— Опера? — Опера! — Нет, Таня, ну мы тебя, конечно, читаем, читаем все твои восторги по поводу очередной оперы, но самим как-то боязно… С чего начать так, чтобы точно не уйти в первом же антракте, получить удовольствие, не уснуть или не разочароваться так, чтобы потом обходить Театр оперы и балета стороной всю оставшуюся жизнь?
Photo by Kilyan Sockalingum on Unsplash
— Ну ок. Поехали. Это будет честный, абсолютно беспристрастный, в плане независимости от министерства культуры, администрации театра или рекламных бюджетов отзыв от зрителя, который посмотрел большинство оперных спектаклей (а некоторые и по 5-6 раз) в нашем театре, плюс множество сборных концертов.
Чего не ждать?
Точно не ждать заумной критики и разбора с витиеватыми выражениями и с бросаниями терминами, которые непонятны большинству, но призваны подчеркнуть экспертную экспертность эксперта. Я не о профессиональной критике сейчас, её интересно читать, и она есть на сайте театра.
Это отзывы зрителя-любителя, который любит музыку, любит получать эмоции, который так же когда-то боялся оперного жанра и думал, что в Оперном «пахнет нафталином, и вообще это для бабулечек.
С чего начать?
Начать, всегда говорю, проще всего с оперы «Паяцы» — во-первых, захватывающий сюжет про труппу артистов, про любовь и смерть, про ревность и месть отвергнутого и осмеянного поклонника, во-вторых, она одноактная, что для первого раза — отлично.
Как подготовиться: Можно послушать знаменитую арию Канио «Смейся, Паяц!».
Красивые, интересные костюмы, особенно у Коломбины / Недды.
Язык — итальянский. Субтитры с русским переводом над сценой.
Какой состав выбрать: Смело тот, где Давид Есаян или Михаил Пирогов в роли Паяца, Анна Авакян в роли Недды и Андрей Силенко в роли судьи.
Хоровых сцен много, и они очень красивые, при этом хор выходит через зрительный зал.
Когда: Уже только в следующем сезоне.
На второе место я бы поставила оперу-балет «Кармен» Жоржа Бизе. Почему?
А вот именно потому, что это прекрасное смешение балета и оперы, и если для начала человеку трудно вынести 3 часа оперного пения (давайте будем честны, это не лёгенький жанр и не три аккорда), то тут его слышишь с перерывами. В феврале, после очередного типичного диалога, как я описала в начале, сходили с подругой, которая не была в Оперном 13 лет, а теперь идёт на третий спектакль за эти три месяца, настолько проникся человек…
Как подготовиться: о, музыка из «Кармен» самая растиражированная, уверена, что вы узнаете процентов 80, потому что она и в рекламе, и в кино, и в сериалах, и даже в Формуле-1.
Язык — французский. Русские субтитры.
Состав (говорю только об оперной части): Дарья Рябинко или Виктория Кангина — обе прекрасны в роли Кармен, в роли Хосе любимый тенор по версии, нет, не моей мамы ©, а меня — Давид Есаян, плюс, конечно, Михаил Пирогов.
Хор поёт на ложах балкона, а не на сцене, это всегда неожиданно и эффектно.
Когда: следующий сезон.
А ещё для начала хорошо идти на сборные концерты.
Открытие сезона, концерты, приуроченные к какой-то дате или к имени, специальные циклы. Вы удивитесь, как много арий вы знаете, как много вы слышали, ведь выбираются самые известные и самые популярные. Удивитесь, как на Застольной из «Травиаты» у вас будто появляется бокал шампанского в руке, а на хоре девушек из «Князя Игоря» вы уже сами тихонько поёте «Улетаааай на крыльях ветра».
Когда:
• «Маэстро приглашает» 17 и 18 июня. Большой зал. Состав всех и не написать, это и оперные, и балетные артисты. Раскупаются билеты всегда очень быстро.
