Игра за миллиард: российская «Смута» — шедевр или провал года

Сибирские разработчики компьютерных игр разделили индустрию на два лагеря

фото: smuta.games

— Смута» — это игра в жанре action RPG, события которой разворачиваются в России в период Смутного времени и польской интервенции. В основе сюжета — исторический роман Михаила Загоскина «Юрий Милославский, или Русские в 1612 г.»

Разработчики игры — новосибирская студия Cyberia Nova, работающая с 2015 года. С момента своего создания специализировалась на аутсорс-проектах на Unity и Unreal для крупных международных компаний, отмечается на сайте.

По сведениям «СПАРК-Интерфакса», 90% акций ООО «Сайберия нова» принадлежит Эльмире Холодовой, 10% — гендиректору Алексею Копцеву. Уставной капитал компании — 30 тыс. рублей. В 2022 году выручка составила 226,2 млн рублей, прибыль — 12,6 млн рублей.

Создатели «Смуты» получили в 2022 и 2023 годах два гранта на 260 млн и 250 млн рублей от АНО «Институт развития интернета» (ИРИ). В феврале 2023 года «Ведомости», ссылаясь на ИРИ, писали, что общий размер инвестиций в «Смуту» к моменту релиза может составить приблизительно 1 млрд руб.

Герои и сеттинг

Среди героев «Смуты» — известные исторические персонажи: Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, Лжедмитрий II, польский король Сигизмунд III, царь Михаил Федорович Романов. Игра основана на исторических событиях Смутного времени в России, охватывающих период с 1598 по 1613 год.

Сюжет игры рассказывает о приключениях молодого полководца Юрия Милославского, который пытается спасти Россию от иностранных захватчиков.

Игровой процесс

Игра представляет собой экшен-RPG с открытым миром. Игрок может свободно перемещаться по карте, выполнять задания, сражаться с врагами и взаимодействовать с другими персонажами.

В игре есть несколько основных механик:

  • Боевая система: игрок может сражаться с врагами в ближнем и дальнем бою, используя различное оружие и навыки.
  • Система прокачки: игрок может повышать уровень персонажа, получая очки опыта за выполнение заданий и победу в сражениях.
  • Крафт и торговля: игрок может создавать и улучшать оружие, броню и другие предметы, а также торговать ими с другими персонажами.
  • Взаимодействие с персонажами: игрок может разговаривать с другими персонажами, выполнять их задания и влиять на их отношение к себе.

Игра имеет красивую графику и звуковое сопровождение, которые помогают погрузиться в атмосферу Смутного времени. «Смута» позволяет игрокам окунуться в историю России и почувствовать себя в роли героя, пытающегося спасти свою страну от гибели.

Что получилось?

После феноменального успеха Atomic Heart от «Смуты» ожидали сопоставимого качества или даже близкого к категории AAA-шедевра вроде «Ведьмак III», пишет российский Forbes. Однако релизом в сообществе остались недовольны.

Главная претензия — несоответствие анонсов разработчиков, которые работали над проектом высокого класса. Заявленный «трипл-эй» не увидели даже те, кто с трепетом относится к первым и, в общем, успешным попыткам российской индустрии выйти в глобальное игровое пространство и занять там свою нишу.

Отзывы игроков

Реакция игрожуров и блогеров:

Kuplinov Play (16 млн)

Я напоминаю, что это первый опыт российских разработчиков создания такой крупной игры. Игру делали меньше двух лет. Игра обещается с долгой поддержкой. Много чего ещё будет дорабатываться. Из того, что сегодня бросилось в глаза: анимации в диалогах слабые, озвучка второстепенных NPC (неигровых персонажей) — тоже очень слабая».

GideonGames (1,7 млн)

Смута — скромная игра. Бюджет всего 500 млн. рублей. Я не знаю, я не знаю, я не знаю… Если у вас так мало денег и вы не тянете мега-проект… Может тогда что-то попроще сделать? Тут кое-как, там так-сяк… Ну хоть графика хорошая. Зачем это оправдывать небольшую стоимость проекта. Они школьники какие-то? У них был какой-то школьный проект, поэтому он вышел не очень. Нет! Они делают продукт, который продают за реальные деньги. И мне, в общем, как пользователю-покупателю-игроку, совершенно наплевать, какой у них был бюджет. Это не школьный инди-проект, а огромная студия, $5 млн. Значит, нужно где-то сбалансировать траты, чтобы на анимацию хватило и на боевую систему хватило. Не умеете в «боевку», сделайте игру другой, повествовательной — квестом, adventure.

iXBT Games (470 тыс)

Три проблемы «Смуты»: оптимизация, «боёвка», озвучка. Мы не понимаем, как можно делать настолько красивые декорации, настолько грамотный, аутентичный и погружающий сеттинг, но настолько никчёмную озвучку. «Смуту», такое ощущение, делали наоборот: сначала нарисовали впечатляющие декорации, а потом начали «впихивать» в эту «эстетику» что-то похожее на игру. Не удивлюсь, если этот тезис станет основным определяющим «Смуту» в наших роликах.

Портал IGM (2,7 млн)

Российская игровая индустрия уже давно заявила о себе, как о конкурентоспособной отрасли. Наши проекты стабильно «шумят» и собирают восторженные отзывы. В конце концов, у нас есть Atomic Heart… За последние годы российский геймдев не раз показывал, что у нас могут разрабатывать и выпускать отличные игры: как инди-игры, так и полноценные «трипл-эй» (высокобюджетные игры). Даже если убрать за скобку зарубежную игровую индустрию, по поводу смуты напрашивается один единственный вывод: «Смута» — это плохая игра. И это не только мнение отдельных блогеров и игрожуров. В ней неинтересный геймплей, ужасные диалоги и «лудонарративный диссонанс». Единственный положительный элемент — сеттинг (среда). Здесь действительно виден горизонт проделанной работы.

PoleznyiBes (850 тыс)

Смута — не игра, а, как метко заметили в комментариях, «игросодержащий продукт». И действительно эта характеристика ей подходит больше всего: учебник истории с элементами г еймплея. Я уверен, когда шли за бюджетом обещали не только достоверные исторические факты и, конечно же, правильный посыл, но еще и боевую систему, стелс, влияние диалогов на сюжет и характер, систему фракций и все то, что должно быть в современном RPG.

Поделиться
Поделиться
Поделиться