В эфире «Примы» прошла горячая линия с СГК. На один вечер редакция превратилась в call-центр. В прямом эфире зрители со специалистами разбирались с платежками, температурным режимом и зимним ремонтом теплосетей. «Город Прима» законспектировал самые популярные вопросы и ответы представителей СГК. Получились памятки, как действовать, когда дома холодно, если есть вопросы по платёжкам и что требовать со своих управляющих компаний.
Photo by Stas Ostrikov on Unsplash
На вопросы в прямом эфире отвечали директор теплосетевого подразделения СГК Сергей Иванов и директор теплосбытового подразделения СГК в Красноярске Константин Бородин.
Сергей Иванов: В этом году осень немножко теплее, чем была прошлая. Если обычно у нас отопительный сезон начинается 14-15 сентября, то в этом году сентябрь был теплый, и отопительный сезон мы начали 25 сентября. Октябрь был тоже теплее, примерно на 2-4 градуса. А вот ноябрь немножко холоднее 2022 года. При этом мы наблюдаем большие перепады температур: днем 0, а ночью −20. Днем −5, а ночью −18. Такие большие качели — для ноября редкость.
Сергей Иванов: Есть определенная нормативная методика, как измерять температуру в квартире. Конечно, на окне или на балконе будет холоднее. Измеряют определенные метры, сантиметры от окна, от стены дома. Эта методика утверждена государством. Норматив — 22 градуса. Адрес телезрителя запишем. Завтра с управляющей компанией свяжемся и выясним, в чем причина. Либо это окна бывают неплотные, либо что-то еще в доме. Сегодня все параметры теплоносителя в Красноярске зимние, и жалоб с точки зрения поставки тепловой энергии не должно быть.
Константин Бородин: Конечно, теплая погода сказывается на платежках, иначе быть не может. Чем теплее на улице, тем меньше потребляет дом тепловой энергии. И наоборот, чем холоднее на улице, тем больше потребляет многоквартирный дом тепловой энергии. Но количество потребления тепловой энергии зависит еще и от того, как дом подготовлен к отопительному сезону. Это зона ответственности управляющей компании и самих собственников жилых помещений. Чем качественнее они подготовятся, тем потребление будет меньше, тем, соответственно, меньше будет сама квитанция.
Если дом обеспечен приборами учета, то данные передаются с 25-го по 25-е число. Получается календарный месяц. И если средняя температура по календарному месяцу составила 3,5 градуса, а на момент передачи показаний приборов учета, скажем, 25-го числа, она будет немного другая. Эти пять дней, с 25 по 30 число — это уже будет потребление следующего месяца.
Сергей Иванов: И это все так, если есть узел учета, а если узла учета нет, то, соответственно, с погодой это никак не связано. Только получать перерасчет потом.
Сергей Иванов: Параметры, которые необходимо нам, энергетикам, подать на ввод дома, мы соблюдаем. Вам необходимо обратиться к управляющей компании, чтобы они сделали определенную регулировку. Там необходимо врезать регулятор. Мы адрес этот возьмем, с управляющей компанией свяжемся, потому что, не дай бог, люди ошпарятся.
Еще раз говорю: причина не в нас, но, тем не менее, свяжемся с управляющей компанией, поправить это несложно. Необходимы определенные капитальные затраты владельцев дома, и управляющая компания должна выполнить мероприятия, которые мы, кстати, в актах при подготовке к зиме обязательно указываем. Наверняка и в этом доме, когда мы проверяли, наши сотрудники написали в акте замечания. Проверим, если замечания не устранены, попросим управляющую компанию довести до нормативного значения схему, которую мы рекомендуем.
Константин Бородин: Мы адрес сейчас зафиксировали и посмотрим, если на два куба передали, показания изменим, свяжемся с собственником. Но в принципе, эти показания будут просто учтены в следующем периоде.
Константин Бородин: Самое популярное — «У меня холодно, за что я плачу деньги?»
Понятно, что у каждого из нас свое понимание комфортной температуры. И поэтому законодатель утвердил температуру, которая должна быть — это 24-22 градуса в жилых помещениях. Когда инспектор приходит в квартиру, он по методике проверяет. Определяется температура наружной стенки, углового шва, подоконника, замеряется центр самой большой комнаты, центр помещения на метр от пола, потому что температура пола тоже может быть низкой. На основании этих замеров делается заключение, по чьей вине происходит недогрев помещения. И если это из-за стены или дома, то в акте обязательно отражается: после устранения пригласить специалиста для повторных замеров. Холодную квартиру, когда промерзают стены, потолок нагреть невозможно, какую бы ты температуру туда ни подавал. Конечно же, и в этот момент тоже возникает много вопросов: «А почему мы должны страдать? Нам холодно. Пусть кто-то решит проблему». А кто этот кто-то? Это либо управляющая компания, либо сам собственник, если в окна дует.
Сергей Иванов: А как вы думаете, откуда взялось тепло? Закон сохранения энергии существует. У вас тепло, потому что в целом в дом тепло пришло. Вашу квартиру греют стены соседа, потолок, пол, стояки. И это пока довольно-таки новый дом. Новые стояки, например, еще, так скажем, не заросли различными отложениями. Вы, так как дом новый, и платите наверняка меньше, чем соседние старые дома. Константин Леонидович, как более опытный руководитель в этом направлении, может, что-то добавите?
Константин Бородин: Если говорить о том, можно ли отказаться от радиаторов. Да, можно. Но для этого надо внести изменения в проект. И это непростое дело. Но отказаться, в принципе, можно. В этом случае все равно придется платить за отопление мест общего пользования. Тут интересно еще и то, что раз одних стояков хватает, значит, в доме избыточное тепло какое-то. А когда дом потребляет избыточную тепловую энергию, мы видим и расчётки большие. Это сигнал в управляющую компанию для того, чтобы прийти и провести регулировку, по подъездам, может быть.
