Студенты вспоминают дистант: это и грустно, и смешно

Истории о дистанционном обучении из Красноярска, Томска и Новосибирска

Некоторые ВУЗы России снова переходят на дистант. Это при том, что почти весь 2020 год студенты проучились из дома, так сдавали зачеты и экзамены.  «Город Прима» поговорил со студентами Красноярска, Томска и Новосибирска, чтобы узнать, как на самом деле проходили занятия, получалось ли халтурить и повлиял ли дистант на качество образования.

Казусы онлайн-образования милые. Мысли и выводы местами грустные. Имена, чтоб у ребят не было проблем, изменены.

Photo by Compare Fibre on Unsplash

Екатерина

менеджмент социально-культурной деятельности, СФУ

Дистанционный формат очень снизил уровень образования, так как расслабляются и студенты, и преподаватели. Многие заходят на пару в Zoom только отметиться. Дальше можно заниматься своими делами, так как очень мало преподавателей просят включать камеры студентов, потому что это часто влияет на качество связи. По предметам, где лекции вообще не проводились, знаний минимум.

В целом, при правильной организации работы, которой некоторым преподавателям удалось добиться, обучение дистанционно может быть успешным для нашей профессии, так как мы в гуманитарном институте, у нас преобладает теория, нет никаких чертежей и лабораторных. Первая сессия после карантина у нас была дистанционно полностью, хотя до последнего нас и пугали, что мы будем очно сдавать что-то. У нас даже практика была дистанционно, просто дали большое задание на кафедре, и мы его делали вместо практики. Бывало, что параллельно занимаешься своими делами во время пар. Почему бы, пока слушаешь лекцию, не приготовить поесть? Все равно ведь слушаешь. На самом деле, даже преподы некоторые рассказывали материал и параллельно занимались своими делами, например, суп варили . Ну вообще частенько казусы какие-то были во время занятий. Один раз было забавно, когда во время лекции у преподавательницы маленький ребёнок начал очень громко и смешно требовать бананы.

Но в основном со стороны университета все серьезно подходили к лекции, а студенты наоборот — не очень. В плане лекций больше халявы, на сессии тоже, а вот во время семестра заданий по всем предметам куча. Все привыкли к такому формату обучения, сложно сейчас ходить на все пары. На 4 курсе уже у многих работа, а совмещать получается далеко не у всех. Да и в целом приятнее заниматься дома, чем зимой к 8:30 ехать на гору.

Арина

лечебный факультет, КрасГМУ

Дистант принёс пользу только в плане лекций. Порой их выкладывают раньше, у тебя есть возможность посмотреть ее в любое удобное для тебя время. Если же лекция идет по уже пройденному материалу или, простите, не особо важному предмету, ты просто не паришься и не тратишь на неё своё время. Лекции у нас так и остались на дистанционном обучении до сих пор. Бывали на лентах и забавные случаи. Когда мне позвонили во время лекции в Zoom, я думала, что отключила звук и взяла трубку. Обсуждала предстоящую тусовку в честь Дня рождения друга, причем обсуждали буквально все…
Звук, как оказалось, я не выключила. Семинары на дистанте — это вообще страх. Zoom и Google Meet еще спасали, потому что была возможность общаться с преподавателем, который видел твой уровень знаний и заставлял развивать критическое мышление. Просто письменные задания — это бессмысленная чушь, которая не приносит абсолютно никакой пользы. Не понимаешь, за что оценка, почему ты что-то сделал не так. Вроде и стараешься собрать себя в кучу, а мотивации ноль. Я бы не сказала, что я резко перестала учиться. Конечно, все зависит от человека. Но в таких условиях все равно начинаешь учиться меньше и не с таким качеством. Так что это определённо хуже очного формата. Да и списывание процветает во всю. Выпустили нас с 9 февраля 2021 года, и дай Бог, чтобы мы больше туда не вернулись. Потому что к врачу, который все время просидел на дистанционном обучении и даже в глаза не видел отделение, я бы однозначно не пошла.

Михаил

исторический факультет, СФУ

Схалявить, разумеется, было проще на дистанте, самые лёгкие сессии были именно из дома, так как есть огромное пространство для списывания, гугла и так далее. Насчёт качества образования я могу сказать, что никаких сильных изменений не произошло. Даже если какие-то темы выпадали, то это оставалось на самообучение, но на экзаменах всё равно спрашивали и контролировали. Насчёт лично меня — я всегда любил публично выступать и этим зарабатывал репутацию у преподов и автоматы. На дистанте у меня с этим возникли проблемы, так что лично на меня это повлияло немножко негативно. Во время лент довольно часто я мог подключиться и только первую минуту уделить внимание именно паре, а потом включал игру или делал что-то другое.
Иногда просто шёл лежать, потому что для меня лекция в дистанте воспринимается скорее как подкаст, который я включил на фоне чего-то ещё. Но были и лекции, на которых есть всякие интерактивчики, на этих парах я, уже если и отвлекался на что-то, то только глазами, всегда находясь рядом с микрофоном и был готов отвечать. Закрываться было разумеется легче, но вот, например, физ-ра мне в дистанте не даётся вообще, потому что я не могу чисто морально снимать какие-то упражнения. Именно поэтому у меня не закрыты оба семестра 3 курса. Весной 20-го, когда это всё началось, редко какая пара не обходилась без шуток, в которых мы пытались обыгрывать всё это или пользоваться дистантом ради веселья. Я, например, постоянно в начале утренней пары чокался кружкой об камеру с двумя одногруппниками. Сейчас это уже не выглядит смешно, но тогда было просто разрывная. Если возвращаться к вопросу: вернулся бы я на дистанционное обучение? То мой ответ был бы скорее — нет. Я довольно социальный человек и ценю универ, скорее, не как место получения образования, а как возможность увидеться с друзьями и всё в этом духе. На дистанте я был лишён такой возможности и мне было плохо.

