Международный день цирка

Весёлые праздничные традиции и устрашающие цирковые истоки

Всемирный день цирка учредили в 2010 году. С тех пор его празднуют едва ли не в каждой стране мира — в некоторых из них есть и локальные тематические праздники. В России своего Дня цирка пока нет, однако это не мешает нашей стране присоединяться ко всеобщему торжеству. Рассказываем, как отмечают этот день, откуда растут цирковые ноги и делимся интересными фактами.

Photo by Miikka Luotio on Unsplash

Ежегодно Международный день цирка отмечается в третью субботу апреля. В этом году праздник выпадает на 20 число.

Отмечать World Circus Day предложили принцесса Монако Стефания и экс-президент Всемирной федерации цирка Урс Пилс. Весёлый праздник призван порадовать и удивить любителей цирка по всему миру, а также отдать дань вкладу циркового искусства в культуру.

Серьёзных мероприятий в этот день ждать не стоит — только радость, веселье и удивление. Цирки проводят дни открытых дверей, карнавалы и фестивали, интерактивные шоу, викторины и благотворительные акции. Кроме того, часто зрителей приглашают на открытые репетиции, устраивают мастер-классы по жонглированию и акробатике, учат показывать фокусы.

— В некоторых странах у всех желающих есть возможность познакомиться с артистами-животными и обучиться азам дрессуры.

Один из самых распространённых форматов празднования в России — встречи школьников и детсадовцев с артистами. Если в обычный день акробатов и гимнастов, фокусников и дрессировщиков можно увидеть лишь на арене, то в День цирка бывает возможность пообщаться с трюкачами и задать им волнующие вопросы.

А в 2022 году в нашей стране к празднованию приурочили внедрение социально важного проекта. Впервые в России на манеже Большого Санкт-Петербургского государственного цирка на Фонтанке состоялось цирковое представление с тифлокомментированием. Это был мюзикл на воде «Одиссея».

Инновации и технологии сегодня заходят и на манеж, однако были времена, когда цирковое искусство было совсем другим. А зародилось оно ещё в Древнем Риме.

Первым местом для проведения цирковых представлений было Марсово поле. Позже пятый царь Древнего Рима Луций Тарквиний Приск обустроил между двумя холмами особое ристалище для конных состязаний, которое затем получило название «Великий цирк».

Представления древних римлян были далеки от весёлых и радостных впечатлений. Самое безобидное зрелище того времени — скачки на колесницах. Вместе с ними на арене порой демонстрировались по-настоящему жуткие представления. Так, например, в цирке Фламиния, построенном в 220 году до нашей эры, арену наполняли водой, запускали туда крокодилов, а смельчаки показывали зрителям, как охотиться на рептилий. В цирк римского императора Калигулы ходили смотреть на жестокие мучения, которым подвергали христиан. Кроме того, в цирках устраивали бои атлетов и бои зверей.

Много веков прошло до тех пор, когда цирк стал воплощать веселье и наполнять зрителей позитивными эмоциями.

Цирк, каким мы знаем его сейчас, появился в конце 18 века. Тогда английский наездник и эквилибрист Филипп Астлей создал школу верховой езды, где помимо прочего проводил представления. Сначала это были лишь конные номера, но позже репертуар разнообразили выступлениями клоунов, канатоходцев, жонглёров и акробатов.

В России акробаты развлекали зрителей ещё в 17 веке, однако самого цирка, как отдельного явления, не существовало. Возник он 1873 году, когда артисты братья Никитины открыли первый стационарный манеж в Пензе. Спустя несколько лет они же основали цирк и в Нижнем Новгороде. В столице цирковая арена появилась только к 1880 году, благодаря Альберту Соломонскому, который, к слову, стал первым автором детских представлений. До этого выступления посещали лишь взрослые.

— До Красноярска цирковое искусство добралось в 1896 году.

В конце 19 века красноярскую публику развлекали прямо на улице или в цирковых шатрах. Первые цирки стали строиться чуть позже. Это были временные сооружения, построенные чуть ли не из заборных досок. Купол формировали из старых мешков или холстины.

Как отмечают сами представители красноярского цирка, постройки мало напоминали здание современного цирка и больше походили на прохудившиеся гнёзда. Дыры и щели в них затыкали деревяшками от разломанных ящиков из-под чая.

Такие конструкции не утеплялись, а соответственно не позволяли проводить в них представления круглогодично. «Сезон», как правило, длился 7-8 месяцев.

Публика в то время к циркачам относилась без особого интереса. И чтобы заманить зрителей один из руководителей развернул настоящую маркетинговую кампанию — контрамарки в конце представления предлагалось обменять на приз — 150 рублей или осла.

Первая тёплая арена появилась в нашем городе в 1917 году, благодаря местному цирковому кооперативу. Но четыре года спустя он распался, и цирк перешёл под управление городского совета.

В 1930 году деревянное здание разобрали, на том же месте возвели новое, но к 1940 году демонтировали и его.

В течение 30 лет артистам вновь приходилось «скитаться» с представлениями по улицам или устанавливать палатки-шапито. Чаще всего выступления устраивали на известных сегодня Предмостной и Красной площадях. Но в 1971 году в Красноярске-таки выстроили здание цирка. Его называли зимним — выступать здесь циркачи могли и в холодную погоду — было тепло.

За время своего существования красноярский цирк принял на своей арене множество знаменитостей. Здесь выступали: Олег Попов, Юрий Никулин, Эмиль Кио, сёстры Кох и братья Запашные, Маргарита Назарова и Карандаш.

— Цирк — это не просто арена для развлекательных представлений, но целая система создания художественных образов. Чтобы выступления и герои были яркими, запоминающимися и впечатляющими, с ними работают режиссёры, композиторы, балетмейстеры, художники и многие другие.

Сегодня красноярский цирк находится на реконструкции. Планируется, что в обновлённом здании оборудуют более комфортную зону для зрителей, установят новое световое и звуковое оборудование, улучшат гримёрки для артистов, а также откроют игровую комнату для их детей.

Приметы

Нельзя трогать руками чужой реквизит.

Нельзя переходить дорогу артисту перед выходом на арену — это сулит травму.

В сценическом костюме нельзя садиться — это неуважение к зрителю.

Нельзя выходить на премьеру в новом костюме.

Считается, если перешагнёшь барьер манежа, останешься в цирке на всю жизнь.

Факты

Ребёнка из семьи циркачей называют опилочным. Как правило, он растёт едва ли не за кулисами и строит цирковую карьеру.

В 1972 году в Штутгарте цирковой медведице за виртуозное катание на мотоцикле по арене выдали водительские права.

Леонид Брежнев был фанатом цирка. В московском цирке у него был личный гараж.

Опаснее всего дрессировать медведя — по нему не видно недовольства, из-за чего его нападение всегда неожиданно.

Официальное название техники метания ножей — частокольное искусство.

Поделиться
Поделиться
Поделиться