В эфире вечернего канала «Прима» Наталья Бахарева, главный внештатный эпидемиолог министерства здравоохранения Красноярского края, рассказала об актуальной ситуации с COVID. «Город Прима» сделал текстовую версию интервью. Читайте тезисы: не появились ли новые штаммы и не привело ли к росту числа заболевших снятие ограничений.
Что сейчас с заболеваемостью?
— Если говорить о ситуации: пандемия не закончилась. Об этом говорить еще слишком рано. Но тем не менее к середине марта произошло кратное снижение заболеваемости. Количество людей, которые переболели и имели иммунитет после перенесенного заболевания, иммунизация 60% взрослого населения края позволили снять избыточные ограничения. Такие как QR-коды. Когда QR-код имело почти все взрослое население, это только создавало скопление людей на входе в общественные места. Но это не означает, что у нас наступило эпидемическое благополучие. Почему? Я приведу характеристики Минздрава и федеральной службы Роспотребнадзора. Мы сейчас говорим о снижении заболеваемости на фоне очень высокого уровня конца января и начала февраля. Да, в 10 раз снизилась заболеваемость, но тем не менее это выше в 2,5 раза, чем средний недельный уровень за весь 2021 год.
Отмена QR-кодов и масочного режима
— Взрывного роста на фоне снятия ограничений мы не увидели, значит решение было принято взвешенно.
Что с COVID будет дальше?
— Мы говорим о том, что по данным Министерства за РФ, иммунитет после перенесенного штамма Омикрон нестойкий, предполагается, что эти люди могут легко заболеть. Вирус в прошлую волну активно поражал детей с достаточно выраженными клиническими проявлениями. Кроме того, отмечается, что из числа заболевших — 89% были непривитыми. С учетом прогноза, что весной выйдут из коллективного иммунитета, то есть ослабнет иммунитет, у тех людей, которые более 6 месяцев назад привились или переболели, то весной возможна новая волна заболеваемости. А какой она будет, зависит от того, будет ли вакцинация и ревакцинация для большинства граждан.
То есть вакцинация продолжается?
— Люди поняли, что у привитых заболеваемость протекает легче. Мы продолжаем иммунизацию населения по эпидемическим показаниям, то есть вакцинация проводится на фоне регистрируемой заболеваемости. Сейчас, пока такой низкий уровень — благоприятное время, чтобы провести вакцинацию или ревакцинацию, чтобы минимизировать риски повышения заболеваемости.
А что с масочным режимом?
— По поводу отношения к масочному режиму и эффективности масочного режима. Туберкулез — инфекция с воздушно-капельным механизмом передачи. Масочный режим — не единственная мера, которая повлияла на уровень заболеваемости, но это основная мера. У нас по сравнению с предпандемическим периодом уровень заболеваемости туберкулезом снизился с 70 на 100 000 населения до 43. Эти цифры говорят об эффективности. У нас никто не отменял масочный режим в медицинских учреждениях. Медучреждения работают в режиме строгого противоэпидемического режима. Мы, если будет надо, готовы в течение нескольких часов или за сутки развернуть или перепрофилировать подготовленные для коронавирусных больных койки, подготовить бригады. У медиков режим особой готовности никто не снимал. К масочному режиму лучше относиться взвешенно, особенно людям старшего поколения. Я бы предложила относиться к этой мере как к эффективной. Например, для населения Китая масочный режим существовал и до пандемии, из-за такой плотности населения.