27 марта отмечается Всемирный День театра. По такому случаю повсеместно проводятся тематические фестивали, экскурсии, спектакли.
Красноярск не исключение — с 16 по 27 марта в нашем городе проходила «Театральная весна 2024». Тут и образовательная программа, и спектакли, и конкурс постановок. Работы местных режиссёров соревновались с гостевыми, а разворачивались представления на главных театральных площадках Красноярска. В этом материале мы сделали подборку лучших театров столицы региона по версии Минкульта, профильных экспертов, искусствоведов.
Открытое голосование за лучшие культурные институции Сибири проводилось в конце прошлого года. В анкетировании приняли участие признанные эксперты отрасли — региональные министры культуры, руководители музеев и театров, искусствоведы и независимые кураторы. Результаты опроса показали — по части театров Красноярск в топе. Так, в списке лучших оказалось немало наших локаций. Рассказываем о них.
Театр юного зрителя
Красноярский ТЮЗ набрал наибольшее количество голосов и оказался на первом месте. По словам министра культуры Красноярского края Аркадия Зинова, этот театр сегодня — один из ведущих молодёжных театров Сибири. Его любят и знают зрители не только Красноярска, но и всей России.
Его история началась в шестидесятых. Тогда в Красноярск из Ленинграда прибыли молодые актёры и режиссёры, которые мечтали создать смелый и неповторимый театр.
Первый сбор состоялся 1 августа 1964 года. В этот день режиссёр Валерий Галашин сказал своим коллегам: «Главное для нас сейчас — не столько сделать тот или иной спектакль, сколько открыть театр со своим лицом. Я думаю, мы должны сделать отличительной чертой нашего репертуара проблемные, актуальные пьесы о жизни молодого современника».
В репертуар нового театра вошли постановки по пьесам: «Моя старшая сестра» Володина, «Океан» Штейна, «104 страницы про любовь» Радзинского, «Мой бедный Марат» Арбузова. Всё это были современные авторы — Галашин слово сдержал.
Удалось коллективу исполнить и мечты о смелости. Это качество красноярских спектаклей в то время отмечали и московские критики.
ТЮЗ и сегодня соответствует философии его первооткрывателей. Одним из первых он стал осваивать визуальный театр и создавать зрелищные, высокотехнологичные спектакли большой формы. Среди особенно популярных социально-творческих проектов документальный спектакль «Подросток с правого берега», драматургическая лаборатория для подростков «ClassAct», инклюзивный проект «Человеческий голос», спектакли в жанре автофикшн и интерактивные перформансы.
Кроме того, театр развивает педагогическую программу с экскурсиями по закулисью, литературными чтениями, мастер-классами и театральными уроками.
Сейчас в репертуаре ТЮЗа 31 спектакль. Это классические и современные постановки для детей и взрослых. Например, школьная драма «Всем, кого касается», хоррор для детей «Красная шапочка», аудиопроменад «Призраки с правого берега», пластический спектакль «Петли», психологический балет «Анна Каренина».
Красноярский государственный театр оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
Крупнейший и единственный оперный театр в Красноярском крае занял третью строчку сибирского рейтинга. И здесь эксперты также особенно отметили современный подход к постановкам.
Так, руководитель представительства Благотворительного фонда Михаила Прохорова в Красноярске Валентина Тислянкова подчеркнула, что Красноярский театр оперы и балета имени Хворостовского — это современный театр, в репертуаре которого не только балетная и оперная классика, но и экспериментальные постановки, новые интересные формы взаимодействия со зрителями.
Действительно, сегодня помимо традиционных «Травиаты» Верди, оперы «Князь Игорь», балетов «Ромео и Джульетта» и «Сильфиды» в репертуаре спектакли-путешествия, мистерии и феерии, иммерсивные спектакли и экскурсии, которые проходят не только на привычной зрителю сцене, но и на альтернативных современных городских площадках.
Постановки театра не раз получали почётные награды фестиваля «Театральная весна», премии «Золотая Маска», оперной премии «Онегин».
Свой первый сезон театр открыл в 1978 году как раз таки оперой «Князь Игорь», которая впоследствии стала его визитной карточкой. Репертуар быстро разрастался — в него вошли постановки и для взрослых, и для детей.
Интересный факт: именно здесь начинал карьеру всемирно известный оперный певец Дмитрий Хворостовский. С 1985 по 1990 годы красноярский баритон был солистом Театра оперы и балета.
Красноярский драматический театр имени А. С. Пушкина
Пятое место в топе эксперты отдали старейшему красноярскому театру. Кроме того, в 2011 году «Наша Пушка» вошла в десятку лучших провинциальных театров России по версии журнала Forbеs, а в 2018 году попала в список 19 лучших российских театров Яндекс-топа.
Возник театр в 1874 году, когда при поддержке местных промышленников-меценатов Кузнецова и Щёголева на Староострожной площади появилось первое театральное здание. Поначалу здесь играли заезжие артисты и ставились любительские спектакли, но уже спустя год в театр «заехала» первая профессиональная труппа.