• «Встречи у рояля» — 29 апреля и 3 июня. Фойе театра. Очень камерная атмосфера. Всего пару десятков зрителей и нет сцены, а артисты в метре от тебя. Ой, а ещё на «Встречах у рояля» наконец-то можно вручить цветы лично в руки любимому артисту, потому что букет в самом Театре оперы и балета нужно передавать через гардероб с запиской, для кого он, а мне это не очень нравится. Состав — Инна Сподина, Алёна Бабивская, Анна Авакян, Дарья Рябинко, Денис Гречишкин, Александр Михалёв.
Готовы к большему?
Переходим к большим формам, маститым композиторам и самым известным оперным произведениям. Начнём с Чайковского, потому что с него начинать любить оперу тоже очень просто и легко.
Беспроигрышный вариант — «Евгений Онегин», Пётр Ильич + Александр Сергеевич. Сюжет понятен, опера на русском, музыка прекрасна. Уверена, что вы, как и в случае с «Кармен», узнаете почти все партии, окажется, что и поэму вы можете цитировать наизусть. Декорации минималистичные, но отличная работа с цветом и светом, так что визуально — тоже очень красиво. На арии Ленского перед дуэлью слезы у большей части зала, особенно, если исполняет Давид Есаян. На арии Гремина все Татьяны в зале сияют от счастья.
Cцена дуэли красивая, но пистолет всегда звучит так громко, что даже на пятый раз вздрагиваешь.
Состав: я люблю такой: Онегин — Севастьян Мартынюк, Ленский — Давид Есаян, Татьяна — Анна Авакян, Ольга — Дарья Рябинко или Виктория Кангина.
Тут уже 3 действия и 2 антракта.
Когда: 7 июня.
Ещё одна опера Чайковского, которую ещё можно увидеть в этом сезоне — премьерная «Опричник».
Честно, из-за названия шла, стиснув зубы, а вышла в восторге и не могла отойти пару дней. Опричники, жестокость, крики «Гойда!», абсолютно бесправные люди, наша история, в общем. Опера о том, что род предавать нельзя, семью предавать нельзя, тем более за деньги пойдя в опричники, ведь они тебя уничтожат без сожаления.
Да, готовьтесь, что будут жёсткие сцены (нет-нет, это не кино, и крови не будет), сложные сцены. Может, стоит даже прочесть про опричнину перед походом. Нет, боярыня Морозова — это не та боярыня Морозова с картины.
Потрясающие богатые декорации и костюмы.
Одну из мужских ролей исполняет девушка, но это просто потому, что у нас в стране почти нет контртеноров (очень высокий мужской голос), и их заменяют на меццо-сопрано (низкий женский).
Состав: боярыня Морозова — Дарья Рябинко, молодой Морозов — Давид Есаян, молодой Опричник — Виктория Кангина (вот как раз то самое меццо-сопрано), Князь Жемчужный — Андрей Силенко.
Много любимых мною хоровых сцен. Вообще, русские оперы отличаются тем, что хор — это будто отдельный мощный герой.
Когда: 13 и 14 мая.
«Пиковая дама» — снова тандем Петра Ильича и Александра Сергеевича.
Сюжет снова понятен еще со школы.
Над оркестровой ямой проложен мостик, так что, если сидеть в первом ряду, то Лиза будет страдать прямо перед тобой… «Ночь близится, а Германа всё нет» тоже знают все…
Это уже и по смыслу, и по декорациям, и по количеству страданий непростая опера, но много невероятно красивых партий.
Состав моих любимых исполнителей: Графиня — Ольга Басова (о, как она ступает по сцене, настоящая графиня), Герман — Давид Есаян (такой, будто ещё сомневающийся Герман, не совсем сошедший с ума от игры)
Когда: в следующем сезоне.
«Иоланта» — редкая опера, где не все умерли в конце.
И откуда ты не выходишь с красными глазами от очистительных слёз (мой личный термин, описывающий слёзы от красоты музыки, сюжета, пения, ведь лучше плакать от этого, чем от чего-то другого). Сюжет о слепой дочери короля, которая не знает, что она слепая, т.к. папа- король создал ей такую реальность, будто и нет зрения вовсе в мире. Весь план папы ломает, конечно же, любовь. Но всё будет хорошо и даже волшебно. Музыка Чайковского мелодичная очень, никакой какофонии, никаких выкрутасов, всё просто и понятно, опять же опера на русском, и не надо читать подстрочник, что для многих — тоже плюс. Классическая классика в красивых костюмах.
