Многие люди воспринимают аэропорт как место, где начинаются и завершаются путешествия. По пути к самолёту они проходят общедоступные зоны терминала, редко задумываясь о том, что за привычными процедурами скрывается сложная, чётко выверенная рабочая система. Сегодня расскажем о том, как устроен аэропорт имени Дмитрия Хворостовского, а также о тех, кто круглосуточно помогает нам сдавать багаж, регистрироваться, взлетать и радоваться «мягкой посадке».
Аэропорт — особое место со строгими правилами безопасности, продуманным расписанием, динамичным ритмом жизни, культурным пространством и набором по-сибирски гостеприимных сервисов. За кулисами оживлённых зон кипит работа множества служб и специалистов, обеспечивающих комфортный и безопасный перелёт. Что же касается пассажиров и провожающих, они взаимодействуют в основном с персоналом первой линии — агентами организации перевозок, ответственными за регистрацию пассажиров и их багажа, а также с инспекторами досмотра, которые встречают каждого на входе в терминал и стерильную зону.
Но обо всём по порядку.
Немного истории
Аэропорт был построен в 1980 году и получил название «Емельяново», а в 1993 году приобрёл статус международного. В связи с нарастающей популярностью туристического потока в краевом центре в 2015 году было принято решение построить новое здание. За два года возвели максимально технологичный и современный Пассажирский терминал. Старое же здание, долгое время служившее отправной точкой пассажиров в разные уголки мира, модернизировали в Деловой терминал. Здесь открылись конференц-залы, переговорные, коворкинг, а также залы повышенной комфортности для вылетающих.
Для более чёткого позиционирования региона и соответствия международному коду KJA, составленному из названия KRASNOJARSK, в 2019 году название аэропорта изменили на «Красноярск», а по итогам народного голосования, во время конкурса «Великие имена России», воздушной гавани присвоили имя знаменитого оперного певца Дмитрия Хворостовского. С тех пор полное название аэропорта звучит как Международный аэропорт Красноярск им. Д.А. Хворостовского.
Знакомство начинается…
…перед входом в Пассажирский терминал. Аэропорт Красноярск — первый объект, где была воплощена визуализация бренда «Енисейская Сибирь», а в интерьерах появились разнообразные элементы, олицетворяющие город и регион.
Входная группа — арт-объект в виде цитаты Виноградовского моста от площади БКЗ до острова Татышев. Вместе с этим он несёт и чисто практическую функцию — защищает привокзальную площадь от дождя.
Фасад терминала — стеклянный. Отражение местной природы в стёклах и вид на сосновый лес из терминала добавляет зданию особую изюминку. Кроме красоты, фасад также имеет конкретную функцию — освещение терминала. Благодаря архитектурному решению днём дополнительный свет не требуется, что позволяет экономить электроэнергию. Конечно, панорамные окна требуют регулярного ухода, но клининг аэропорту обходится значительно дешевле, чем дневное энергообеспечение. По такому же принципу застеклены и другие строения на территории аэропорта. Общая площадь остекления фасадов зданий — 14 077 м2 .
Безопасность превыше всего
Заходя в аэровокзал, первое, с чем сталкивается каждый человек — входной досмотр. Его осуществляют сотрудники службы транспортной авиационной безопасности — СТАБ. Сегодня это самая крупная служба воздушной гавани — всего здесь работают более 300 сотрудников. В 12-часовую смену в среднем выходит порядка 80 человек.
Основная задача инспекторов на входном досмотре — своевременно выявить попытку пронести с собой запрещённые вещества и предметы, которые могут создать угрозу для людей, находящихся на территории терминала.
Чтобы работа шла быстро и бесперебойно, на входе расположено 6 линий контроля. Каждую инспектируют двое сотрудников: один проверяет вещи, уложенные на ленту интроскопа, второй — людей, проходящих через металлодетектор.
— Это очень ответственная должность. Концентрация здесь важна как никогда. Мы часто работаем в режиме многозадачности и напрямую взаимодействуем с посещающими наш аэропорт людьми. Перед проверкой важно проинструктировать человека о правилах досмотра.
Все люди разные, кто-то уже опытный путешественник, а кто-то у нас первый раз, и возникают дополнительные вопросы. Тот вклад, который вносит каждый сотрудник отдела досмотра в работу аэропорта, очень значим, и это мотивирует работать дальше
Один из инспекторов отдела досмотра рассказывает о своей работе
Гостеприимный сибирский колорит
В терминале всё организовано так, чтобы любой посетитель мог легко понять, куда ему идти. Так, после входного досмотра, пассажир попадает в зону с информационными табло, где отображаются вылетающие и прибывающие рейсы.
