Команда издательства НЛО рассказала о новинках нон-фикшн. Книги должны выйти за март и начало апреля. Книжный обозреватель сайта «Город Прима» пишет о том, почему некоторые новинки важно читать именно сейчас. Проверьте, открыт ли предзаказ на издания на сайте nlobooks.ru.
«Прозревая будущее. Краткая история предсказаний», Мартин ван Кревельд
16+
«Коммерсантъ» пишет: «В России более чем на 50% выросли продажи книг о предсказаниях, духовных практиках, осознанности и позитивном мышлении». И это вовсе не значит, что людям срочно захотелось разузнать свое будущее или научиться гадать (хоть это и весьма занимательно). Разбираться и соотносить разные источники информации — работа, достойная мыслящего человека, критическое мышление пока никто не отменял.
Автор свежей книги — Мартин ван Кревельд — военный аналитик, историк, специалист по стратегическим вопросам, заслуженный профессор Еврейского университета в Иерусалиме, в своей новой книге предлагает необычный подход.
От древних гаданий — к современным ИТ-технологиям. Да, древние греки трактовали сновидения, а ассирийцы — небесные явления. Исаак Ньютон искал в Библии указания на точную дату конца света. Было время и когда запросто могли пристыдить за то, что человек верит (времена преобладания позитивистской науки — почитайте на досуге, любопытное учение). Но люди верили и продолжают верить всегда. И между нумерологией и военным делом тоже есть взаимосвязь. Также сегодня ученые с оптимизмом смотрят на возможность делать точные прогнозы.
«Прозревая будущее» — настоящее исследование одного из самых загадочных и вместе с тем характерных человеческих свойств. Нам всегда интересно необъяснимое. А тут предпринята попытка мистическое «разжевать». И довольно успешная. Все доступно и понятно.
Про магию чисел вы здесь тоже найдете много интересного.
«Империя наций. Этнографическое знание и формирование Советского Союза», Франсин Хирш
Франсин Хирш — профессор истории в Висконсинском Университете в Мэдисоне. Хоть автор и находится по ту сторону океана, специализируется она на истории Европы, СССР и России.
Франсин проводит детальный анализ работы этнографов, антропологов, географов, лингвистов, чтобы ответить на вопросы: как и от чего зависят конкретные формы государственной политики в отношении тех или иных народов. Дореволюционная подготовка, западноевропейские идеи — от экспертов в этой области зависело многое в нашей стране в период 1920–1930-х. В книге также разбираются способы принятия решений на основе, казалось бы, безобидных форматов: социологических опросов, музейных экспозиций, планирования.
А что касается этой нон-фикшн-новинки — любопытно изучать историю, какой её представляют нам в разных странах.
«Литературный Тур де Франс. Мир книг накануне Французской революции», Роберт Дарнтон
Кто-то, путешествуя, привозит с собой магнитики, кому-то нравится собирать частички стран в виде авиабилетов, некоторые умудряются захватить с моря песок (кстати, в Тайланде и Италии за такой сувенир могут и наказать). Ну а швейцарец Жан-Франсуа Фаварже, путешествуя, собирал… досье. Некриминальные.
В 1778 году этот торговый представитель Типографического общества сел на лошадь и отправился в пятимесячное путешествие по Франции. Он заезжал почти в каждую книжную лавку на своем пути, составляя при этом своеобразные досье на книготорговцев. История о его путешествии легла в основу большого исследования о становлении книжного рынка во Франции XVIII века. Над исследованием поработал Роберт Дарнтон — почетный профессор Принстонского университета, почетный профессор и экс-директор Библиотеки Гарвардского университета, специалист по истории Франции XVIII века. Получилось круто!
Он использовал путешествие швейцарца как сюжетную канву и рассказал, как на практике функционировало книжное дело, как попадали к французским читателям литературные тексты, как происходила полулегальная торговля перепечатанными или подцензурными книгами в предреволюционные годы.
Кстати, про цензуру у этого же автора есть потрясающая аналитика в виде книги под названием «Цензоры за работой. Как государство формирует литературу» — о том, как в разных обстоятельствах и в разные времена работает цензура. Почитайте обе — поймете, почему, например, «Десять негритят» теперь называется «And Then There Were None» — «И никого не стало».
Возвращаясь к «Литературному Тур де Франс», могу сказать, что здесь любопытен не только процесс книгопринятия и книгопечатания. Тут раскрыты ещё и люди. Какие они — владельцы книжных магазинов (мелких и крупных мастей), нелегальные частные предприниматели, печатники и цензоры. Потому что до наших дней дошли лишь произведения под чьим-либо авторством. Об остальных составляющих процесса история скромно умалчивает. А в этой новинке автор уделяет особое внимание как раз именно им.
«Звуковой поток. Звук, искусство и метафизика», Кристоф Кокс
детектив, 16+
Это — одно из наиболее фундаментальных и глубоких исследований онтологии звука, а ещё, как бонус, увлекательная история малоизученного звукового искусства последних пятидесяти лет. Именно звукового. Понятие музыки сейчас смещается больше к данному определению, поскольку «Термин „музыка“ уже не соответствует стремительному развитию новых художественных жанров и культурных установок», — так написано в описании к книге Кристофа Кокса. Соглашусь с ним в этом лишь отчасти. Но это моё личное субъективное мнение. Вы, прочитав, определенно, составите свое.
Про саунд-студии, саунд-арт, материалистическую эстетику звука и искусства вообще, и как мы с вами до всего этого докатились, — дело 304 страниц. Задача книги Кристофа Кокса — объяснить «звуковой поворот» в искусстве и культуре, а также показать, как звук вторгается на территорию философии и обновляет ее.
Автор предпринимает попытку выстроить реалистическую и натуралистическую модель описания звука. Громких имён, как Артур Шопенгауэр, Фридрих Ницше тут пугаться не стоит — Кристоф Кокс виртуозно проясняет все «непонятки».
Из любопытного в мире художественной литературы добавлю вам от себя рекомендацию: новинка создателя «Бойцовского клуба» Чака Паланика — «Рождение звука»: о границах музыки и звуков в разрезе детективной истории.
«Русская кухня. От мифа к науке», Ольга Сюткина, Павел Сюткин
На сладенькое — про еду. Щи да каша — пища наша! А может, и не наша традиционно русская вовсе?!
Но как-то мы же к этому пришли.
Вообще говоря, кухня — одна из самых мифологизированных частей русской культуры. За годы приготовления трансформировались вместе с рецептами и факты о блюдах. Между тем, реальная история русской кухни гораздо сложнее созданных мифов: изменения, которые она претерпевала, были тесно связаны с общественной жизнью, политикой, экономикой, влиянием других культур. Ольга и Павел Сюткины — известные историки кухни.
Если про печь мы знаем, что на ней катался Емеля, то вот, как она появилась — вряд ли знаем вообще или имеем весьма отдаленное представление.
А как отражалась религия в приготовлении блюд?
Чем были изначально блюда, которые сегодня воспринимаются как стереотипно русские?
Что изменилось в кулинарии в советское время?
Конечно, рецептами авторы тоже порадуют.