Состав: любой, ничего не испортит, но я очень люблю в роли Иоланты Светлану Рацлаф-Левчук, хотя уверена, что и Анна Авакян прекрасна совершенно (но я в её исполнении ещё не видела).
Когда: следующий сезон.
Ещё один совершенно беспроигрышный вариант оперы русского композитора — это «Князь Игорь» Александра Бородина.
Мне кажется, мы все готовы к этой опере, это и «Улетай на крыльях ветра», это и «Плач Ярославны», это и «Половецкие пляски» (балетная часть спектакля) — только, пожалуйста, не уходите после плясок, там ещё потом целое третье действие, прекрасные партии и у солистов, и у хора, и главное — хеппи-энд. Есть очень смешные сцены, например, с двумя пьянчужками, которые бравурно провожают войско на войну, кричат, как классно воевать, но сами тихонько прячутся и остаются дальше пьянствовать и гулеванить, пока другие воюют.
Состав: видела уже, кажется, 5 разных составов, и с приглашёнными солистами, и с нашими красноярскими, и не могу кого-то выделить, всегда, любой состав нравится без всяких отговорок.
Хор — вот тут реально отдельный персонаж, без него просто невозможно представить эту оперу. Мощно, сильно.
Очень красивые декорации и костюмы (пожалуй, шикарнее были только в постановке «Борис Годунов», когда их давал в аренду Большой театр для нашего. Жаль, кстати, что этой оперы больше нет в репертуаре).
Когда: уже следующий сезон. Всегда в начале сезона и на день рождения театра в декабре.
Переходим к ещё к одному великому композитору, на этот раз итальянскому, Джузеппе Верди.
В каждом Оперном театре есть постановки Верди. В нашем театре три — «Аида», «Травиата» и «Бал-Маскарад».
Начну с «Аиды». Это лучшая опера в моём личном рейтинге, никогда не пропускаю ни один показ (обычно их два в сезоне). Невероятно красивая музыка, арии у всех героев такие, что наступает что-то сродни синдрома Стендаля. Хор поёт чудесно. Марш победителей тоже знают все, особенно фанаты спорта. Великая история любви, предательства, ревности, история выбора между любовью к женщине и к стране. Заканчивается всё дико трагично.
Но советую я её с опаской: 4 часа, 4 действия всё же не для первого похода точно. Партии очень сложные у солистов, и не так просты для восприятия. Но если уж эта опера понравилась, то навсегда, недаром она идёт много лет во все театрах мира.
По составу: Радамес — Михаил Пирогов, Амнерис — Дарья Рябинко, а вот с Аидой всё сложно, кажется, всегда я видела разных приглашённых солистов, пока что для меня лучшая — Мария Баянкина (ах, какая у них была дуэль с Дарьей Рябинко).
На итальянском языке. Субтитры есть, но я их не читаю, и так понятно по музыке, что происходит, дословный перевод уже не важен становится.
Когда: следующий сезон.
«La Traviata» Джузеппе Верди по мотивам «Дамы с камелиями» Александра Дюма.
В центре драмы, а это, безусловно, драма, куртизанка Виолетта, которая, несмотря на свой род занятий, готова пожертвовать собой ради любви.
Не ждите пышных платьев и париков, все солисты и хор — в современных костюмах. Декорации упаднические, такое забвение в этом доме, некогда, может, и богатом, и пышном.
Самый знаменитый отрывок, безусловно, «Застольная», необычно весёлая и живая для этой оперы, ну и последняя ария Виолетты (кстати, в последней сцене такая игра света, будто и правда душа летит).
Состав, о, и тут начинается интересное: Инна Сподина и Давид Есаян или Вера Павловна Баранова и Валентин Колесников. И я не могу сказать, что кто-то лучше или хуже, это будто два абсолютно разных спектакля. Эпическая битва у части зрителей по поводу того, что «Виолетте было 23 года по книге, ах и ох, как же так можно»… Но, когда играет Вера Баранова, она и играет последнюю любовь зрелой женщины к молодому человеку, немного иные акценты расставлены, а поёт она так, что дух захватывает. Инна играет совсем другой спектакль, новые акценты видны и слышны, играет страстно, трепетно, она и сама такая красивая, как фарфоровая статуэтка. В общем, решает, конечно, каждый сам, готов ли он отойти от книги чуть или нет. Я смотрела оба состава и посмотрю ещё не раз.
