7 аудиоспектаклей: включите в ванной, в подъезде и супермаркете

А одну постановку лучше слушать голышом — совет театрального блогера

Не смогли попасть в театр, не выбрались из дома или не выбрали спектакль — это знак устроить театр дома. Пандемия возродила аудиоспектакли и вывела их на новый уровень, теперь зритель — участник постановки. Вероника Головчиц, культурный журналист, автор блога о театре «Мемуары с бенуара» специально для сайта «Город Прима» выбрала самые интересные постановки.

«100 секунд до полуночи»

Режиссер: Олег Христолюбский (тот самый, что ставил Ельцин.gif в «Театре на крыше» и был главным режиссером в Лесосибирском «Поиске»)

Слушать здесь

Аудиоспектакль рассчитан на одного зрителя. Проходить его нужно в ванной или другом таком же маленьком помещении с выключенным светом со смартфоном в руках. В темноте и одиночестве — погружение в атмосферу сюжета, а в смартфоне — умный телеграм-бот Иван, который ведет зрителя по истории и предлагает понять, что же заставило человека сидеть в темноте. Бот задает вопросы, дает готовые ответы и в зависимости от выбранного, присылает голосовое сообщение. Механикой спектакль частично напоминает текстовые мобильные игры или общение с Алисой, вот только Бот Иван порой пугает своей живостью и волей.

Темнота, в которой сидит зритель, — это то самое неведение в безумном потоке пропагандистских новостей и информационного мусора. Похожую атмосферу можно поймать в фильме «Подмена» с Анджелиной Джоли или «Заводном апельсине», где людям тоже сложно бороться с навязанной информацией. Но в спектакле Христолюбского она чуть реальнее, ведь вы становитесь участником спектакля, вы жертва манипулятора.

«ВСЕХКОТОРЫХЯ»

Драматург: Егор Черлак (его взрослую сказку «Ипотека и Вера, мать её» ставили в Красноярском ТЮЗе 10 лет назад)

Слушать здесь

Ёша работает сборщиком тележек и знает множество веселых историй. А еще когда-то он был хорошим филологом и человеком. Но что-то заставило его оказаться на этой парковке и считать каждую тележку…

«ВСЕХКОТОРЫХЯ» — это моноспектакль в наушниках со Стасом Давыдовым в главной роли. По сюжету мы оказываемся в супермаркете. Саундизайнер отлично поработал, каждый зритель узнает знакомые звуки пропикивания товаров, движения тележек и автомобилей на парковке. А еще каждый узнает себя в этом спектакле. Если вы хоть раз бросали тележку на парковке у автомобиля, если довозили её до автобусной остановки, если катались в ней или забывали вещи, или (надеюсь, вам стыдно) похищали её. На каждого у Ёши есть история. Но вот что будет незнакомо зрителю в привычной ему локации — исповедь сборщика тележек и взгляд на устройство работы супермаркета изнутри.

«За белым кроликом»

Драматург: Мария Огнева

Режиссёр: Вика Привалова

Слушать здесь

Соскучились по ТЮЗовской «Алиsе»? Предлагаем в качестве альтернативы взрослую и документальную историю. Там будет кролик, а страна чудес обратится кошмаром.

Это захватывающий и трагичный рассказ о двух девочках, севших в такси к незнакомцу и пропавших. Их подруга пытается восстановить цепь событий, а матери проходят путь от отчаяния до активного расследования и обратно. А еще «это кроличья нора, пока не прыгнешь, не узнаешь, что там».

«Шкура»

Режиссер: Полина Соникс

Слушать здесь

«Шкура» — это танец в голом теле, танец мыслей и ощущений. Как и многие современные пластические спектакли, он позволяет человеку вернуть уверенность в собственной природе через осознание телесности, укрепить восприятие физического мира и ощущение реальности (Все, что нам всем сейчас нужно!).

Сначала зритель знакомится со своим телом. Голос в наушниках предлагает представить, что тело — это планета с реками-венами, с волнами, которые разгоняют потоки воздуха, входящие в ноздри. По ходу спектакля нужно раскачиваться, делать глубокие вздохи и фиксировать свои ощущения. Голос женский, то громкий, то утихающий. Примерно такой тембр можно услышать от инструктора по йоге. Кроме воображения постепенно подключается и тактильность, когда нужно прижаться к стене и кожей прощупать неровность обоев или штукатурки. Все это время голос просит запоминать ощущения, а музыка с различными мелодиями и природными шумами позволяет их закрепить. Вы готовы раздеться и войти в гармонию со своим телом?

«Гринжель»

Режиссер: Кирилл Михайлович

Слушать здесь

Двое сидят на кухне. Двое неинтересных и чужих друг другу людей пытаются поддержать разговор. Двое незнакомых ругаются. Двое — брат и сестра. Аудиоспектакль рассказывает историю двух людей, которые просто не готовы быть семьей. Главная тема изначально была заявлена как «нелюбовь». Нелюбовь внутри, которая приводит к нелюбви снаружи.

Спектакль поднимает проблему вынужденного общения с родственниками. Озвучивают его блогеры Дарья Касьян и Евгений Калинкин, авторы Youtube-шоу о литературе. Их манера общения, достаточно размеренная и сдержанная на эмоции, позволяет передать всю натянутость отношений главных героев. Ведь ругаться можно по-разному: кричать, оскорблять друг друга, но самая травмирующая ссора проходит без эмоций и истерик, она проходит в холоде, в нелюбви, в незаинтересованности.

«Человек-банан»

Режиссер: Никита Славич (идея родилась во время лаборатории «Паскаль секунда на метр» Любы Винк в музейном центре «Площадь Мира»)

Слушать здесь

Спектакль — ироничный урок географии на тему постгуманизма, который можно пройти в любом продуктовом магазине за 16 минут. Вам предстоит свернуть шею Муссолини, пощекотать помидорки, отправиться в Балтийское море вместе с консервированной килькой, а главное — узнать трагическую историю одного шеф-повара.

«Там был мой дом»

Режиссер: Пётр Чижов

Слушать здесь

Вот и зима. Похолодало — время разгуливать по подъездам. Герой спектакля возвращается в отчий дом, чтобы сравнить свои воспоминания с тем, что застал сейчас. Зрители подслушивают его бормотания, которые сливаются в пещерное и сновиденческое эхо. Спектакль нужно проходить в подъезде, любом, но лучше там, где вы жили с родителями.

Поделиться
Поделиться
Поделиться