Сергей Иванов: Убавить количество тепла — вариант. И важно: если одна квартира захочет отопление убрать, например, сделать электрообогрев, это запрещено. Дом спроектирован особенным образом. Есть система отопления всего дома, есть норматив, и нельзя одной квартире вырезать отопление и поставить электрообогрев или обрезать отопление одной квартиры — соседи будут через стены, через потолок больше тепла тратить.
Сергей Иванов: С 2021-го года мы перешли на повышенную замену количества сетей. Более 35% сетей имеют срок службы более 20 лет. С 2021 года мы меняем и строим, реконструируем теплосетей более 50 километров. А до 2021-го года было 20 километров и меньше. За лето поменять 50 километров невозможно. Автотранспорт должен ездить, горячая вода должна идти в квартиры надлежащего качества — срабатывает много факторов. Поэтому уже несколько лет мы работаем с февраля по декабрь. В настоящий момент мы ведем работы на 17 участках. Да, это некоторые неудобства жителям, приношу извинения.
Сергей Иванов: Управляющая компания должна провести гидравлическую настройку внутри дома. Мы сходим, посмотрим, посоветуем. Зачастую не во всех управляющих компаниях есть специалисты. К сожалению, регулярно поступают такие жалобы.
Константин Бородин: Самое обидное в этой истории то, что тепло получают все по-разному. А квитанции будут у всех одинаковые по стоимости.
Сергей Иванов: Не торчащие, а в свое время спроектированные, построенные в соответствии с нормативами. Да, у нас такие трубы есть. Мы стараемся от наружной прокладки уйти, потому что понимаем, что для города это не совсем эстетично. Но не всегда можно сделать подземные трубопроводы, потому что коммуникаций много. Это и ливневая канализация, где есть и кабели, и водопровод, и канализация. В ближайшие годы, скажу честно, убирать трубы не планируем. Наша задача первоочередная — заменить те ветхие сети, которые могут влиять на надежность. Поэтому приоритет будет отдан замене ветхих сетей. А эти трубы в хорошем состоянии.
Вот карта, на которой СГК фиксирует все работы.
Красные участки это те, где работы идут. Зеленые и желтые — где уже закончены, фиолетовые — закончены досрочно.
Константин Бородин: Существует два способа расчета за потребление любого ресурса. Это учетный способ через приборы учета либо нормативный. Я так понимаю, в частном секторе взяли за полив общей площади. И там есть норматив, который рассчитывается на площади. Как сделать перерасчет? Ну, если не было прибора учета, перерасчет сделать невозможно. Поставили прибор учета, и сейчас будет производиться расчет по прибору учета.
Сергей Иванов: 35% сетей имеют срок более 20 лет. До 2021 года менялось менее 20 километров в год. Уже три года мы меняем в 2,5 раза больше сетей, и за последний год нам удалось остановить их старение. Что это значит? Мы меняем сети быстрее, чем они успевают ветшать. Есть определенная формула. Нам удалось добиться за год снижения количества отключений и порывов на 8%. Дефекты, к сожалению, есть, но их количество убавляется.
Константин Бородин: В домах малой этажности — это двух- и трехэтажные дома — такая техническая возможность отсутствует. Но даже если эту техническую возможность придумать, рядом с домом построить тепловую камеру, в тепловую камеру установить счетчик, который будет считать непосредственно тепло, которое потребляет этот многоквартирный дом, это будет очень недешевая история. И какая цель этого? Чтобы платить по факту? Но ведь не секрет, что сегодня нормативы на малоэтажные строения выше, чем норматив на девятиэтажные дома. Это тоже не просто так. При расчете нормативов рассчитывается этажность, материал, из которого построен дом, год постройки. И если обобщить это все, рассчитывается и энергоэффективность самого этого дома, насколько он хорошо держит тепло. Ведь не факт, что собственники потратят деньги, чтобы установить тепловой счетчик, а потребление будет меньше, чем вы сейчас платите.
Поэтому самый, наверное, эффективный способ, на мой взгляд, — это сначала провести энергоаудит этого дома, понять, как хорошо он держит это тепло. Если дом не держит тепло, то, может, тогда сначала провести мероприятия по сохранению тепла внутри дома. На всё это надо посмотреть с точки зрения экономики.
Сергей Иванов: Есть, к сожалению, такая история в городе Красноярске — старые дома, в которых нет циркуляционной схемы горячего снабжения внутри дома. Вода приходит горячая на вход в дом, потом она внутри дома не циркулирует. А в современных домах идет циркуляция через полотенцесушитель. Вода постоянно циркулирует, и человек, открывая кран, имеет сразу горячую воду. В таких домах необходимо делать реконструкцию внутридомовой системы полностью. Стоит это недешево, и выполняются такие работы в основном при капитальном ремонте дома за счет Фонда капремонта. Такая реконструкция может стоить более миллиона рублей.
Константин Бородин: А еще, чтобы сделать циркуляционную схему, необходимо будет проводить врезки внутри квартиры. А у кого-то в квартире хороший ремонт, а для того, чтобы произвести врезку, надо будет часть стены разрушить, потом восстанавливать. Не каждый на это соглашается.
Посмотрите горячую линию полностью.
Для СГК подобные горячие линии с неудобными вопросами — это традиционная форма общения с жителями города, такие горячие линии проходят на разных площадках.
Если вы не нашли ответа на свой вопрос или решения своей проблемы, обратитесь на горячую линию СГК +7 (391) 2-744-300
services@sibgenco.ru