребенке. Не охайте, не ахайте, не бегите ругаться. У наших детей нет стрессоустойчивости. На них чуть не так посмотрел, что-то не так сказал — и всё, они у нас растаяли. Это ужасно!

Родители настолько стали бросаться на амбразуру, не разобравшись, что дети стали манипуляторами. И теперь все вокруг виноваты, один ребенок хороший. У нас из крайности в крайность: то слепо орали на ребенка при учителе и везде, то теперь у нас тотальная психологизация.

«Ненавидела, когда меня с кем-то сравнивают. Мои учителя были такими древними, что учили еще моего папу, а потом и сестру. И вот, я, получается, из них троих самое слабое звено.

Недавно подумалось: а что, если у меня и на работе так всё неудачно и бесперспективно, что я смирилась с участью неудачницы? Блин…»


Алёна честно признается психологу и показывает свои детские убеждения.

Как слышит эту фразу ребёнок: «Я тебя сравниваю с тем, кого я считаю лучше тебя, кого я ценю больше тебя, ты какой-то не такой, не оправдал мои ожидания».

Какой посыл мы слышим от родителя: «С твоей сестрой было легче, я не напрягался и мне не надо было думать, что может быть по-другому. Ты вывел меня из зоны комфорта. А теперь я не знаю, что мне делать, потому что этих знаний у меня нет и мне надо этому учиться. А ещё мои прежние способы воспитания не действуют».

Такая фраза формирует самооценку ребёнка. Наша задача научить себя и ребёнка сравнивать себя с собой прежним, только так мы сформируем здоровую личность.

Как эту фразу слышит ребёнок: «Ты не интересен никому просто так, в дружбе ты должен постоянно отдавать, а твои друзья будут брать, а ты тоже должен брать у них. Дружба выглядит именно так, если тебе нечего отдать — ты будешь один».⠀

Здесь у ребёнка идёт мощная закладка — отношения = потребление. Если родителям удастся это семя взрастить — человек, скорее всего, будет одинок.

Как это слышит ребёнок: «Я заранее нарекаю тебя неудачником, не вздумай даже пробовать, у тебя нет шансов, а мы будем во время твоего провала смотреть на тебя».

Посыл от родителей: «Мой страх такой сильный, что ты потерпишь крах, и его так много, что я хочу, чтобы ты тоже боялся, давай боятся вместе. От слабых не требуют многого».

Посыл от учителя: «Зачем мне верить в тебя? Это бесполезное занятие. Вселять страх гораздо легче, чем мотивировать на успех».

«Парни меня поймут — чтобы быть крутым в школе, лучше плохо учиться, курить за гаражами и целоваться с одной из выскочек твоего класса. Я почему-то думал, что быть крутым — часть обязательной программы. Сейчас у меня сын и я ему такого не желаю. И я к этому пришел только благодаря тому, что жена последние лет 5 как будто случайно оставляет в моей машине книги про воспитание детей. Я водитель — время почитать у меня всегда есть».


Сергей и его школьные воспоминания комментирует практикующий психолог.

В этой фразе родители и учителя демонстрируют свое отношение, свои тревоги. По поводу оценок ребенку лучше давать конструктивную, полезную обратную связь. Чтобы он почувствовал новую силу и у него всё-всё получилось. Плохие оценки, которые не нравятся родителям и учителям, говорят нам о том, что у ученика что-то не получается. Когда мы начинаем пугаться и пугать наших детей перспективами, что у них ничего не получится, мы делаем свой вредный деструктивный вклад в идентичность и самооценку ребенка. 

У сверстников по отношению друг к другу такое бывает. Хотя и в любых других отношениях такие манипулятивные интеракции тоже могут быть. Важно учиться противостоять таким манипуляциям. Пойти на обстоятельства, что от меня кто-то откажется, что про меня какая-то информация кому-то не понравится. Не на страх опираться, а на выбор — с кем я пойду, с кем не пойду.

Скорей всего, родители в этот момент испытывают тревогу. Ребенок для них это не просто человек, которого они в мир привели, за счет него они улучшают и свой имидж, и качество своего статуса. Многие свои дефициты проявляют в жизни ребенка, не отличают желания ребенка от собственных. В таком вопросе прослеживается установка от родителей «что-то иметь», что-то из себя представлять. Так ли ценно всем нравиться? И производить впечатление? Но вот такие сейчас тренды, не про здоровую и цельную жизнь. 

Тема психологической безопасности подростков только раскачивается. Фразы, которые можно и нельзя говорить подросткам и которые влияют на качество обучения, уйдут так же не скоро, как знакомое всем «а голову ты дома не забыл». Как помочь ученику прямо сейчас? Дать возможность искать знания не только в школе. Подкрепить полученное на уроках можно дополнительными знаниями.

И с нами согласны наши большие друзья «Ростелеком», которые создают сервис с дополнительными уроками, где на детей не давят одноклассники и преподаватели, где можно заниматься в своем ритме, а плохая оценка не ставит на будущем крест.

Сервис «Лицей» от компании «Ростелеком» стремительно ворвался в онлайн-обучение и во время локдауна завоевал сердца измотанных домашкой родителей. Они увидели решение проблем, осознав, что по цене чашки кофе ребенок может интересно учиться целый месяц. Расскажем, какие мы видим плюсы и минусы в таком образовании.

+ Уроки короткие — 8-15 минут;

+ Уроки игровые: показывают картинки, инфографики, видео;

+ За ошибки не наказывают, а понятно объясняют правила другими словами;

+ Не надо подключаться в 8 утра — можно это делать в удобное время;

+ Школьная форма не требуется;

+ Подготовка к ЕГЭ без трат на репетиторов;

+ Знаниями делятся лучшие педагоги страны;

+ Отдельный курс по английскому.

Нет живого общения со сверстниками, поэтому ЛИЦЕЙ идеален как дополнительный инструмент;

Ребенок не научится самопрезентации у доски;

Не можешь что-то сделать руками на уроке химии или физики;

Нет жесткой дисциплины;

Физрук не может заставить тебя прыгать через козла (хотя подождите, это же плюс?)

Дополнительное онлайн-образование не заменит школу, но здорово может усилить ее понятными знаниями. Плюс у нас в стране здорово развивается домашнее образование. 

Подробнее о сервисе «Лицей» в формате «Вопрос-ответ»:

Какие предметы входят в подписку?

Для учеников младшей школы — 4 основных предмета, английский язык и развивающие занятия с захватывающими экспериментами и обучающими мультиками. Для детей постарше — все главные предметы, английский и развивающие курсы.

Что такое «Развивающие курсы»? Обязательно ли их покупать?

Они входят в подписку всех учеников. Курсы зависят от возраста и интересов ребенка. Например, первокласснику будут интересны эксперименты дома, пятикласснику — робототехника и виртуальная реальность, а детям 10 класса — маркетинг и блокчейн.

Сколько стоит месяц подписки?

Сейчас подписка стоит всего 199 рублей в месяц. Как мы все понимаем — это гораздо дешевле репетиторов.

Могу ли я отключить подписку?

Если вы не уверены, что сервис вам подойдет — попробуйте тестовую версию подписки бесплатно — чтобы определиться, хотите вы учиться или нет. В случае, если у вас уже есть подписка и обстоятельства вынуждают вас прекратить обучение — конечно, вы можете от нее отказаться.

Где почитать подробнее о сервисе «Лицей»?

Советуем перейти на сайт «Лицея» и изучить все вкладки. Там все так просто, что разберется даже ребенок! Оставляем ссылку, чтобы не потерялась.

Поделиться
Поделиться
Поделиться