Когда: следующий сезон.
«Бал-Маскарад» — третья опера Верди в нашем театре.
Опера-семистейдж. Трагедия несостоявшейся любви и предательства (впрочем, как и в большинстве других итальянских опер).
Почти нет декораций, но актёры в костюмах, на сцене всего три цвета — чёрный, белый и красный.
На итальянском. Субтитры.
Мне больше всего понравился паж в лице Ольги Монастыршиной. Вот и всё, что я помню из всей оперы, хотя музыка прекрасна. Идти, если уже всё самое-самое пересмотрел и хочется чего-то новенького, но точно не постановка первого ряда.
Когда: в следующих сезонах.
«Тоска» (ударение на первый слог, это имя собственное).
Ещё один великий итальянец Джакомо Пуччини.
Ну я не буду снова писать, что это великая музыка, восхитительные партии — они все у Пуччини такие.
Мне очень понравилась постановка в нашем театре ещё и визуально — красивые декорации, костюмы. Ария Каварадосси, конечно, — восторг полнейший (её вот и можно найти и послушать перед просмотром или для принятия решения, идти или нет). Мне в этой опере очень сильно не хватает хора, вот честно. Я обожаю хоровые сцены и пение. Они добавляют объёма, что ли, если можно так сказать про оперу.
Состав: я видела только один раз, это был Скарпия — Андрей Силенко, Каварадосси — Михаил Пирогов и Тоска — Светлана Рацлаф-Левчук. Очень гармонично.
Язык — итальянский. Субтитры.
Когда: следующий сезон или сезоны.
Ещё одна опера Пуччини (а его оперы, как и оперы Верди, в театрах во всем мире занимают одно из первых мест по посещаемости и любви зрителей) — это «Мадам Баттерфляй».
Раз в сезон идёт точно и всегда с аншлагом. Историю вы знаете, это обращение к теме того, как Запад, столкнувшись с Востоком, не зная традиций и характеров последнего, зачастую ломает и топчет всё живое. Так и американец Пинкертон ломает жизнь прекрасной, влюбленной в него японке Чио Чио Сан (Мадам Баттерфляй). Очень трагичная опера. Сцена прощания Мадам Баттерфляй с собственным ребёнком — на разрыв просто. Не стесняйтесь плакать.
Язык — итальянский.
Видела несколько составов. Самое важное- кто поёт главную партию, тут для меня лучшая солистка нашего театра — Светлана Рацлаф-Левчук, она играет не только голосом, но у неё ещё и такая потрясающая пластика и, кажется, она одна умеет тааааак играть руками, они у неё будто птицы летают.
Когда: идет раз в сезон точно, но уже не в этом сезоне.
Ещё в тему столкновения цивилизаций Востока и Запада.
В тему колонизации — невероятно красивая опера «Лакме» французского композитора Лео Делиба. Очень, очень, очень красивая и музыкально, и визуально. Декорации, будто я снова оказалась в Гонконге, Бангкоке или Сингапуре, где сумасшедший микс небоскрёбов и тропической бурной растительности, стеклянных коробок и причудливых золотых храмов.
Подготовиться: послушать «Дуэт цветов», понять, что слышал его много раз, в очередной раз влюбиться и срочно караулить билеты (я в последний раз не смогла взять — вот такой был аншлаг).
Язык оперы французский. Субтитры, как всегда, есть.
Составы: Александра Черпакова буквально пару дней назад получила приз за исполнение роли «Лакме». Малика — Дарья Рябинко или Виктория Кангина (я не могу между ними выбирать, обе прекрасны). А мужские партии там не так и важны.
Когда: следующий сезон. Я очень жду.
Ещё одна нашумевшая премьера последних двух лет — это «Дон Жуан» Вольфганга Амадея Моцарта.
