В рубрике «Как сказать?» три психолога помогают подбирать правильные слова, чтобы без конфликтов договариваться с близкими, коллегами и друзьями.
Ситуация: человек скандалит в общественном месте, и вы, похоже, попадете под горячую руку. Какие слова нельзя говорить в критической ситуации, а какие, наоборот, могут успокоить собеседника.
Инна Драчёва
клинический психолог
При ответе скандальному человеку, следует учитывать следующее:
- Если человек скандалит с кем-то другим, а не с вами, то постарайтесь ответить для себя: «Что изменит ваше высказывание?»
- Не смотрите скандалисту в глаза, смотрите в переносицу, так вы «обезоружите» оппонента.
- Не переходите на личности.
- Не начинайте фразу с частицы «не». Например: «Не могли бы вы закрыть рот?».
- Не употребляйте слово «Успокойся».
- Если вы понимаете, что оппонент переходит к физическим действиям, то следует твердо обозначить границы: «Пожалуйста, уберите от меня руки», «Сейчас же отойдите от меня».
- Говорите только утвердительными фразами.
Виталий Миллер
психолог, архитектор личности, тренер по взаимодействию
Научитесь себя любить и ценить, чтобы решительно обозначать свои границы и жить в комфорте. Потренируйтесь перед зеркалом проговаривать свои послания. Попробуйте доминировать, потом заискивать, поиграйте с интонацией своего послания, разрешите себе быть гибкими и адаптироваться под разные обстоятельства.
Пример ответа: «Я, конечно, понимаю, что вам хочется показать свою значимость и почувствовать себя сильными, но зачем так нервничать и кричать? Или совсем невтерпеж? Я буду вам крайне признателен, если вы соберетесь, возьмите себя в руки и успокоитесь».
Мария Терешкова
детский психолог
Помните: вы не можете со 100 % вероятностью прогнозировать реакцию скандалящего человека. Иногда лучше не вступать в конфликт, в особенности, если вы видите, что человек теряет контроль.
В случае, если вы оцениваете ситуацию уместной для замечания, можно использовать фразы:
- «Я вижу, что вы злитесь (отразить чувства человека), попробуйте успокоиться, что вам поможет успокоиться?»
- «Вижу, вы злитесь, у нас у всех бывает плохое настроение, но это не повод распространять его на окружающих. Попробуйте говорить спокойнее».
- «Я вижу, что вы злитесь, но давайте не забывать, что мы в общественном месте. Давайте будем уважать людей, которые едут с вами рядом».
- «Что будет если мы все будем ругаться? Предполагаю, что ничего хорошего, наверняка, вы в силах успокоиться и взять себя в руки, ваше поведение обижает других».