Валерий

кафедра бизнес-информатики и моделирования бизнес-процессами, СФУ

Дистанционный формат легче, проще, и ему можно уделять существенно меньше времени. Следовательно уровень обучения, конечно же, упал, именно поэтому было так сложно вернуться на очный формат. Моя профессия не требует постоянно очной практики, поэтому считаю, что опыт неплохой. Единственная проблема была при вопросах во время практических занятий. Иногда было тяжело связаться с преподом. Приходилось ждать ответ какое-то время. В очном формате такого, конечно же, нет. Сессия только после введения карантина была дистантом, что упростило ее сдачу, как мне кажется, всем. Было очень много способов как-то списать, спрятать шпоры. Именно поэтому и успеваемость выросла. Бывало забивали на учебу, конечно. Особенно на ленты. Могли проснуться, включить лекцию и лечь дальше спать. Один раз во время экзамена у девчонки с потока камеру начала грызть собака, та начала ее гонять с матами по комнате. Но самое забавное было в том, что хоть камера и упала, но было видно, что девочка сидит в одной футболке и нижнем белье.

Марина

факультет журналистики, ТГУ, Томск

Дистант, как по мне, повлиял в худшую сторону. Стало легче учиться, просто делая умный вид. Я считаю, что телерадиожурналистика никак не вяжется с дистанционным форматом обучения. Это практическая специальность, в отличие от печати, например. Там ты можешь сдать готовый текст и через социальную сеть получить от редактора обратную связь. Во время карантина мы дистанционно снимали сюжеты и сдавали по почте, записывали на диктофон радийные материалы и отправляли. Техника речи проходила в Zoom, несмотря на то, что предмет довольно важный, и некоторые моменты никак нельзя было проработать через камеру. Именно поэтому я считаю этот курс потерянным и малоэффективным в дистанционном формате. Не так давно у нас появился смешанный формат обучения, который сильно отличается от полного онлайна или полноценной очки. Расписание стало неудобным, не получается даже планировать личное время.

Мы в группе стараемся поставить все очные пары в один день, чтобы не ездить в университет несколько дней в неделю, параллельно занимаясь в онлайне. Но не все преподаватели охотно идут на такой контакт. На пары в Zoom я, признаться честно, часто забивала. Иногда было даже лень просто подключиться. И как мы только раньше ходили на них очно?

В 80% случаев занималась своими делами, 20% уделяла практическим занятиям с включенной камерой. За это время мы больше халявили, чем реально учились.

Светлана

физический факультет, НГУ, Новосибирск

Дистанционное обучение не могло не сказаться на качестве образования специалистов, основной навык которых — решать задачи. Семинары для студента-физика необходимы и едва ли не важнее лекций. Теорию можно прочитать в условном Ландау, а научиться решать задачи по решебникам не получится. Я и очень многие мои однокурсники по итогу имеем пробелы в практическом применении некоторых важных навыков из курса, например, аналитической механики, которая как раз выпала на первую дистанционку. Лабораторные работы сильно урезали в количестве. Что в весеннем семестре второго курса, что в осеннем семестре третьего курса, все закончилось тем, что нам уменьшили количество лабораторных работ, которые нужно сделать и сдать в течение семестра. Но реализовано это было ужасно. Весь поток, по сути прогуливая все остальные лекции и семинары, просто приходил на практикум и там за одной установкой выполняли работу иногда по 10 человек. Мы просто собирали необходимые экспериментальные данные и уже потом на дистанционке мы их обрабатывали, писали отчеты и высылали их преподавателям практикумов.

Очно мы вышли сначала в начале осеннего семестра третьего курса, окончательно только позже в весеннем семестре. В осеннем семестре преподавателей старше 65 лет не допускали до очных занятий, поэтому если они вели семинары, то они проходили в смешанном формате — группа собиралась на семинар в университете, а преподаватель вел занятие дистанционно. Бывало, что халявили на дистанционном обучении. Частенько в 9 утра в субботу я просто заходила, отмечалась и ложилась дальше спать. В условиях бешеной нагрузки на студентов нашего факультета я думаю, что многие хватались за любую лишнюю возможность поспать. Реже такое было на семинарах, когда была откровенно не готова, иногда даже писала преподавателям, что проблемы с микрофоном/графическим планшетом или интернетом. Так как мы все равно сдаем по каждому предмету задания, то эти темы я все равно потом разбирала, просто самостоятельно. На третьем курсе у нашей группы был свой сервер в Discord. Когда занятия проходили в Zoom или Google meet, мы заходили в закрытый для преподавателей голосовой канал, подключали музыкального бота и слушали все подряд — от прямой трансляции «Радио Дача» до Morgenstern`а.

Часто подсказывали там друг другу, когда кого-то из нас спрашивали. Так как все основные предметы и навыки по своей специальности я уже так или иначе получила, поэтому дистанционное обучение облегчило бы нагрузку, возможно позволило бы сосредоточится на теоретических задачах для диплома или заняться развитием навыков, которые могут помочь в будущей профессии или вовсе устроится на дистанционную работу, например, преподавателем в онлайн-школу.

Поделиться
Поделиться
Поделиться