Опера была создана большой международной командой постановщиков, и это очень заметно. Самые невероятные костюмы и декорации в нашем театре. Лучшие спецэффекты и работа со светом. Драматическая работа актёров — тоже выше всяких похвал. Вот, вроде всё сошлось, но моей любимой не стала, нет той мелодичности и великих партий, что у опер Верди или Пуччини, нет масштабов и мощи «Князя Игоря» или «Бориса Годунова», не знаю, что-то не сошлось у меня в точку, чтобы стать любовью всей оперной жизни, как, к примеру, сразу стала «Аида». Тем не менее, я была два раза, не жалею ничуть и схожу ещё, она меня очень радует визуально, вниманием к деталям и уважением к зрителю (очень иногда чувствуется, когда постановщики считают, что зритель всё равно не заметит вот тут и тут, и можно схалявить), но здесь постановщики зрителя очень ценят.
Ах, да, это не трагедия, хоть распутник и будет наказан. Для меня это вообще опера о том, какие коварные женщины, а не мужчины, ведь там женщины крутят и «Дон Жуаном», и своими женихами, как хотят и когда хотят.
Подбор солистов такой, что любой состав смотрится очень гармонично. Я была в первые премьерные дни, в один день все исполнители были из разных театров и стран (Австралия, Италия, Словакия), а в другой — больше наших красноярских солистов.
Мой звёздный состав из местных солистов: Дарья Рябинко, Анна Авакян, Полина Кратасюк, Севастьян Мартынюк.
Исполняется на итальянском языке. Субтитры.
Когда: следующий сезон.
Раз уж зашла речь о премьерах, то надо сказать и о премьере этого сезона — «Бесприданнице» Даниила Франкеля по Островскому.
Премьера, вызывающая кучу споров и обсуждений (по крайней мере среди моих друзей и знакомых), хотя, нет, самая спорная всё же «Синяя борода», но её я ещё не видела. Кстати, в этом сезоне «Синюю Бороду» ещё можно посмотреть 29 и 30 апреля.
Декорации и костюмы, всё с соблюдением исторических реалий, всё по классике в «Бесприданнице». А вот музыкальный материал и пение — не совсем. Будто это драматический театр, но артисты вдруг зачем-то пропевают реплики. Есть единственная красивая ария у Карандышева (Давид Есаян исполняет так, что нет презрения к его герою, а скорее, жалость). И ещё очень красивая бурлацкая песня, которую исполняет хор. В общем, получилось, что это и не опера, и не драматический спектакль, а нечто среднее, вот к этому надо быть готовым. Я не была готова, плюс постоянно сравнивала с гениальным фильмом Михалкова, но со спектакля не ушла (хотя стала это делать без зазрения совести, если мне совсем уж плохо от увиденного и услышанного).
Исполняется, понятное дело, на русском. И нет «мохнатого шмеля», как и «душистого хмеля» нет, а то меня человек пять спросили про это.
Когда: следующий сезон.
Ну и завершу свой опус оперой «Ермак».
Была на премьере ещё до пандемии, получается, года три назад, потом её долго не ставили в репертуар, и вот вернули. Композитор Александр Чайковский (не путать с Петром Ильичом). Это уже о нашей с вами истории, об истории покорения Сибири! Для меня это значит, что это обязательно к просмотру, мы же с вами, с теми, кто дочитал, не Иваны, не помнящие родства.
Когда: 20 и 21 мая. Составы пока неизвестны.
Ну и помним, что театр-то, не только театр оперы, но и театр балета, и там огромное количество очень красивых остановок. Stay tuned, to be continued, продолжение следует.
Детские спектакли, я так боялась на них идти.
Боялась, что актёры для детей будут играть левой пяткой, такое было предубеждение у меня, но нет, «Бременские музыканты» — это предубеждение с треском разбили, так что я теперь иду ещё и на детский спектакль «Мама» (помните, в нашем детстве был чудный музыкальный фильм с Гурченко и Боярским).
Когда: «Мама» — 23 апреля.
Еще раз, это мнение очень личное, очень непрофессиональное. Если хочется прочесть настоящую профессиональную критику, то на сайте театра к каждой постановке прикреплены ссылки на статьи, написанные профессиональными критиками, а все оперные термины к этим статьям можно найти в интернете. Это очень интересно, кстати.