В этом году Красноярск отметит 400-летие. К большому событию активно готовятся на всех уровнях, в том числе это касается организации, оформления и обновления общественных пространств. О реализации конкретных проектов говорить рано: «Преображение в стадии планирования», — отмечают в администрации города. А пока идеи проходят все круги согласования на местном и федеральном уровнях, редакция «Город Прима» узнала мнение красноярцев.
Photo by Stas Ostrikov on Unsplash
Архитекторы, урбанисты и обычные горожане рассказали, что им нравится и не нравится в Красноярске.
Скажем сразу: к единому мнению прийти не удалось, но все участники опроса говорят, что в последние годы Красноярск развивается и преображается. Тем не менее у каждого есть «но». Чаще всего красноярцы жалуются на мусор и нехватку урн, вторжение в природу, отсутствие местной идентичности, а еще — друг на друга. Урбанисты же особенно ругают новую архитектуру.
Мнения горожан
Анастасия, маркетолог
В Красноярске мне нравится и оформление пространств, и мероприятия, которые проводятся в городе. Я люблю, когда можно погулять там, где красиво, удобно и интересно.
Бесит отсутствие урн. Я курящий человек и хочу выкидывать «бычки» в мусорку. Но часто их нет, что вынуждает меня выбрасывать окурки на землю и чувствовать разочарование от своего поведения.
Анна, инструктор по ориентировке мобильности
Самая больная сторона нашего города — это мусор. Например, возле моего дома устроили площадку для его сбора. Сюда отходы носят жители сразу нескольких домов, несмотря на то, что в каждом из них есть мусоропровод. Это абсурд.
Очень расстраивают нечищенные дороги и придомовые территории. Я инструктор по ориентировке мобильности с белой тростью — незрячим людям я помогаю перемещаться и ориентироваться в пространстве. Оставить незрячего человека один на один с нашими дорогами невозможно — обледеневшие и заваленные снегом междомовые проезды — это большой риск.
Еще очень печалит, что почему-то в нашем городе я вообще не вижу общественных туалетов. С людьми я провожу на улице по три-четыре часа, и в результате приходится искать кафе или отделения банков с уборными.
Но в целом город у нас достаточно красивый, презентабельный. Он меняется, благоустраивается — это круто.
Михаил, педагог
На город грех жаловаться. У нас замечательные парки и зоны отдыха, однако порой качество исполнения работ в этих зонах оставляет желать лучшего. Например, лестницы на Торгашинский хребет и правобережную набережную — металлоконструкции там сварены во многих местах ужасно, спайка расходится, и работа по дереву тоже небрежная.
А вот дико раздражает меня мусор, который оставляют горожане. Что ни говори, свиней полно, а урн недостаточно.
Я человек, который не мусорит, и мне приходится гулять по городу с фантиком наперевес, пока не попадется хоть какая-нибудь мусорка.
Анастасия, заместитель директора
Мне нравится, что город меняется к лучшему. Я наблюдаю это ежегодно. И не только в центре, как говорят многие, а рядом с домом — тоже, «на районе», в подъезде. На всех уровнях.
Обожаю популярные места, хоть почти всегда там людно. Лестница на Торгашинском хребте, Восточный вход на Столбы и ручей, Гремячую гриву, Татышев, просто центр города для прогулок, монастырь и набережную, КИЦ.
Люблю Красноярск. Он мне красив.
Что не нравится: бесит пестрота, отсутствие единого дизайн-кода. Хочется хотя бы примерной гармонии. Думаю, этого можно достичь только обязательством, законом: открываешь что-то, вот тебе критерии, которым должна соответствовать входная группа и вывеска. Так всем проще было бы жить. Закон есть закон.
Хочу ещё отметить гигантские шишки и муралы! Просветительскую функцию выполняют чудесно и украшают город.
Павел, предприниматель
В Красноярске мне нравится практически все. Он развивается, и видно, что этим занимаются специально обученные люди, а не как было раньше.
Не нравится, пожалуй, отсутствие самости — местной идентичности. На набережной в любом другом миллионнике можно увидеть ровно такую же красивую брусчатку и такие же лавочки, качели.
Вот старые красные бордюры из характерной местной породы, которые куда-то убрали с центральных улиц, в этом смысле они были куда интереснее. Может, они были немодные или не вписывались в общее видение, но они были характерны.
Проблема внедрения в городскую среду чего-то из мировых трендов в том, что мода проходит быстрее, чем изнашиваются объекты. Например, на улице Мира заменили брусчатку на модную сейчас, хотя старая, кажется, не стерлась.
Анна, писатель
Нет нормальных условий в Красноярске, начиная от мусорок до улиц. Нет леса, шумно, грязно, неудобно. Где надо — негде сесть, где не надо — куча пустых лавок. Нет широких просторных мест, светлых теплых шатров размером со стадион, открытых больших веранд из моих фантазий.
Из плюсов: здорово, что строится и уже построено на набережных, в Гремячей гриве.