Артисты успешно выступали, впечатляя зрителей на протяжении 23 лет, но, к несчастью, в 1898 году здание сгорело, и труппа осталась без сцены. Четыре года потребовалось, чтобы вернуть местным жителям любимый театр.
Свои силы и средства к возведению нового здания приложили крупные промышленники, купечество, служащие, общества врачей и учителей. Так, в 1902 году появился Пушкинский Народный дом. Открылся он премьерой спектакля по пьесе Островского «Без вины виноватые».
В 2024 году Театру им. А.С. Пушкина исполняется 150 лет. За это время сменялись поколения актёров, режиссёров, художников. Через сцену прошли тысячи постановок.
Сегодня, по словам руководителей театра, его отличает постоянный творческий поиск, синтез старого и нового во всех частях жизни. Каждый спектакль — это новый взгляд на пьесу, новые и неожиданные подходы и решения.
В 2022 и 2023 году у театра появилось два новых корпуса, в том числе новая малая сцена на 116 мест — арт-кафе, а также экспериментальная сцена на крыше.
Сейчас в репертуаре «Нашей Пушки» около сотни постановок. Традиционное и авторское воплощение классики: «Бесприданница», «Горе от ума», «Коварство и любовь», «Конёк-Горбунок», арт-дефиле, роуд-стори, экскурсии, творческие встречи, перформансы и даже виртуальные игры.
Театр кукол
Среди лучших оказались и красноярские кукольники, которые, кстати, являются участниками российских и международных театральных фестивалей. Со своими спектаклями они побывали в Германии, Австрии, Болгарии, Сербии, Хорватии и в других странах.
Красноярский театр — единственный профессиональный в городе и старейший в Сибири. Официальным днём рождения театра считается 18 октября 1938 года, однако на самом деле труппа в формате любительского кружка начала развлекать публику ещё в 1934-ом. Театральные междусобойчики проходили в Клубе железнодорожников им. Карла Либкнехта, а творческий актив составляли артисты уже существовавшего тогда Театра им. А.С. Пушкина.
Первый сезон открылся кукольной постановкой «Три медведя». Но старт сезона не стал открытием самого театра. Более 20 лет с момента основания труппы артисты кочевали по квартирам — с репетициями, по городу — с выступлениями.
Собственная «база» у кукольников появилась в послевоенные годы. Это было помещение бывшего Клуба милиции, где артисты не только выступали, но и мастерили кукол — тростевых, перчатковых, мимических и марионеток.
— Чтобы сделать куклу, мастерские работают над эскизом, после составляют техпаспорт с механикой куклы. Затем специалисты создают механизм, а уж на него наращивается «мясо» куклы. Материалы всегда разные — всё зависит от спектакля и предпочтений режиссёра — папье-маше, ткань или пластик.
Рассказывают в театре
С куклами работают, как с настоящими актёрами. Когда основа готова, за дело берутся художники-бутафоры. Они расписывают фигурку, создают образ. Параллельно идёт работа портних — они изготавливают костюмы, мастерят аксессуары, наполняют персонажей характерными деталями. Так на сцене появляется уникальный герой.
Начинали артисты с постановки русских народных сказок для детей. Официальный запуск представлений для взрослых датируется 60-ми годами — в каждом кукольном театре по всему СССР тогда показывали «Божественную комедию», и красноярский не стал исключением.
Сегодня в театре почти всегда аншлаг. Здесь есть спектакли для всех: от самых маленьких до зрителей 18+. Основа репертуара рассчитана, конечно, на детей от 3 до 7 лет. Но и для взрослых спектаклей достаточно: «Мелкий бес», «Егоркина былина», «Хармс», «Затворник и Шестипалый» и спектакль «Я — кулак. Я — А-н-н-а».
«Вспышка»
А это не совсем типичный театр и позиционирует он себя как независимый драматический. В его репертуаре — новые формы и жанры, читки и перформансы. Они перерастают в полноценные спектакли, которые авторы представляют в барах, музеях, на улицах города вот уже 12 лет.
Сами «вспышки» говорят о себе так: «Мы — мерцающий театр, мы — вне сцены и вспыхиваем то тут, то там. Мы — смелый театр, который переворачивает понимание о современной драматургии. Нас интересует реальность и современность, мы позволяем себе ставить спектакли по таким пьесам российских и зарубежных авторов, за которые не возьмётся другой театр».
Помимо выступлений, «Вспышка» проводит арт-резиденцию «АванПост» — обучает молодых творцов и участвует в разнообразных творческих проектах культурной сферы. Например, в рамках «Музейной ночи» в Музейном центре провели digital-спектакль «Я — Кандинский». Его действие разворачивалось в телеграм-канале и в стенах музея одновременно.
Среди ближайших премьер «Вспышки» — ненормативная стендап-трагедия «ОТХ*!# РИЛИ. СЛУЧАЙ В ЛЕСУ» и психодрама «Путаница» — попытка распутать клубок страхов и обид между мужчиной и женщиной в кабинете психолога.
фото: sibdrama.ru, krasopera.ru, teatrkukol24.ru, ktyz.ru, vk.com/flash_theatre