Почему в Октябрьском районе нет ресторанов?

И что с этим делать? Расследование гастрожурналиста Василия Прокушева

Октябрьский — второй по численности населения район Красноярска. Согласно переписи населения 2021-го года здесь живет более 180 тысяч человек. Плюсов у района много. Здесь самые зеленые городские микрорайоны: Академгородок, Ветлужанка, Ботанический. Здесь популярные места отдыха: Красивый берег и «Гремячая грива», активное строительство и большой выбор новых жилых комплексов. Единственное, чего здесь не хватает — кафе и рестораны.

По данным сервиса 2ГИС, Октябрьский район занимает последнее место по количеству кафе и ресторанов. Их здесь — 58. Для сравнения: в Советском районе — 164 заведения, в Центральном — 211, и даже в соседнем и меньшем по размеру Железнодорожном — 64.

Похожая ситуация и по запросу «кофейня». Тут Октябрьский с его 51-м заведением все-таки опережает Железнодорожный, в котором кофеен 49. Но по-прежнему сильно уступает Советскому — 86 заведений и уж тем более Центральному, где кофе можно попить аж в 119-ти местах.

— Я живу на улице Чкалова и должен признать, что в Октябрьском районе, не то, что поесть — кофе выпить толком негде. Весь общепит по большому счету сводится к шаурме, чебурекам и сосискам в тесте. Есть пара достойных пивных ресторанов, но остальное либо забегаловки, либо так поросло мхом, что по ним можно определить, где Северный. Даже доставки, не сговариваясь, записывают Октябрьский в красную зону.

Евгений
житель Октябрьского района

Photo by Klara Kulikova on Unsplash

Почему же красноярские рестораторы не спешат открывать заведения в Октябрьском районе? Причин несколько. В Berrywood Family нам рассказали, что и рады бы зайти в Октябрьский, но не могут найти для своих проектов подходящих помещений. В районах старой застройки все более или менее подходящие коммерческие помещения уже заняты, а в новых домах их часто даже не закладывают в проект.

— Те, что появляются — быстро разбираются еще на стадии чертежей. Как только район полностью застроится, появятся новые дома, например, в Николаевке, когда сформируются районные центры силы из коммерческих помещений, тогда и ключевые ресторанные группы зайдут на район.

Photo by Tyler Nix on Unsplash

В Bellini тоже говорят о нехватке помещений. И добавляют еще два фактора: низкую плотность и социальный портрет местного населения. По словам директора по маркетингу компании Ярослава Моргунова, большая часть живущих в Октябрьском людей — это либо пожилые люди, либо студенты. Аудитория, требующая отдельных подходов и форматов.

— Приведу пример на компании Adidas. Я искал плавательные шорты, довольно дорогие — от 4 до 6 тысяч рублей. Я зашел в магазин на Свободном и спросил, у них есть ли такие, на что мне ответили, что такой дорогой товар никогда не появится в этой торговой точке, потому что студенты и пенсионеры не могут себе это позволить. Такое решение было принято на основе исследования по геолокационным сегментам города, сделанным компанией Adidas семь лет назад.

Ярослав Моргунов
директор по маркетингу компании

Кроме того, Ярослав Моргунов отмечает, что в Октябрьском районе практически нет больших офисных пространств, сотрудники которых могли бы стать аудиторией новых кафе и ресторанов. Жители других районов посещают Октябрьский крайне редко, так что и на «внутренний туризм» рассчитывать не приходится.

— За всю историю Bellini не было найдено помещения, которое бы компенсировало отсутствие офисов и низкую покупательскую способность населения. А это, конечно же, повышает экономический риск при запуске ресторана или кафе.

Ярослав Моргунов
директор по маркетингу компании

По мнению урбанистки Марии Быстровой, рестораны хорошо сочетаются с насыщенной и интересной городской средой, точками притяжения, где поход в ресторан — один из пунктов сценария. И со сценариями «куда приятно пойди до/после ресторана» в Октябрьском районе все действительно довольно сложно. Все точки притяжения района — это природные локации, а они с ресторанами сочетаются слабо.

— Не появиться ресторанам и без подходящих помещений. Потому что ресторан — комплексная услуга, которая включает впечатление не только от еды, но и от атмосферы. Ресторанам очень хорошо в исторических зданиях и новой застройке, где могут быть большие окна и высокие потолки. Сложно представить ресторан на первом этаже панельной девятиэтажки, а в основном такую застройку может предложить район. Можно, конечно, строить отдельные здания, но это сильно повышает риски проекта.

Мария Быстрова
урбанистка, автор канала t.me/profgorozhanka

В качестве пути решения Мария предлагает редевелопмент территорий Телевизорного завода. При грамотном управлении и дизайне пространств в бывших цехах могут сложиться кластеры ресторанов и другого бизнеса, которые станут одной большой точкой притяжения и самостоятельной причиной посещения района.

Поделиться
Поделиться
Поделиться