Всё и сразу на новой выставке «Место силы»

Археология, этнография, древняя религия, наскальные рисунки, произведения живописи и графики

Художественный музей имени В. И. Сурикова открыл в Красноярске выставку-путешествие в Минусинск. «Место силы» — это как сгонять в любимую Хакасию и увидеть ее прошлое и настоящее.

Выставка «Место силы» — это четыре зала и поэтапный рассказ о загадочной истории юга Красноярского края и Хакасии, произведения живописи и прикладного искусства. Выставку планировали несколько лет, для собрания особенной коллекции объединились несколько музеев: Художественный музей, Минусинский музей имени Мартьянова, Музей-усадьба Сурикова, Музей Красноярского педагогического университета и Государственная библиотека Красноярского края. Проект поддержало Министерство культуры Красноярского края.

Оцените, как много можно увидеть за один поход в музей.

Зал №2

Зал №3

Зал №4

Зал №7

Вместе с куратором выставки Еленой Болонкиной «Город Прима» составил краткий гид по выставке. Раскрываем тайны древней шаманской куртки, камео художника и женских украшений.

Микалентные копии древних наскальных рисунков, сделанные Владимиром Капелько, — редкий и интересный экспонат. Куратор выставки объясняет, как знаменитый красноярский художник изобрел технику, которая перевернула этнографию.

— Владимир Капелько принимал участие в археологических поездках. В одной из экспедиций не хватило копирки для переноса изображения с камня. И художник решил использовать микалентную бумагу. Микалентная бумага — это очень мягкий упаковочный материал. Капелько закрепил бумагу на стеле, пошёл дождь и промочил материал. Художник губкой нанес чернила и краску, рельеф отпечатался. Получилась точная копия наскальной живописи и рисунка камня. Некоторые из этих стел не сохранились.

Елена Болонкина, куратор выставки, заведующая отделом русского искусства XVIII — начала XX века, кандидат исторических наук, доцент кафедры политологии и истории Отечества СФУ

— Куртка шамана действительно очень древняя, она относится к концу XIX века. Как известно, примерно в это же время, в 1892 году, Василий Иванович Суриков создавал свою работу «Покорение Сибири Ермаком». Он как раз побывал в Минусинском музее, писал шаманские одежды. И возможно, это облачение оказалось на эскизах.

Елена Болонкина, куратор выставки, заведующая отделом русского искусства XVIII — начала XX века, кандидат исторических наук, доцент кафедры политологии и истории Отечества СФУ

Обратите внимание: ракушки каури на шаманской одежде настоящие. Удивительно! Моллюски обитают в теплых тропических морях, Индийском и Тихом океанах, а оказались в районе Минусинска. Благодаря Великому шелковому пути они попали в наши края из Китая или даже Африки.

Зал № 4 получился женским — здесь портреты тружениц и даже девушек-чабанов, то есть пастухов, национальные платья и украшения. Интересно рассматривать пого — нагрудные украшения.

— Пого имеют разную форму. Квадрат — это земля и воздух. Сердце — это доброта. Полумесяц — это связь со Вселенной. Пого имеет глаза и рот. А еще можно читать цвета. Белый — цвет чистоты и молока. Раньше в Хакасии встречали дорогих гостей молоком. Голубой — цвет неба или воды. Зелень — молодость и жизнь.

Елена Болонкина, куратор выставки, заведующая отделом русского искусства XVIII — начала XX века, кандидат исторических наук, доцент кафедры политологии и истории Отечества СФУ

Если идете на выставку с близкими, предложите найти в зале с современной живописью и графикой несколько занимательных деталей.

У художника Сергея Бондина была традиция — вписывать себя в городские пейзажи. Найдите камео художника с рыбкой. А потом картины с видами Минусинска, написанные вином.

Выставка работает на Парижской коммуны, 20 до конца февраля 2024 года.

Запись на экскурсию по телефону 263-03-53.

0+

Поделиться
Поделиться
Поделиться