Слева от входного досмотра — различные островки с товарами. Справа — стойка информации, где находится специалист, который всегда готов ответить на интересующие вопросы.
За стойкой информации можно увидеть сложенный из двух белокаменных треугольников корабль. Этот арт-объект символизирует первый казачий струг, на котором прибыл основатель Красноярска Андрей Дубенский.
Рядом с кораблём, напротив выхода в город, зона прибытия. Над ней, под самым потолком, располагается искусственный спутник земли. Конечно, в данном случае это всего лишь корпус, без наполнения. А вот один из таких настоящих спутников с символикой аэропорта отправили в космос в честь сорокалетнего юбилея воздушной гавани.
На втором этаже аэровокзала расположена зона ожидания для пассажиров, комната матери и ребёнка, картинная галерея. Особенное украшение локации — белый рояль. Это дань оперному певцу Дмитрию Хворостовскому, в честь которого назван аэропорт.
Весь интерьер терминала разработан в едином стиле, символизирующем сибирскую идентичность региона. Пол, стены и колонны изготовлены из материалов, напоминающих природный камень. Цвет и конфигурация напольной плитки имитирует дно реки Енисей. На стенах — принты в фирменном стиле территориального бренда.
За чистотой и порядком в терминале круглосуточно следит дежурный аэровокзала. Он делает обходы и осмотры, оценивает состояние зданий, сооружений и привокзальных площадей. Именно этот сотрудник первым узнает о каких-либо изменениях в аэропорту и подаёт сигнал ответственным службам.
— Аэровокзал — это место, где круглосуточно кипит жизнь. Для обеспечения комфортного пребывания в аэропорту пассажиров и гостей необходим постоянный контроль территории. Это очень подвижная работа, на месте долго сидеть не приходится. Этим работа и интересна — не бывает ни одного похожего рабочего дня.
Дежурный по аэровокзальному комплексу
На регистрацию
Вернёмся ко входу. Сразу за информационными табло находятся стойки регистрации. Здесь пассажиры должны предъявить паспорт, получить посадочный талон и при необходимости сдать багаж.
Ответственность за работу в этой зоне — в руках службы организации пассажирских перевозок. За стойками регистрации работают её агенты. Их задача — обслужить пассажира за строго отведённое по стандарту время: проверить документы на достоверность, багаж и ручную кладь — на соответствие требованиям правил воздушной перевозки, проинформировать пассажира о дальнейших действиях. На всё это у агента есть 60 секунд. Именно такой средний показатель позволяет достигать пропускной способности в 1 300 пассажиров в час или 5 миллионов в год. Пока же аэропорт вплотную приблизился к отметке 4 миллиона — за 2023 год обслужено 3,8.
— Для экономии времени пассажиров и увеличения эффективности показателей службы установлены стандарты на каждый из процессов обслуживания. В зависимости от порядка действий можно сэкономить время. Пока распечатывается багажная бирка, пассажира можно найти в программе и зарегистрировать, а если алгоритм обратный, процесс уже замедляется на 10 секунд, и это может быть критично в большом потоке очереди. Все подчинено логике и механике.
Агент по организации пассажирских перевозок
На зарегистрированный багаж агент наклеивает специальную бирку со штрих-кодом, и не просто так. Это необходимо для дальнейшего распределения. В маркировку «зашит» код пассажира и номер рейса. Чтобы сумка не улетела, куда не надо, наклейки, оставшиеся на чемоданах с прошлых полётов, нужно снимать.
Сортировка багажа
После регистрации чемоданы едут на транспортёр в багажном отделении. Здесь установлена пятиуровневая система проверки — запрещённые предметы на борт не попадут.
На первом уровне багаж распределяется оператором для дальнейшей обработки. Сумка отправляется на интроскоп, где экран просвечивает багаж. Вещи, вызывающие подозрение, видно сразу. Синим выделены металлические предметы, оранжевым — органика, зелёным — пластик. Все данные программа передаёт инспекторам. Они изучают изображение и решают, направить багаж в полёт или на дополнительный досмотр.
На принятие решения у инспектора СТАБ от 10 до 20 секунд. Запрещённых к перевозке предметов много, но если в багаже обнаружат, например, гранату, её оперативно накроют специальным противоосколочным одеялом.
Если вопросов нет, багаж идёт на ленту сортировки. Здесь-то и работают те самые бирки, что «шлёпают» на стойке регистрации. Несколько камер сканируют коды и направляют чемоданы на нужный рейс. Пропускная способность багажной ленты — 1500 сумок в пиковые часы. После отсортированный багаж загружают на перронные тягачи и за полчаса до вылета их направляют в багажный отдел самолёта.
