Нужнее шпаргалок. О работе репетиторов в детских домах

Как красноярский центр «Все свои!» помогает воспитанникам детских домов в учебе

Не всем воспитанникам детских домов школьная программа дается легко. Но находятся взрослые, которые помогают детям восполнить пробелы в знаниях. Например, репетиторы и логопеды проекта «Равные шансы на развитие». С какими проблемами сталкиваются воспитанники детских домов в учебе, почему нельзя заниматься без успеха и как работать с детьми, когда ресурсов не хватает — читайте в материале «Города Примы».

Не усвоил, а должен

Центр «Все свои!» запустил проект «Равные шансы на развитие» в сентябре 2022 года. В нем репетиторы и логопеды занимаются с воспитанниками детских домов, которые только пойдут в школу или уже учатся в начальных классах. В возрасте от 4 до 11 лет скорректировать речь или закрыть пробелы в знаниях и навыках легче. В проекте участвуют 13 специалистов: восемь логопедов, четыре учителя по русскому и математике и один преподаватель по английскому языку. Они работают примерно с 30 детьми каждый месяц.

Репетитор по русскому языку и математике Вероника Шакалина попала в проект случайно. Подруга рекомендовала ее сотрудникам центра «Все свои!». По первому образованию Вероника — филолог. По второму — психолог. А по третьему — логопед. Сейчас Вероника занимается с четвероклассниками. Женщина говорит, что дети не успевают осваивать образовательную программу.

Причины отставания от школьной программы Вероника Шакалина называет одним термином — педагогическая запущенность. Дефициты знаний могли возникнуть из-за того, что у ребенка не было возможностей полноценно развиваться. Например, по факту родители присутствовали в жизни ребенка, но не занимались его обучением из-за алкоголизма.

— Дети, которые попали в детские дома, раньше находились в тяжелых обстоятельствах и могли просто не научиться читать. Соответственно, успеваемость западает не потому, что ребенок какой-то не такой, а потому, что он просто не может прочитать задание. Если ребенок, который воспитывается дома, что-то не понимает, мама сядет и разберется вместе с ним. У ребенка в детском доме такой возможности нет. Группы разновозрастные, и часто воспитателю не хватает ни времени, ни сил, чтобы помочь каждому.
Светлана Саклакова, руководитель проекта «Равные шансы на развитие»

Успех против срывов

Вероника Шакалина рассказывает, что есть четвероклассники, которые считают на пальцах. А по программе уже нужно решать примеры с трехзначными числами: и не только складывать и вычитать их, но и умножать и делить. Если у ребенка не получается выполнить задание, его критикует учитель. Он не чувствует уверенности в своих силах. Учеба связывается с негативным опытом, и прямо на занятиях случаются эмоциональные срывы.

— Если идет эмоциональный срыв, то сразу идет и откат в знаниях. Тогда нужно упрощать задания и создавать ситуацию успеха, потому что дальше мы не двинемся. Я даю ребенку порисовать. У него включается правое полушарие, и ему уже легче.
Вероника Шакалина, репетитор по русскому языку и математике в проекте «Равные шансы на развитие»

Еще Вероника мотивирует детей интересом: они выполняют задания в формате игры. Например, считают бабочек или геометрические фигуры. Помогают и раскраски, где нужно решать примеры. Детям нравится, когда образовательный и игровой методы совмещаются.

— Всегда нужно опираться на то, что сохранно для ребенка и что он мог бы делать с удовольствием. Важно, чтобы учение не было связано с насилием. Поэтому нужно учитывать интересы ребенка.
Вероника Шакалина, репетитор по русскому языку и математике в проекте «Равные шансы на развитие»

По словам Вероники, бывают моменты, когда во время занятий ребенок рассказывает личные истории: что-то о своих родителях или судебном процессе над ними. Тогда репетитор выслушивает и успокаивает его. Если ребенок эмоционально вовлечен в историю, ему будет сложно воспринимать информацию. Детям нужно выговориться. Им хочется с кем-то поделиться и куда-то выплеснуть все.

Видят родителя в каждом

Репетиторы и логопеды идут работать, а не жалеть или подбирать себе ребенка. Директор по развитию центра «Все свои!» и автор проекта «Равные шансы на развитие» Василина Степанова прочитала для специалистов краткий курс о том, как взаимодействовать с воспитанниками детских домов. На нем Василина объяснила, что со всеми детьми нужно быть предельно правдивыми — не давать им ложных надежд.

— Когда я только зашла в проект, мы ходили по детским домам и собирали списки воспитанников. Мне нужно было подождать Василину Степанову на лестнице. Я стояла, а мимо меня проходили дети. Наверное, они возвращались из школы или с прогулки.

