Говядина за последние пару лет стала постепенно исчезать со столов россиян. Причина вполне ясна — разница в цене со свининой составляет в среднем более 170 рублей за кило. А если сравнивать с курицей, то птица будет дешевле телёнка примерно в два раза. В условиях того, что люди сейчас стараются экономить, выбор логично падает на более доступные виды мяса.
Photo by Artur Łuczka on Unsplash
Экономисты удивляются парадоксу: по закону рынка цена возрастает, если растёт спрос. Но в России ситуация обратная. И вот почему:
Причина высокой цены кроется ещё и в трудностях производства говядины — на это уходит немало времени. Корова вынашивает потомство 9 месяцев (как человек!). И в основном это не более одного детёныша за раз, в редких случаях — два. Еще полтора года нужно чтобы выкормить его до нужного веса. И все это время — только затраты: на корм, уход и ветпрепараты.
Прибавьте к этому нелёгкому процессу ещё то, что говядина сейчас существует разных премиальных сортов. То есть просто коров уже мало кто разводит, популярность набирают «Блэк Ангус», «Стриплойн» и прочие. Скачок произошел за последние десять лет — поголовье специализированных мясных пород выросло с 1,2% от общего до 20%.
Россия при этом входит в десятку крупнейших в мире производителей говядины и телятины. Производство мяса стабильно держится вокруг отметки в 1,6 млн тонн в год, это примерно 85% внутреннего потребления, остальное добираем импортом. А самообеспеченность страны мясом перевалила за 100%, при этом объем потребления около 80 кг на душу населения.
Что делать с избытком? Власти постепенно продвигают экспорт. Он пока невелик — в рамках 2,5% от производства, но как вариант заработка — неплохой. Не сокращать же объёмы производства, учитывая как непросто оно даётся.
— Думаем, что на один процент. Это неплохо. Будущее России — в говядине. В мире ее будет не хватать. Потому что для производства говядины надо много ресурсов, много воды и травы, соответствующий климат. А стран, которые это имеют, очень мало. И нам сегодня надо задуматься, что если мы сами не начнем производить ее больше, то мы потом и за границей не купим — она будет очень дорогая из-за роста спроса.
Сергей Юшин, руководитель Национальной мясной ассоциации