— Наша багажная система имеет автоматический механизм сортировок, который без помощи человека обрабатывает до 1 500 сумок в пиковые часы работы. Система имеет тройное резервное копирование, поэтому ошибки исключены. У нас также есть дополнительная проверка перед погрузкой багажа — сотрудник сканирует каждую бирку сумки, и если сортировщик всё же допустил ошибку, она будет обнаружена на данном этапе.
Приёмосдатчик багажа и ручной клади
В ожидании рейса
Следующий пункт после регистрации — предполётный досмотр, расположенный на третьем этаже аэровокзала. Здесь проводится более тщательная проверка пассажира и его ручной клади. По требованиям досмотра через интроскоп необходимо «просветить» всю верхнюю одежду, ручную кладь, наручные часы, ремни, а иногда даже обувь. Здесь же придётся сдать и бутылки с жидкостью объёмом более 100 миллилитров.
После предполётного досмотра вылетающий попадает в «чистую» зону. Еще её называют стерильной. Благодаря тщательному досмотру всех посетителей зона максимально безопасна.
Здесь также расположено информационное табло с расписанием вылетов и действует система оповещения. До начала посадки на рейс пассажиры могут расположиться в уютных кафе или на местах в специальных зонах ожидания. После объявления номера выхода на посадку необходимо подойти к указанной стойке обслуживания. Здесь задача агента — проверить удостоверяющие личность документы и посадочный билет, после чего пропустить пассажира к выходу на перрон или к телетрапу.
Подготовка воздушного судна
Пока пассажиры проходят досмотр и ожидают рейс в стерильной зоне, на перроне кипит работа. Воздушное судно к полёту нужно подготовить. Этим занимается служба наземного обслуживания воздушных судов. Здесь всё также стандартизировано — у специалистов СНО на техническое обслуживание самолёта выделен один час.
Процесс запускается за 15-20 минут до прибытия самолёта. Сотрудники выходят на перрон и проверяют место стоянки. Здесь не должно быть лишних предметов.
По прибытии судна агент наземного обслуживания ставит опорные колодки под шасси и подключает провод для снятия статического электричества. Далее — проверка топлива, выгрузка и погрузка багажа, пополнение запасов бортпитания. Здесь тоже всё рассчитано. Выгружать сумки начинают через две минуты после прибытия. А вот во время загрузки важно распределить багаж правильно, поскольку перевес в одной части самолёта опасен.
В это же время на стоянку прибывает заправщик. Но сам процесс заправки стартует после высадки пассажиров. Объём топлива зависит от количества пассажиров на борту, массы перевозимого груза и погоды.
Обязательная процедура — клининг. Мойщики производят уборку салона и экипировку воздушного судна всем необходимым в полётном быту. В финале — осмотр воздушных судов инспекторами отдела досмотра.
Перед взлётом
Как только пассажиры поднимаются на борт и занимают места, закрывается дверь, снимаются колодки, а к самолёту подсоединяют тягач. Он буксирует судно к рулёжной дорожке — заднего хода у авиатранспорта нет.
В зависимости от погоды, если это осенне-зимний период или начало весны, воздушное судно могут направить на специальную противообледенительную обработку. Она необходима для обеспечения безопасной эксплуатации самолёта в воздухе. Наличие льда на поверхности воздушного судна может сильно ухудшить аэродинамические свойства.
По рулёжной дорожке воздушное судно доезжает до взлётной полосы. Останавливается, заводит двигатель на полную мощность, разгоняется до 200-300 километров в час и под рёв турбин отрывается от земли. В этот момент пассажиры отправляются в путешествие, а самолёт перестаёт быть «клиентом» воздушной гавани.
Система функционирования аэропорта сложная, дело его сотрудников — ответственное. Оно требует максимальной вовлечённости и концентрации. Для кого-то работа здесь — старт трудовой биографии — аэропорт помогает взлетать не только самолётам, но и карьере. Кто-то связывает с авиацией всю жизнь. И представитель каждой службы отмечает, что его труд — это не только серьёзность и механическое выполнение важных функций. Работа в аэропорту, по словам его сотрудников, — это ещё и романтика. Сюжеты долгожданных радостных встреч и трогательных проводов, взлёты и посадки на фоне звёздного неба, рассветных лучей, заходящего солнца в то время, когда «под крылом самолёта о чём-то поёт зелёное море тайги».
Фото предоставлены пресс-службой аэропорта Красноярск, автор: Ольга Соколова, Андрей Нейман, Юлия Раскова, Алексей Волошин, Алекс Чампакхам, Денис Дымко