Новые удобные и красивые места для отдыха в Красноярске — оазисы благодати, где можно зарядиться и согреться.
Хочется, чтобы вместо закрытых детских центров без света и воздуха строились большие пространства для игр. Вместо торговых центров — интерактивные музейные площадки, творческие центры с высокими потолками, просторные красивые офисы и проходные здания.
О недостатках одним предложением
Иван, музыкант
Туалетов всегда не хватает.
Алиса, менеджер проектов
Бесит, что нет разделения мусора и люди, которые по-скотски ко всему относятся.
Екатерина, экономист
Плохо, что застроили весь Татышев — живого места там уже нет.
Слово экспертам
Теперь перейдем ко мнениям экспертов. Один из них, кстати, подхватывает мысль о застройке природных локаций. Активный горожанин и урбанист Сергей Калуженов считает спорным открытие большого количества благоустроенных зеленых зон.
Сергей Калуженов, урбанист, активный горожанин
Природа есть природа. И к активному воздействию на нее нужно относиться крайне аккуратно.
Драйверами развития Красноярска Сергей считает открытие галереи современного искусства и появление гастрономических заведений. По его словам, привлечение к этим сферам международного экспертного сообщества благотворно повлияет на общий брендинг Красноярска.
А вот архитектор Стас Понятовский считает, что природа и застройка в Красноярске соседствуют достаточно гармонично.
Стас Понятовский, архитектор бюро «Стереоформ», старший преподаватель ИАиД СФУ
С точки зрения горожанина в городе мне нравится его ландшафтное окружение, природа, наличие заповедных зон рядом с Красноярском и участка рекреационной территории в центре — остров Татышев. Не нравится, как люди не любят свой город — мусорят и отвратительно паркуют машины.
С точки зрения архитектора отметил бы наличие четко выраженного исторического центра, удобную сеть улиц и дорог большей части города, а также не слабую, но недостаточную развитость общественного транспорта.
Оставляет желать лучшего качество современной застройки города. Исправить эту ситуацию можно только политической волей — установить регламенты по застройке и архитектурному облику объектов архитектуры и строго им следовать, а точнее регулировать соответствие им через общественные и профессиональные слушания. А кроме того, использовать современные инженерные решения, методы и технологии управления городом.
Недовольство работой с архитектурой в городе выразил и урбанист Илья Будкевич. Вместе с этим он предложил и несколько вариантов решения проблемы.
— Оставляет желать лучшего качество современной застройки города. Исправить эту ситуацию можно только политической волей — установить регламенты по застройке и архитектурному облику объектов архитектуры и строго им следовать.
Илья Будкевич, урбанист
Так получилось, что в советское время снесли 70% исторической застройки, чтобы построить хрущевки. В итоге даже центр за пределами проспекта Мира с архитектурной точки зрения выглядит достаточно уныло. Но это вполне исправимо.
- Нужно привести в порядок и сохранить 100% всей оставшейся исторической застройки центра;
- Привести в порядок балконы типовых домов, их остекление;
- Точечно работать с разнообразием.
Илья уточняет, что такого опыта много в восточной Германии. Там типовые дома архитектурно делят на подъезды, чтобы создать ощущение разнообразия. Первые этажи европейцы реконструируют под объекты торговли, тогда как у нас вместо этого пристраивают лестницы на улице.
Илья Будкевич, урбанист
Застройка должна вписываться в исторический центр. Сейчас в мире тренд на «новую традиционную архитектуру», когда новые здания строят в полном соответствии с исторической архитектурой местности, используя автохтонные материалы и технологии. Подобные примеры есть в Москве, Казани, Нижнем Новгороде. В Красноярске же среди новой застройки только пародии на историческую архитектуру — вроде того, что сейчас строят на пересечении Вейнбаума и Маркса. На мой взгляд, это даже хуже современных коробок в интернациональном стиле.
Евгений Колпаков, градостроитель, автор постов в интернет-медиа «Недоурбанистика»
Мне не нравится современная агрессивная застройка Красноярска. Думаю, это проблема присутствует во всех городах России, но тем не менее. Огромные глыбы из бетона стоят хаотично, отталкивая своим видом.
— Мне на 100% не нравится ни один современный ЖК в городе.
Ксения Якименко, архитектор, автор постов в интернет-медиа «Недоурбанистика»
Больше всего мне не нравится серый цвет, применяемый для элементов «нормативного» благоустройства — фонарей, остановок, заборов. Также, как и тенденция окрашивать разные элементы краской поверх родного покрытия. Например, бордюры и бетонные отбойники. Износившиеся бордюры надо менять, а крупные бетонные элементы и подпорные стены очищать и покрывать специальными составами для бетона, защищающими покрытие от воздействия влаги.
За мебелью также нужен уход. Со временем древесина рассыхается, и сесть на скамейку в одежде из тонкой ткани невозможно — новые затяжки обеспечены.
Производителям мебели нужно экспериментировать с защитными составами для дерева, которые не позволят дереву быстро рассохнуться, либо же шлифовать или брашировать уже стоящую деревянную мебель.