Дети шли мимо и смотрели оценивающе: «А что она здесь стоит? А вдруг это за мной?» Это было ужасно. В тот момент я почувствовала жалость. Как так? Почему дети попали сюда? Это же несправедливо.
Светлана Саклакова, руководитель проекта «Равные шансы на развитие»

Бывают случаи, когда дети привыкают к преподавателям и напрямую спрашивают их: «А вы меня заберете?» Светлана Саклакова говорит, что в таких ситуациях учителям и логопедам надо четко отвечать: «Я пришел_а с тобой заниматься. Я буду рад_а, если ты попадешь в семью. Но я не смогу тебя забрать». Попытка уйти от ответа может расцениваться детьми как отдаленное согласие. Ложные надежды опасны. Ребенок выбирает себе в родители репетитора или логопеда и может отказаться от встреч с человеком, который действительно хочет забрать его.

Заново продолжить

Вероника Шакалина помогает детским домам давно. Говорит, судьба привела. Муж Вероники погиб в Чечне, и больше она не вышла замуж. Своих детей у женщины нет. После смерти супруга в жизни Вероники был период потерянности. Она искала свое место: работала учителем в школе и воспитателем в детском саду. А потом — начала помогать детским домам. Вероника и как логопед-волонтер занималась с детьми, и как психолог проводила тренинги для воспитателей. В общем, делала много всего.

— Работа в детских домах стала для меня реальным смыслом жизни. Это то, во что я вкладываю себя. Есть такое яркое слово — предназначение. Когда находишь его, просто идешь и делаешь, не задумываясь. Мыслей «ой, я такой несчастный, ой, чем бы заняться» нет, потому что ты на своем месте.

Дети в детских домах брошены родителями. И это состояние брошенности ужасно. Я хочу, чтобы дети увидели, что мир не враждебен по отношению к ним и что вокруг есть взрослые, которые готовы позаботиться о них.
Вероника Шакалина, репетитор по русскому языку и математике в проекте «Равные шансы на развитие»

Вероника вкладывает в работу много усилий. У нее не всегда получается держать дистанцию с детьми. Попадаются ребята с очень тяжелыми историями, и не сопереживать им невозможно. Поэтому бывают моменты, когда у женщины опускаются руки. И каждый раз Веронике приходится искать выход и продолжать работу. Ей помогают справиться обычные вещи: прогулки в лесу, плавание или бег, встречи с друзьями. Это занятия, в которых можно раствориться и успокоиться.

— Бывает сложно справиться с собой и своими эмоциями. Многое зависит от настроя взрослого. Ребенок более беспомощен. Опора должна быть у меня. И я должна дать ее ребенку. А не наоборот. Эта ответственность — самое тяжелое. Каждый раз нужно заново выстраивать, что я могу сделать, чтобы помочь.
Вероника Шакалина, репетитор по русскому языку и математике в проекте «Равные шансы на развитие»

Результат преподавательской работы нематериальный, и он не всегда заметен сразу. У детей может не быть моментальных успехов. Поэтому специалистам нужно настраивать себя на терпение, веру и принятие.

— Вот, иногда вкладываешь, вкладываешь, вкладываешь и не видишь результата. Смысл теряется. А потом вдруг что-то такое происходит, и ты понимаешь, что все было не зря. Нужно любить ребенка безусловно. Принимать его, как бы он себя не вел и не проявлял. Принятие равно любви.
Вероника Шакалина, репетитор по русскому языку и математике в проекте «Равные шансы на развитие»

Мечты на будущее

Обычно воспитанники детских домов учатся в общеобразовательных школах. Однако, отмечает Светлана Саклакова, если у детей замечают задержки в развитии, их могут направить в коррекционные учреждения. После коррекционной школы выбор профессионального пути ограничен. Выпускники могут поступить в колледжи или училища на специальные программы, где они будут получать такие рабочие специальности, как повар, слесарь, швея, портной, штукатур, плотник и другие. Всего перечень рекомендуемых профессий включает чуть больше 120 наименований.

— Проект «Равные шансы на развитие» — это фундамент для детей в будущем. Чем лучше база, тем больше возможностей, и не важно, где ребенок учится: в техникуме, училище или университете. Наша цель — научить детей учиться. А еще показать им, что учеба — это интересно и важно.
Светлана Саклакова, руководитель проекта «Равные шансы на развитие»

Сейчас проект «Равные шансы на развитие» реализуется при поддержке грантового конкурса компании РУСАЛ «Поддержать важно» и Центра социальных программ РУСАЛа. Эти средства рассчитаны до конца июня. У Светланы есть мечта — сделать проект регулярным, чтобы работа не пропала.

— Любой навык нуждается в тренировках. Конечно, хорошо, когда есть основа, но поддержка необходима в любом случае.

Мы продолжим контактировать с детскими домами. Если не получится выиграть грант, будем искать репетиторов-волонтеров и передавать детей им. Но хотелось бы сделать проект долгоиграющим и расширить его. В планах — вести и поддерживать детей до девятого класса.
Светлана Саклакова, руководитель проекта «Равные шансы на развитие»

Как помочь центру «Все свои!»

Поддержать материально. Отправить пожертвование можно через форму на сайтево «Вконтакте».

Стать наставником ребенка из детского дома. О программе наставничества можно узнать подробнее на сайте центра «Все свои!» и в группе во «Вконтакте». Если решитесь, заполняйте анкету.

Фотографии: Евгения Сеславина

Поделиться
Поделиться
Поделиться