Красноярский ТЮЗ переносит премьеру оперы для драматического театра «Жанна Д’ Арк». Решение тяжелое для команды театра, но вынужденное — болеют артисты. Показы с 13 и 14 февраля перенесены на июнь. На 12 и 13 марта — остались единичные места.
И пока предвкушаем премьеру от Романа Феодори, задаемся вопросами: от «Почему опера в ТЮЗе?» до «Где мы, а где героиня XV века?». Читайте, что об этом говорят композитор оперы Ольга Шайдуллина и дирижер Николай Балышев. Ответы помогут подготовиться к премьере.
— Есть ли какие-то особенные условия в работе над оперой не в оперном театре? Делаются ли скидки на то, что артисты — не исполнители оперы?
Ольга Шайдуллина
композитор
— Я бы не сказала, что это скидки. Это правила игры для меня, как для композитора. Каждое сочинение устроено по тем или иным правилам, некоторые из них задаются на этапе, когда еще не написано ни одной ноты, а другие становятся очевидными, когда появляется собственно музыкальный материал. В случае с оперой в драме, это как раз первый вариант. Тем более, что я уже не первый раз работаю с Красноярским ТЮЗом и знаю вокальные возможности этой труппы. Но я бы и тут не сказала бы, что писала «под возможности», то что делают сейчас актеры в Жанне — это «прыжок» выше головы.
Николай Балышев
дирижер
— Заявленный жанр — опера в драматическом театре — уже сообщает о некоторых особенностях, а именно о том, что помимо литературной основы, весь спектакль от начала до конца пронизан музыкальной тканью, которая, конечно, ставит артистов в достаточно жёсткие рамки. Это и определённые смыслы, заложенные композитором и драматургом в музыку, это и определенный темпоритм существования артистов на сцене, это и профессиональные требования, связанные с пением, с хореографией. Не стоит забывать о том, что спектакль идёт в сопровождении живого оркестра. А это тоже участники спектакля, с которыми нужно найти контакт, которых нужно почувствовать. И вот вся совокупность этих условий, существование артистов на сцене, она, конечно, не является привычной для артистов драматического театра. В связи с этим не может идти речь о каких-либо скидках, скорее, напротив, речь идёт о повышенном внимании, речь идёт о том, чтобы добиться наиболее комфортного и точного существования артистов в этом новом для них музыкальном пространстве.
— Почему история Жанны д’Арк актуальна сегодня?
Ольга Шайдуллина
композитор
— Оболенский сказал об истории Жанны: «…все то, что разделилось в нашем мире и преступно восстало друг против друга — самозабвение в Боге и творчество на земле, утверждение реальности Духа и оправдание естественной реальности, мистическая жизнь Церкви и правда светского дела…» Эти вечные вопросы, которые встают перед человечеством во все времена. Ведь история Жанны Д’Арк для нас не заканчивается костром, а начинается с него. В том смысле, например, что вот уже прошло почти 7 веков «после костра», и все это время художники разных стран, направлений и искусств пишут, рисуют, сочиняют, лепят, снимают и так далее произведения под названием «Жанна Д’Арк».
Николай Балышев
дирижер
— История будет актуальна до тех пор, пока люди задаются вопросами Веры, её внутренними и внешними проявлениями, вопросами свободы и угнетения, вопросами внутренней Свободы, вопросами чести и предательства, вопросами, связанными с природой человека, в которой сочетается всё самое низменное и самое возвышенное. И вопросами о том, насколько честным можно быть в диалоге с самим собой.
— Как вы думаете, почему важно, что спектакль решен музыкально, музыка сильнее слов?
Николай Балышев
дирижер
— Как музыкант я мог бы коротко ответить: «Да, музыка сильнее слов». Но в случае спектакля «Жанна д’Арк» мы говорим о пространстве, созданным композитором и драматургом в теснейшем взаимодействии, и в этом плотном пространстве всё подчинено одним смыслам. Всё движется в одну сторону. И музыка дополняет текст, служит передаче замысла драматурга.
Ольга Шайдуллина
композитор
— Спектакль не «решен музыкально», это собственно — музыкальное произведение, где вся архитектоника целого строится по законам музыкальной драматургии.
— Что говорят ваши коллеги о работе с Красноярским ТЮЗом?
Ольга Шайдуллина
композитор
— Красноярский ТЮЗ — это один самых интересных театров страны. А то, что он «региональный» вообще не имеет значения, так как он давно уже «вырос» из этих «штанишек», дескать «надо же, в Красноярском крае есть прекрасный ТЮЗ…». Наша страна действительно «широка» и, возможно, поэтому эта удаленность городов друг от друга заставляет восхищаться, что где-то «не в столицах» есть мощные театры, которые формируют и формулируют современную театральную Россию. На мой взгляд, это единственно верная ситуация, когда в городе есть мощный художник, как в случае с Красноярском — это Роман Феодори и его команда, который получает поддержку от властей и зрителей города. А что касается моих коллег, так они говорят: «Как ты выдерживаешь постоянные перелеты и постоянную смену часовых поясов?»
Николай Балышев
дирижер
— Коллеги проявляют интерес и личный, и профессиональный, удовлетворить которые они смогут, посетив спектакли. Что касается возможной ревности (прим.: Николай — дирижер Музыкального театра), мне сложно что-то говорить. Я могу лишь передать вам свое ощущение, своё понимание того, чем мы занимаемся. Все мы, музыканты, артисты, все мы трудимся в одном поле. В поле искусства и творчества, в котором помимо наших профессий существует ещё множество других, если в этом огромном поле появляется некое событие, наполненное определённой глубиной и смыслами, то во мне это вызывает только радость.
— Посоветуйте зрителям, как подготовить себя к постановке? Может быть, что прочитать или посмотреть перед спектаклем?
Николай Балышев
дирижер
— История Жанны Д’Арк для многих связана лишь с финалом, осознанием того, чем всё закончилось. Думаю, что нелишним было бы почитать информацию о тех исторических событиях, о которых пойдёт речь в спектакле. Всё это лишь ускорит погружение зрителя во вселенную, созданную драматургом, композитором и режиссёром. И позволит прочитать смыслы, заложенные в спектакль.
Ольга Шайдуллина
композитор
— Думаю, что можно послушать Бьорк, группу «SWANS», Александра Шуберта и Хайнера Геббельса. Но это необязательно, если просто интересно расширить в чем-то свой музыкальный опыт.
Фотографии: Александр Андриевич, Фрол Подлесный